В СССР секса не было, а сексуальные домогательства были
В октябре 2017 года над Голливудскими холмами сгустились тучи. После громкой статьи в солидной газете The New York Times разразилась гроза обвинений и пошёл дождь из признаний в сексуальных домогательствах. Мир узнал о том, что, оказывается, на Фабрике грёз давно царят аморальные порядки, ёмко характеризующиеся словосочетанием “через постель”.
Однако, характерно ли это только для главной киноиндустрии мира, или же такие случаи встречаются повсеместно?
Наш журнал решил заглянуть в прошлое собственной страны и вспомнить подобные истории, происходившие в советское время.
Талантлив не во всём
Иван Пырьев прославился в советском кино как выдающийся режиссёр и сценарист. Он занимался постановкой музыкальных комедий «В шесть часов вечера после войны» (1944) и «Кубанские казаки» (1949), драм «Идиот» (1958) и «Белые ночи» (1959) и мелодрам «Трактористы» (1939) и «Свет далёкой звезды» (1965). В самом начале карьеры, когда он работал помощником режиссёра, в профессиональных кругах его наделили прозвищем «король ассистентов», предрекая большое режиссёрское будущее.
В противоположность этому, в последний период своего творчества Пырьев приобрёл другое прозвище – «Иван Грозный». За его несомненными талантом и профессионализмом стоял человек с довольно сложным характером. Об этом говорит и случай на съёмках фильма «Свет далёкой звезды» в городе Горький (ныне Нижний Новгород): режиссёр возмутил актёров массовых сцен своими грубыми высказываниями в их адрес. Не потерпев такого обращения, участники массовки завалили редакцию газеты «Известия» письмами о пережитом опыте. Итогом стала статья под названием «Звёзды близкие и далёкие, или Как зарвался знаменитый кинорежиссёр». Пырьев принёс извинения за своё поведение в открытом письме.
Моральный облик режиссёра омрачает ещё и негласный «чёрный список», в который входили актрисы, которых он запрещал снимать. Занимая высокие административные посты (в разные годы он был главным редактором журнала «Искусство кино», заместителем председателя Большого художественного совета Министерства кинематографии СССР, директором киностудии «Мосфильм», председателем основанного им Союза кинематографистов СССР и даже депутатом Верховного Совета СССР), он имел колоссальное влияние на индустрию и, пользуясь положением, домогался артисток.
В «список Пырьева» вошли актрисы, отвергшие ухаживания режиссёра, в их числе: Клара Румянова, Ольга Бган, Людмила Марченко и Ия Арепина. Последняя даже написала жалобу на кинематографиста, но ничего, кроме попадания в этот самый «стоп-перечень», не добилась.
Печально известна ещё одна жертва мстительного Пырьева - Екатерина Савинова.
Подающая большие надежды актриса была выбрана на роль в «Кубанских казаках» - своей первой полнометражной картине. Во время съёмок режиссёр откровенно склонял Савинову к интрижке. Когда простого отказа Пырьеву оказалось недостаточно, он получил от актрисы пощёчину. После этого инцидента Савинову утверждали только на небольшие эпизоды. И режиссёры, и сценаристы восхищались талантом актрисы, но обойти неофициальный запрет и предложить ей главную роль было невозможно. Исключением стал фильм «Приходите завтра…» (1962), сценаристом и режиссёром которого выступил её муж Евгений Ташков.
Высокий пост и низкое поведение
В сексуальных домогательствах в отношении советских актрис обвиняли не только людей, непосредственно связанных с кинопроизводством, но и влиятельных политических деятелей. Среди них и министр культуры СССР Георгий Александров, на даче которого не один год находился тайный дом свиданий.
С этим резонансным делом, итогом которого стало увольнение самого чиновника и нескольких его коллег, связано также имя актрисы Аллы Ларионовой, которую подозревали в любовной связи с Александровым. Сама актриса вспоминала, что министр случайно увидел её во время кинопробы в павильоне киностудии «Ленфильм» и «с открытым ртом простоял до конца». Потом, по словам актрисы, он пригласил её на банкет, поцеловал руку, и больше они не виделись. Однако слухи множились вместе с профессиональным успехом Ларионовой: народная молва утверждала, что её роль в «Анне на шее» (1954) – заслуга влиятельного покровителя.
В 1955 году министра обвинили в домогательствах к актрисам и поэтессам. Имена жертв хоть и не были оглашены, но самих подозрений в аморальном поведении Александрова хватило для того, чтобы снять его с высокого поста. С увольнением министра карьера Аллы Ларионовой также пошла на спад: несколько лет её не снимали в кино.
Вседозволенность порождает чудовищ
Имя одного из влиятельнейших людей в СССР Лаврентия Берии в общественном сознании ассоциируется с сексуальными домогательствами и изнасилованиями. В частности, подобные обвинения звучали в ходе следствия над уже опальным соратником Сталина (хотя сам он их отрицал). Актриса Татьяна Окуневская в своих мемуарах утверждает, что Берия обманом привёз её к себе на дачу и изнасиловал: сама женщина думала, что едет с ним выступать в Кремле.
Спустя несколько лет к Окуневской приставал другой чиновник – министр госбезопасности СССР Виктор Абакумов. На приёме он пытался без спроса поцеловать актрису, за что та ударила его по щеке. Оскорблённый чиновник дал указание арестовать Окуневскую за «антисоветскую агитацию и пропаганду». Больше года она находилась в одиночной камере, а позже была отправлена в лагерь. Актриса сумела пройти все нечеловеческие испытания и вернулась в Москву, однако дальнейшая работа в театре и кино у неё так и не сложилась.
0 комментариев