«Чернобыль». Русский взгляд в бездну
На экраны российских кинотеатров вышел «Чернобыль» молодого режиссёра Данилы Козловского — отечественная попытка осмыслить самую известную катастрофу в истории нашей страны. «Я люблю кино» расскажет, почему этот фильм заслуживает внимания и должен оставить след в зрительской душе.
«Чернобыль» рассказывает историю взрыва на атомной электростанции через призму личных отношений двух главных героев (сам Козловский и Оксана Акиньшина). Персонаж актёра — молодой, но опытный пожарный Алексей Карпушин — заходит в парикмахерскую города Припять и сталкивается со своей бывшей девушкой, с которой расстался 10 лет назад и которая в итоге стрижёт ему волосы. Герой проявляет настойчивость и оказывается в квартире женщины, где выясняет, что у неё есть 10-летний сын. Пазл складывается, и Алексей обещает посвятить себя новообретённой семье. Правда, это оказывается непросто: на следующее утро он не приходит в назначенное время и является только под вечер, чем сильно портит впечатление о себе. Дело практически доходит до разрыва отношений, но тут происходит авария на реакторе.
Кадр из фильма «Чернобыль»
Между звёздными актёрами нет особой, как принято говорить, «химии». Акиньшина держит себя строго — её героиня находится в состоянии ступора от внезапного появления бросившего её мужчины. Козловский же воплощает образ единоличника, фарцующего заграничными товарами и явно ставящего себя выше коллектива, но при этом одновременно любящего свою пожарную команду и не желающего покидать город, о котором он в прошлом нелестно отзывался. Так в главном герое проявляются его истинные человеческие черты, которые раньше он скрывал за маской.
«Чернобыль» чем-то похож на «Титаник» Джеймса Кэмерона: когда начинается экшен, мелодрама уходит на второй план, куда-то на обочину (или за борт). Катастрофа у Козловского — это грохот взрыва реактора, дымящееся пламя, рвущие душу струнные и падающие с неба птицы — захватывающее зрелище с самого начала. Впрочем, центральная коллизия фильма выстроена вокруг известного реального эпизода, когда во избежание ещё более страшного взрыва из-под разрушенного здания энергоблока необходимо было откачать воду и в неизвестность отправились три водолаза. Несмотря на то, что эти сцены сняты в обычном затопленном подвале с трубами, создатели сумели показать высший класс: не будни сантехника, а динамичный триллер, не дающий заскучать. И это безо всяких монстров и драк, а просто снимая живых людей, откручивающих краны в мутной воде.
Любопытно, что мелодраматическая линия гармонично вплетается в борьбу с аварией. И фильм продолжает держать в эмоциональном напряжении зрителя, сменяя декорации. Индивидуалист Карпушин идёт на опасные погружения в подземный лабиринт не только из патриотизма и человеколюбия, но и потому, что любимая женщина раз за разом отталкивает его. Это может показаться смешным и даже детским, но это очень жизненно. Благодаря таким решениям Козловскому удаётся уйти от «героических» жанровых клише и сохранить свежесть взгляда.
Оксана Акиньшина и Данила Козловский в фильме «Чернобыль»
Отдельно стоит отметить саундтрек композитора Олега Карпачёва, который добавляет драматизма и искусно играет на эмоциях зрителей. Кому-то он может показаться чересчур вычурным, но если уж в фильме про Чернобыль нельзя как следует ударить по струнам (инструментов и души), то где тогда можно?
Фильм Козловского превосходит голливудские дозировки эмоций и «давит» зрителя на полную, по-русски. Режиссёр высказывает своё отношение к разным аспектам трагедии, вроде того, кто в ней виноват и что делать. Но главное достижение нашего «Чернобыля» — создание правдивой атмосферы того времени за счет эмоций, которым веришь. Потому что эта история — наша история.
В результате у российского «Чернобыля» есть своё лицо, а значит, снимать его стоило.
0 комментариев