«Вы подлец!» Кто из советских звезд узнал себя в «Осеннем марафоне»
«...Чаша терпения переполнилась. Он попал в больницу, вызвал меня, я примчалась из отпуска, сидела рядом с ним... А потом я узнаю, что он затеял ремонт в квартире, и еще много такого же мелкого, противного. И когда раздался очередной звонок, я ему сказала: “Ты больше никогда сюда не позвонишь и никогда меня не увидишь”».
Существует много знаменитых фильмов о «любовных треугольниках», но «Осенний марафон» 1979 года, возможно, исследует эту ситуацию полнее всех. Fishki рассказывает об этой легендарной картине - кого она обидела и кто узнал в ней себя?
Просто не хотел обидеть?
Суть фильма для тех, кто его не смотрел, отлично раскрывает рабочее название сценария, написанного драматургом Александром Володиным - «Горестная жизнь плута». Однако режиссера Георгия Данелию не устроила эта концепция. Он хотел отдать сценарий другим режиссерам, но тут уже был против сценарист. Данелия рассказывал:
«“А почему сам не снимешь?” - спросил Володин меня. “Стилистика не моя. Надо бы доработать”. - “Ну и давай!” И мы вместе взялись за переделку».
Георгий Данелия в 70-80-е годы. Фото - РИА Новости /
В процессе доработки название было изменено на «Осенний марафон» - режиссер не хотел откровенно отрицательной характеристики для главного героя. С тех пор среди зрителей продолжаются споры - продиктованы постоянные метания переводчика Бузыкина между женой и любовницей сладострастием, или слабовольный интеллигент просто не мог порвать ни с одной из влюбленных в него женщин?
«Я перепивал русских»
Название имеет и еще один смысл - дело в том, что главный герой устраивает регулярные пробежки с профессором из Дании Биллом Хансеном.
Кадр фильма
На роль колоритного иностранца Данелия решил пригласить не профессионального актера, а германского журналиста, бывшего спортсмена Норберта Кухинке. Режиссеру настолько понравился типаж немца, что он даже пошел на уступки, согласившись снимать его только по выходным. Данелия не прогадал - персонаж Кухинке стал яркой изюминкой фильма, особенно запомнившись эпизодом кухонных посиделок вместе с Бузыкиным и его соседом в исполнении Евгения Леонова. Сцена, где иностранца учат русским традициям распития водки, принесла одну из фирменных фраз фильма: «Тостуемый пьет до дна». Евгений Леонов же за эту работу получил специальный приз от прессы на Венецианском кинофестивале.
Слева направо: Евгений Леонов, Норберт Кухинке и исполнитель главной роли Олег Басилашвили. Кадр фильма
Кухинке впоследствии отмечал ироничность ситуации - на самом деле в распитии спиртного он совершенно не был новичком и мог дать фору многим: «Знаете, я ведь частенько перепивал русских. Раньше в таких количествах водку пил! Но никогда не был в “трезвывателе” (вытрезвителе), как мой герой Билл».
«Я - отчасти тоже Бузыкин»
История, рассказанная в фильме, вызвала живой отклик практически у всей съемочной группы. Все началось со сценариста.
«Уже в ходе съемок я узнал, что Володин пережил то же, что главный герой, - рассказывал Данелия. После чего добавлял, - Мне лично тоже была понятна эта история. Подробностей личной жизни я не рассказываю, но не скрываю, что три раза был женат и что я - отчасти тоже Бузыкин». (По слухам, схожая ситуация в жизни режиссера была, когда, будучи в браке со второй женой он повстречал будущую третью).
Композитора фильма Андрея Петрова и вовсе многие посчитали прямым прототипом Бузыкина. Дело в том, что его имя-отчество (Андрей Павлович) полностью совпадает с главным героем, а инициалы жены Бузыкина - с инициалами его жены (Натальи Ефимовны), причем обоих часто называли «Эн-Е». Однако композитор клятвенно заверял, что любовницы по имени Аллочка у него не было. Насчет любовниц с другими именами ничего не известно.
Не чужды проблематике фильма оказались и исполнительницы женских ролей. Так, игравшая любовницу главного героя Марина Неелова крутила роман с женатым человеком и в жизни. Рассказывается, что она пропиталась огромным сочувствием к своему персонажу и постоянно порывалась корректировать изображение Аллочки в фильме. Все это привело к конфликту с режиссером.
«Мы так с ней ссорились, что на съемках часто общались только через Володина, – вспоминал Данелия. – Забавно это выглядело. Я: “Передайте актрисе Нееловой, что здесь нужно так-то и так-то”. А она: “Передайте товарищу режиссеру, что он деспот!” Потом мы помирились и даже подружились с Мариной».
Марина Неелова в фильме
А Наталью Гундареву, игравшую жену главного героя, даже называли разлучницей. Актриса Наталья Хорохорина обвиняла коллегу, что та соблазнила ее мужа, Андрея Корешкова - после слухов об измене и развода мужчина женился на Гундаревой.
По этой или какой-то другой причине, но Гундарева также отнеслась к роли с большим энтузиазмом и тоже частенько донимала режиссера предложениями - но этот момент Данелии удалось урегулировать более оперативно.
Наталья Гундарева в фильме
Исполнительница роли Варвары, постоянно просящей главного героя помочь по работе, Галина Волчек, была в подобной ситуации неоднократно. Женщина признавалась, что один из таких «марафонов» дался ей особенно тяжело:
«...Чаша терпения переполнилась. Он попал в больницу, вызвал меня, я примчалась из отпуска, сидела рядом с ним... А потом я узнаю, что он затеял ремонт в квартире, и еще много такого же мелкого, противного. И когда раздался очередной звонок, я ему сказала: “Ты больше никогда сюда не позвонишь и никогда меня не увидишь”».
Испытала Волчек и дополнительный стресс - ей не понравилось, что режиссер решился показать Галину крупным планом:
«У меня ведь раньше на носу большая родинка была. До этого в фильмах ее как-то замазывала, крупным планом меня не снимали, а тут... Я заплакала. Побежала в больницу и удалила эту родинку».
Галина Волчек в фильме
Стресс Волчек был так силен, что она даже не пришла на торжественную премьеру фильма.
Также, по удивительному совпадению, примерно в годы выхода фильма на экран подошел к концу многолетний «марафон» актера Леонида Филатова.
«Вы подлец, Георгий Николаевич!»
У представителей широкой аудитории эта картина и вовсе нередко вызывал гнев. Мужчины сетовали, что с женщинами на такую картину идти нельзя, журналист Юрий Рост назвал «Осенний марафон» «фильмом мужских ужасов».
Зрительницы же и вовсе не жалели эмоций. Так, на кинофестивале в Сан-Себастьяне одна из женщин вдруг выбежала из зала, крикнув режиссеру: «Вы подлец, Георгий Николаевич!» Потом выяснилось, что это была переводчица, которая много лет встречалась с женатым мужчиной - ей не понравилась финальная сцена, где главный герой так и не смог бросить жену.
Прилетало фильму и «с другой стороны баррикад». Примерные жены валом упрекали картину в аморальности - ведь Бузыкин не ушел и от любовницы, продолжив свой марафон уже за пределами финальных титров.
Кадр фильма
Главный парадокс фильма
По удивительной иронии, чуть ли не единственным человеком в съемочной группе, не понимавшим ситуации героев, стал исполнитель главной роли Олег Басилашвили - примерный семьянин, он живет со второй женой более 50 лет, а с первой, актрисой Татьяной Дорониной, развелся из-за конфликта на почве профессии.
Артист считал историю утрированной и неправдоподобной, но пробоваться в такой большой проект все же пришел - тогда Бузыкина хотели сыграть практически все. Интересно, что изначально Данелия не видел Басилашвили в своем фильме. Режиссер рассказывал:
«...Сидит напротив меня красивый, самоуверенный, с хорошо поставленным голосом сорокалетний мужчина. Конечно, он не годится на роль скромного и безвольного переводчика Бузыкина. Ну как это скажешь? И я говорю:
- Очень рад, что вы пришли, Олег Валерьянович. Вечером увидимся.
А Леночка вставила:
- Георгий Николаевич, может, вы подвезете Олега Валерьяновича?
- Конечно, подвезу.
Он вышел на Маросейке, а мы проехали метров пятьдесят, и машина остановилась на светофоре. Я посмотрел в зеркало заднего вида. Вижу, стоит сутулый человек и не знает, как перейти улицу. То дойдет до середины, то вернется на тротуар.
Вечером на пробы я ехал уже с другим настроем».
Впоследствии выяснилось, что ассистентка режиссера, видевшая в Басилашвили потенциал, посоветовала ему не выходить из образа и после проб.
Несмотря на прекрасную игру, по ходу фильма актер так и не смог полностью прочувствовать состояние своего героя. И только намного позже отметил, что пришел к этому пониманию, хотя многим его мнение наверняка покажется идеалистическим:
«Картина получилась о порядочном человеке, который не может предать ни одну из двух женщин. И эта интеллигентская черта губит его самого. На мой взгляд, Георгий Николаевич пытался снять картину о самом себе - ведь в каждом из нас сидит Бузыкин».
Кадр фильма
0 комментариев