«Лукашин, лови двоечку!». Почему главный герой «Иронии судьбы» вызывает отвращение
Новогодняя мелодрама Эльдара Рязанова считается классикой романтического кино о чудесах любви, но если посмотреть её внимательно, поведение персонажа Андрея Мягкова заставляет усомниться в наличии у него минимальных моральных принципов.
«Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Эльдара Рязанова обычно воспринимается как фильм о том, как в канун Нового года по чудесному стечению обстоятельств встретились две одинокие души, влюбились друг в друга и не побоялись ради своего счастья разорвать отношения с нелюбимыми партнёрами. Однако если проанализировать историю знакомства и общения Жени Лукашина (Андрей Мягков) и Нади Шевелёвой (Барбара Брыльска), их любовь не может не вызывать вопросы у любого взрослого человека с минимальным жизненным опытом.
В первый раз сладкая парочка встречается в квартире Нади, где вдрызг пьяный Лукашин спит на диване. Происходит серия комических эпизодов, в том числе с участием объявившегося жениха главной героини Ипполита (Юрий Яковлев), и до затуманенного алкогольными парами мозга Жени постепенно доходит смысл происходящего. После этого Лукашина выпроваживают на улицу, но он возвращается, чтобы попросить денег на билет. Уже здесь проявляется инфантилизм героя: проблему можно было решить каким-то иным путём, не клянча 15 рублей у людей, явно не сильно обрадованных его появлением в их жизни.
Барбара Брыльска и Юрий Яковлев в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
Получив деньги, навязчивый Лукашин остаётся в квартире, откуда ушёл разгневанный Ипполит, и пытается дозвониться до своей невесты в Москву. Их с Надей общение протекает довольно неловко, но оба стараются вести себя «как цивилизованные люди». После разговора с невестой по телефону разочарованный Женя начинает хамить хозяйке квартиры, в которой находится.
Здесь и происходит ключевой поворот сюжета. Услышав от Нади давно назревшее «Пошёл вон», он заявляет, что никуда не пойдёт, потому что идти ему якобы некуда. Таким образом, из хама Лукашин превращается в натурального уголовника, по сути захватывая чужую квартиру.
Героиня, впрочем, тоже хороша: вместо того, чтобы звонить в полицию, она начинает пикироваться с незваным гостем, потом выдаёт его за Ипполита перед внезапно нагрянувшими подругами, целуется с ним и поёт собравшимся под гитарку, посматривая на своего нового «суженого» весёлым игривым взглядом.
Барбара Брыльска в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
В этот момент история теряет всякую логику. Понять, каким таким загадочным образом между героями «проскочила искра», сложно: ни один из предшествовавших эпизодов этому не способствовал, и если бы они были хоть немного социально адекватными людьми, то давно бы разошлись. Причём их «неадекватность» не похожа на проявление внутренней свободы или «духа авантюризма», а скорее напоминает психическое отклонение.
Однако искра уже проскочила, и дальше создатели фильма бережно её раздувают. Через какое-то время Надя и Женя уже флиртуют и готовы переспать. Их поведение можно было бы объяснить дикой сексуальной неудовлетворённостью, но оба состоят в отношениях и собираются вступить в брак, а на этой стадии у партнёров обычно ещё нет проблем с половой жизнью. Но и на этом ещё не всё: оказывается, что это даже не сексуальное влечение, а самая настоящая любовь.
Андрей Мягков и Барбара Брыльска в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
Поверить в такую загогулину сюжета уже совсем сложно. Если до этого Лукашина ещё можно было представить совершенно аморальным типом, страдающим гиперсексуальностью, а Шевелёву — настолько же аморальной женщиной, втайне желающей отдаваться первым встречным, то высокие чувства между ними напрочь сбивают с толку. Впрочем, может быть, такая схожесть патологических характеров тоже способна вызывать любовь?
Андрей Мягков и Барбара Брыльска в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
Как бы то ни было, человеческие качества главных героев явно далеки от «золотого стандарта». И если Надю ещё можно оправдывать с той сомнительной, но весьма распространённой точки зрения, что она «слабая женщина», то у Лукашина нет и такого оправдания: он мужчина, а кроме того, именно он физически вторгся в чужую личную жизнь и разрушил её.
Андрей Мягков в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
В связи со всем вышесказанным возникает только один последний вопрос: почему же герои этого фильма и произошедшая между ними «новогодняя сказка» так любимы народом?
Видимо, потому, что очень большому числу людей тоже хочется забыть про свои социальные обязательства, семьи, моральные принципы и прочую скучную ерунду, вместо этого напиваясь до бессознательного состояния, вваливаясь в чужие квартиры, изменяя своим партнёрам с первыми встречными и обретая таким образом «счастье». Вот только решиться на подобные «свершения» сложно, поэтому остаётся только помечтать об этом раз в год за новогодним столом (может быть, даже после бани), с детской улыбкой всматриваясь в услужливый голубой экран.
0 комментариев