Суд времени. Фильмы, которые провалились в прокате, но стали культовыми
Мы живём во времена, когда многие пытаются измерить значимость фильма его оценкой на сайтах-агрегаторах и суммой кассовых сборов. Но художественная ценность не измеряется в портретах мёртвых президентов, ведь даже «Гражданин Кейн» провалился в прокате. Мы подготовили для вас список безусловно выдающихся фильмов, на которые, по странному стечению обстоятельств, никто не пошёл в кино.
«Эта замечательная жизнь» (1947)
Если у нас под Новый год любят смотреть добрые комедии про Женю Лукашина или Шурика и машину времени, то в Америке почему-то предпочитают поучительные сказки. Жители США не представляют Рождества без фильма «Эта замечательная жизнь», герой которого, устав быть хорошим парнем и жить ради других, решает сигануть с моста в канун главного зимнего праздника. Звучит не слишком вдохновляюще для фильма, который смотрят всей семьёй под Новый год, правда?
У нас «Иронию судьбы» любят так сильно, что даже её посредственный ремейк, притворяющийся сиквелом, многократно отбил свой бюджет. Сложно даже представить, что фильм, который на Западе столь же тесно ассоциируется с духом праздника, так сильно провалился в прокате, что разорил выпустившую его компанию.
«Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998)
Странный Терри Гиллиам снял по книге странного Хантера Томпсона странный фильм-путешествие, в котором наркотический трип перетекает в деконструкцию американского образа жизни. Нет ничего странного в том, что широкие народные массы не поняли и не оценили творение эксцентричного режиссёра, ведь оригинальное произведение, на котором базируется картина, также тяжело воспринимается читателем, не находящимся в изменённом состоянии сознания.
И всё же Хантер Томпсон не зря пользуется славой мастера словесности, да и сыгравшие в фильме главные роли Джонни Депп и Бенисио Дель Торо не даром едят свой хлеб: «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» растащили на цитаты почти сразу после выхода.
«Бегущий по лезвию» (1982)
Студийные боссы Warner Brothers имеют давнюю привычку вмешиваться в творческий процесс режиссёров, обладающих мощным авторским видением, чтобы сделать результат их работы более понятным условному «среднему зрителю». Это не сработало с «Лигой справедливости» сегодня, не сработало и много лет назад с «Бегущим по лезвию». Фильм, к которому белыми нитками пришили хэппи-энд и разъясняющие фабулу комментарии рассказчика, провалился в прокате, а вот его режиссёрская версия нашла своего зрителя, готового искать ответ на оставленные открытыми вопросы о природе человека.
«Бегущему по лезвию» вменяли в вину многое: неспешное повествование, слишком сильный акцент на визуальную составляющую в ущерб сюжету, непродуманное взаимодействие между персонажами. Вероятно, реальной причиной провала фильма стало неудачное время выхода: ему пришлось конкурировать с «Нечто» Карпентера, «Инопланетянином» Спилберга и «Троном».
К вышедшему в 2017 году сиквелу «Бегущего по лезвию» предъявляют те же претензии, что и к предшественнику. Время покажет, сможет ли он, подобно оригиналу, вписать себя в историю научно-фантастического кино.
«Скотт Пилигрим против всех» (2010)
Сюжет «Скотта Пилигрима» кажется типичным для молодёжных ромкомов: парень-неудачник (Майкл Сера) встречает девушку не из своей лиги (Мэри Элизабет Уинстэд) и должен доказать, что достоин её внимания, справившись с нападками её озлобленных бывших. Но режиссёр Эдгар Райт, приложивший руку к «Зомби по имени Шон» и «Типа крутым легавым», не снимает «типичные» фильмы. «Скотт Пилигрим» до отказа наполнен отсылками к гик-культуре, и потому для человека, не понимающего прелесть восьмибитных аркад и настольных ролевых игр, кажется несвязным нагромождением наполненных неуместными спецэффектами драк.
Коллеги-режиссёры Кевин Смит и Квентин Тарантино хорошо отозвались о работе Райта, а мировое гик-сообщество, оценив сделанный в их сторону жест, объявило фильм «моментальной классикой».
«Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007)
Понятно, почему кино про одного из самых одиозных персонажей Дикого Запада не вызвало бурного интереса в России: у нас имя Джесси Джеймса слышали только преданные поклонники вестернов. Загадкой остаётся, как фильм с громоздким названием «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (Брэд Питт настоял на том, чтобы картина называлась именно так) мог провалиться в домашнем прокате.
Возможно, зрителей отпугнула фамилия Аффлек на афише – хотя Кейси как актёр во сто крат сильнее своего брата Бена, а роль Роберта Форда он играет с такой же отдачей как и Ли в «Манчестере у моря». Про Джесси в исполнении Питта и говорить не приходится – это едва ли не лучшая роль Брэда за последние десять лет.
Западные критики называют этот фильм одним из лучших вестернов со времен «Непрощённого» и полагают, что режиссёр Эндрю Доминик вернул интерес аудитории к кино про Дикий Запад. Жаль, что пожинали плоды этого интереса уже другие люди.
0 комментариев