Насильники на экране. Сцены, вошедшие в историю кино (18+)
Голливуд наших дней, как известно, охватила эпидемия сексуальных скандалов. Всё началось 5 октября 2017 года, когда газета The New York Times написала о том, что один из самых влиятельных американских продюсеров Харви Вайнштейн десятилетиями домогался до множества женщин. Среди них были названы популярные актрисы Эшли Джадд и Роуз Макгоуэн. Вскоре стали появляться всё новые жертвы продюсера-маньяка: на данный момент их набралось аж 88 (!).
Инцидент с Вайнштейном словно откупорил некую пробку голливудского молчания, и заявления о сексуальных домогательствах стали появляться едва ли не каждый день. В число обвиняемых вошли такие звёздные актёры, как оскароносные Кевин Спейси и Дастин Хоффман.
В свете открывшихся обстоятельств наш киножурнал решил вспомнить, как тема сексуального насилия освещалась в самом кинематографе, и предложить вам несколько самых запоминающихся сцен этого рода.
“Необратимость”
Хоть главные сексуальные скандалы бушуют в Голливуде, с изображением сексуального насилия на экране гораздо серьёзнее всё обстоит у европейцев (возможно, именно потому, что они меньше боятся скандалов). Так, одна из самых впечатляющих сцен подобного рода была снята французским режиссёром Гаспаром Ноэ и вошла в его фильм “Необратимость”, выпущенный в 2002 году.
В этой шокирующей драме одна из самых красивых актрис своего времени, итальянка Моника Беллуччи, подвергается насилию со стороны уличного подонка прямо на полу грязного подземного перехода. Сцена снята одним кадром и длится около десяти минут, а основную часть времени камера просто фиксирует происходящее, лёжа перед лицами героев.
Премьера фильма вызвала противоречивую реакцию. Многие зрители покидали зал, увидев сцену изнасилования или ещё более отталкивающую сцену убийства, где человека долго бьют огнетушителем по голове, деформируя его череп. В то же время многие из тех, кто досидел до конца, отмечали смелость создателей картины и их техническое мастерство.
В любом случае, сцена в подземном переходе произвела на публику такое впечатление, что, несомненно, вошла в историю кино. Пускай даже только в историю его “тёмных страниц”.
“Заводные” и прочий Верховен
Если говорить о насилии и сексе на экране, то, главным их апологетом можно смело назвать голландца Пола Верховена. В фильмографии этого режиссёра нет, пожалуй, ни одного произведения, где бы активно не эксплуатировалось и то, и другое.
Из сцен изнасилования, показанных в его фильмах, можно вспомнить и жестокое групповое из драмы про стриптизёрш “Шоугёлз”,
и средневековое из историко-приключенческой “Плоти и крови”,
и современно-европейское из хита 2016 года “Она”.
Но, возможно, даже более актуальной на сегодняшний день является сцена из фильма 1980 года “Заводные”, посвящённого жизни голландской молодёжи. В ней группа геев насилует одного из главных героев в городской подземке, после чего тот понимает, что он и сам гей.
“Девушка с татуировкой дракона”
Одним из самых востребованных сюжетов XXI века стала серия книг шведского писателя Стига Ларссона, начавшаяся с опубликованного в 2005 году романа “Девушка с татуировкой дракона”. В ней рассказывалось о дуэте журналиста Микаэля Блумквиста и эксцентричной девушки Лисбет Саландер, раскрывающих запутанные преступления. Помимо прочего, затрагивалась в романах и тема сексуального насилия (даже оригинальное шведское название первой книги звучит как “Мужчины, которые ненавидят женщин”).
Первая экранизация романа вышла в 2009 году и была совместным скандинаво-германским проектом. В картине датского режиссёра Нильса Ардена Оплева зрители впервые увидели, как главную героиню насилует назначенный ей государством опекун. Особых графических подробностей сцены изнасилования не содержали, но сама история смотрелась достаточно шокирующе и этим захватывала.
В конце концов персонаж шведской актрисы Нуми Рапас (которая, как и режиссёр, после мирового успеха этого фильма отправилась покорять Голливуд) мстит своему обидчику, насилуя его специальным секс-прибором.
В США не могли пройти мимо столь успешного продукта, и уже через два года на экраны вышел дорогостоящий американский римейк. Снял его самый стильный режиссёр Голливуда Дэвид Финчер, а в главных ролях снялись звёздный Дэниэл Крэйг и молодая Руни Мара. Именно актриса и стала главным действующим лицом фильма, заворожив зрителей всего мира мрачной и пронзительной энергетикой своего персонажа.
Что касается сцен насилия, то они были выполнены несколько более смачно, с акцентировкой на ряде деталей вроде лица героини,
большей обнажёнки
и степени страсти насильника.
Да и прибор, посредством которого преступник был наказан, выглядел иначе.
Так Лисбет Саландер и стала, возможно, самым насилуемым персонажем за любой двухлетний период времени в истории мирового кино.
“Обвиняемые”
Отсутствие некоторой раскрепощённости в отношении секса, свойственной европейцам, в Голливуде компенсируют большей нравоучительностью и социальной значимостью. Так сделали и в драме 1988 года “Обвиняемые”, известной тем, что за главную роль в ней свой первый “Оскар” получила 26-летняя Джоди Фостер.
Фильм представляет собой специфический американский жанр - судебную драму, когда, вопреки всем препонам, создаваемым жестоким и безразличным окружающим миром, пострадавший от преступников человек всё-таки находит справедливость в американском суде. В данном случае это произошло с простой девушкой, решившей развеяться вечером в баре и не представлявшей, что закончится это для неё групповым изнасилованием. Причём совершили злодеяние обычные подвыпившие посетители, да к тому же на виду у всех.
Примечательна здесь не столько сама сцена, сколько то, как из неё была выстроена целая история о правосудии, центральным вопросом которой стало наказание даже не самих насильников, а тех, кто стоял у них за спинами и издавал одобрительные выкрики. В США подобные юридические нюансы действительно способны привлечь зрителей в кинотеатры (сборы “Обвиняемых” превысили бюджет более чем в пять раз, составив 32 миллиона долларов), в то время как в Европе никто даже не пробует их эксплуатировать.
Как показывают примеры выше, в Старом Свете публика ждёт чего-то другого: насильник должен быть изнасилован, забит до смерти огнетушителем или претерпеть ещё что-то, не менее увлекательное.
“Последнее танго в Париже”
Возвращаясь в Европу, нельзя не вспомнить ещё одну легендарную сцену жёсткого секса, снятую большим любителем откровенности на экране Бернардо Бертолуччи. Речь идёт, конечно, об одном из самых известных фильмов итальянского мастера, “Последнем танго в Париже”, рассказывающем историю страстной связи между героями 48-летнего Марлона Брандо и 19-летней Марии Шнайдер.
Помимо того, что эта картина была в принципе слишком раскрепощённой для своего времени, она ещё и содержала сцену анального секса при участии куска сливочного масла, скандал по поводу которой не утих до сих пор. Дело в том, что Мария Шнайдер, по её собственном словам, узнала об этом эпизоде прямо перед съёмками и была вне себя от ярости. Она всё-таки согласилась сняться в нём, хотя впоследствии жалела, что не позвала юриста или агента. Слёзы её героини в этой сцене были настоящими, так как актриса чувствовала себя униженной и “немного изнасилованной”. После съёмок она больше никогда не общалась с Бертолуччи, называя его “гангстером и сутенёром” и заявляя, что он разрушил её жизнь.
В 2016 году в костёр этого старого скандала было подброшено ещё немного дров: в сети появился фрагмент старого интервью итальянского режиссёра, в котором он признавал, что специально не сказал Шнайдер об использовании масла в сцене, чтобы она “действительно почувствовала себя униженной”. К тому моменту актриса была уже пять лет как мертва, но это высказывание всё равно вызвало взрыв возмущения в среде кинознаменитостей. Так, о своей ярости и отвращении заявили звёздные Крис Эванс и Джессика Честейн.
Впрочем, ничем особенным для 76-летнего Бертолуччи это не закончилось. Может быть, если бы он был американцем, дело могло принять неприятный для него оборот, но в Европе позволено многое, и своих Харви Вайнштейнов тут пока не наблюдается.
0 комментариев