«Москва слезам не верит». Фильм, оскорбляющий идеалы феминизма
Объясняем, почему героини картины вряд ли станут образцом для подражания в глазах современных женщин.
Лента Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» не только стала невероятно популярной внутри страны, но и выиграла «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, что удалось только трём представителям СССР. Но если представить, что вручение престижной премии проходило бы сегодня, вряд ли у мелодрамы с Верой Алентовой и Алексеем Баталовым были бы шансы на победу.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит»
«Москва слезам не верит» рассказывает не просто частную историю любви, но демонстрирует нам судьбу трёх женщин на протяжении двух десятилетий. Таким образом, фильм Меньшова это некий универсальный взгляд на женщин вообще — тем более что три героини картины очень разные, и судьба их тоже складывается по-разному. Неизменным является только одно: для счастья каждой необходимо найти себе мужчину, а без этого жизнь не будет полноценной.
Не будем спорить с данным тезисом (хотя в современном мире многие с ним не согласятся). Интереснее понаблюдать, как именно героини картины идут к достижению желанной цели.
Ирина Муравьёва и Вера Алентова в фильме «Москва слезам не верит»
Самый простой путь выбирает Антонина (Раиса Рязанова). Она выходит замуж за простого парня из семьи с патриархальными устоями и живёт счастливо. О её работе почти ничего не сообщается: складывается впечатление, что она домохозяйка. Характер у героини мягкий, покладистый — в общем, перед нами женщина, идеально вписывающаяся в традиционную модель семьи.
Люда (Ирина Муравьёва) — охотница за выгодной «партией», зарабатывающая на жизнь низкоквалифицированным трудом и ждущая свой выигрышный «лотерейный билет». Она принадлежит к тому типу женщин, которые делают ставку исключительно на удачное замужество и не пытаются добиться ничего сами. Для достижения своей цели Люда плетёт интриги и лжёт, но в итоге остаётся у разбитого корыта. Таким образом создатели фильма как бы намекают нам, что «так жить нельзя» (хоть фильм и далёк от примитивного нравоучения).
Ирина Муравьёва в фильме «Москва слезам не верит»
Главная героиня картины Катя (Алентова) — самая умная из троицы подруг. При этом ранняя беременность и роль одинокой матери закаляют её, и в итоге рождается история социального успеха: из простой рабочей женщина дорастает до должности директора крупного комбината. Вот только счастья всё равно нет: как мы уже говорили, в этом фильме счастья без мужчин не бывает. И у сильной, умной, красивой и состоятельной женщины возникает проблема, потому что мужчинам такие женщины не нужны.
Данная мысль не только озвучивается персонажами Рязановой и Лии Ахеджаковой, но и находит зримое воплощение в образе главного героя. Гоша (Баталов) — «человек без недостатков», но он быстро заявляет Кате, что «мужчина должен стоять выше женщины». На этом в итоге и строится главный конфликт картины. Героиня Алентовой влюбляется в харизматичного и мужественного Гошу, но боится спугнуть его. Когда она забывается и говорит с ним в начальственном тоне, он жёстко ставит её на место. Когда Гоша исчезает, Катя ударяется в слёзы и теряет всю свою решительность и ум. Когда он в итоге возвращается, она ждёт его заплаканная, тихая и покорная, превращаясь, таким образом, в идеальную женщину, подобно своей подруге Антонине.
Вера Алентова и Алексей Баталов в фильме «Москва слезам не верит»
Нетрудно понять, что в современные идеалы равенства полов подобная фабула вписывается не очень. Характерный комментарий от англоязычного пользователя гласит: «Как западный человек, я задаюсь вопросом, а достигла ли она чего-то на самом деле? Нас учат, что главное достижение — это независимость и равенство. Героиня достигла этого в карьере и повседневной жизни, но в своём сердце она желала встретить мужчину, стать послушной женой и подчиниться патриархальному браку».
С этим анализом фильма поспорить трудно. Можно лишь поставить под сомнение сами ценности, которые носители подобного мировоззрения провозглашают главными. Но факт остаётся фактом: «Москва слезам не верит» — очень патриархальный фильм и в идеалы современного Запада он вписывается плохо. А учитывая любовь к этой ленте в России, мы получаем лишнее подтверждение тому, что Россия и современный Запад весьма далеки друг от друга.
0 комментариев