«Красный призрак». Русский фильм про ВОВ в духе Тарантино
Фильмы про Великую Отечественную войну ещё с советских времён снимаются по определённым стандартам, отходить от которых не принято ни на шаг. И всё же в последнее время в России начали пытаться экспериментировать с этой, казалось бы, неприкосновенной темой. Одной из таких попыток стал нашумевший «Т-34», и вот теперь настало время следующего шага — картины «Красный призрак», премьера которой запланирована в РФ на 10 июня.
Главная проблема военных фильмов
У кинематографа «про войну» (и в первую очередь про ВМВ-ВОВ) есть одна большая проблема: как правило, он делается со звериной пропагандистской серьёзностью, в духе «вставай страна огромная», и это постепенно утомляет даже самых патриотично настроенных граждан. Не то чтобы нужно превратить его в сборник похабных комедий или тупых стрелялок, но необходимость нового языка в данной области давно назрела и перезрела. И некоторые смельчаки этот язык искать пытаются (самый яркий пример тут, конечно, Тарантино с его «Бесславными ублюдками»). Отрадно, что в России — в плане отношения к ВОВ стране ультраконсервативной — тоже нашёлся человек, решивший, что пора что-то менять. И неслучайно, что этот человек — режиссёр Андрей Богатырёв — снял кино именно в духе Тарантино.
Вольфганг Черни в фильме «Красный призрак»
Никакого кощунства
Перед создателями «Красного призрака» стояла задача ни в коем случае не задеть чувства того огромного количества людей, для которых память о ВОВ является сакральной. Сразу скажем, что эту задачу создатели с блеском решили.
По сути, перед зрителем разворачивается классическая военная драма. Мы видим отряд советских солдат и партизан, пытающихся пробраться к своим, и их столкновение с превосходящими силами противника в зимних декорациях заброшенной русской деревни. Перед нами прекрасно прописанная и сыгранная череда характеров: умудрённый жизнью крестьянин (Владимир Гостюхин), его немой одноглазый пасынок (Константин Симонов), зелёный, но храбрый солдатик (Юрий Борисов), шебутной и жадный до водки Балабол (Павел Абраменков), суровый советский офицер (Вячеслав Шихалеев) и беременная красноармейка Вера (Полина Чернышова).
Вячеслав Шихалеев, Владимир Гостюхин и Юрий Борисов в фильме «Красный призрак»
Противостоят им такие же достоверные человеческие типажи в виде солдат вермахта, а также впечатляющий Главный Злодей, образ которого традиционно важен для фильмов про «фашистов»: достаточно вспомнить героев Ральфа Файнса в «Списке Шиндлера» и Кристофа Вальца в тех же «Бесславных ублюдках», да и персонажа Винценца Кифера в «Т-34». Создатели «Красного призрака» тоже пригласили на эту роль немца, и Вольфганг Черни убедительно воплотил на экране пышущего силой и несколько аморального «сверхчеловека».
Вольфганг Черни в фильме «Красный призрак»
Есть в фильме и ещё один центральный персонаж — собственно, и давший название фильму. Роль таинственного советского мстителя сыграл Алексей Шевченков, и, несмотря на возможные опасения, никакой голливудской «супергеройщины» в его образе нет. Скорее он напоминает загадочных и смертоносных героев вестернов — вроде тех, которых в молодости воплощал на экранах Клинт Иствуд. Впрочем, эти отсылки к чисто американскому киножанру достаточно тонки, чтобы тоже не считаться «кощунством».
Алексей Шевченков в фильме «Красный призрак»
Почему фильм — достижение
У создателей «Красного призрака» получилось сделать что-то необычное в очень шаблонном и неповоротливом жанре военного кино: с одной стороны, сохранив все его достоинства, а с другой, добавив ему необходимой свежести. В результате мы видим увлекательный и хорошо поставленный экшен, способный заинтересовать молодую аудиторию и в то же время познакомить её с героическими страницами истории страны, которые писали обычные люди. Этот фильм вряд ли назовёшь шедевральным, но претензии ему можно предъявить разве что за отдельные сценарные ходы и недостаточно убедительный финал. А вот в том, что касается большой художественной задачи, «Красный призрак» заслуживает только аплодисментов и, несомненно, двигает отечественное кино вперёд, в светлое будущее.
0 комментариев