Екатерина Савинова - трагическая история звезды фильма «Приходите завтра»
«На одной из ранних своих картин к Екатерине Савиновой проявил чисто мужской интерес, причём очень активный, режиссёр картины, который по совместительству был ещё и высоким чиновником от искусства… в общем, получил за это пощёчину. Но прошло время, и на этом, как бы, дело не закончилось».
В 1963 году на советских экранах появилась картина «Приходите завтра» — и её главная героиня Фрося Бурлакова произвела эффект разорвавшейся бомбы, став одним из ярчайших персонажей в истории кинематографа СССР.
Сочетание артистизма и мощнейшего вокала казалось неправдоподобным — возникала уверенность, что прекрасную актрису озвучила какая-то выдающаяся оперная певица. Но исполнительница главной роли Екатерина Савинова всё спела сама — она обладала мощным голосом диапазоном в три с половиной октавы.
Тем не менее вряд ли многие вспомнят хотя бы ещё один фильм, где снялась эта уникально одарённая актриса. Fishki рассказывает о её сложной и трагической судьбе.
Поступила вопреки
Екатерина Савинова появилась на свет 26 декабря 1926 года в селе Ельцовка Алтайского края. Артистический талант девочки был очевиден и подкреплён желанием построить сценическую карьеру. Однако с реализацией этого желания возникли немалые сложности. Подруга Екатерины Евдокия Бурлакова вспоминала:
«Время было трудное, военное. Мать Кати Мария Семёновна отговаривала её ехать в Москву, где жил старший брат Александр, повременить с учёбой, потому что не с чем было отправлять её, не во что было даже одеть. Но Катя чувствовала уверенность в своих силах и решила во что бы то ни стало добиться своей цели. Тогда Мария Семёновна обменяла последнюю картошку у эвакуированных литовцев (в то время их много жило в Ельцовке) на шерстяное платьице, голубенькое с белым воротничком, в котором Катя и приехала в Москву».
Девушка изначально была нацелена на кинокарьеру, поэтому хотела поступать во ВГИК. К подаче документов Екатерина опоздала, но быстро сориентировалась и сумела поступить в Землеустроительный институт. Проучившись там полгода, она всё же пошла на экзамены на актёрский факультет ВГИКа. Савинова поступила, но уже через полгода была отчислена — педагог Василий Ванин был уверен, что таланты девушки больше подходят для театра.
Однако Савинова и здесь не сдалась — она пришла на экзамены снова, причём удивила комиссию выбором материала. Девушка прочитала монолог Анны Карениной — утончённой аристократки, совершенно не подходящей Екатерине по внешности. Уровень исполнения не оставил никаких сомнений в потенциале Савиновой — она стала студенткой, а в 1950 году окончила вуз, получив крайне комплиментарную характеристику от преподавательского состава:
«Является молодой талантливой актрисой. Юмор, обаяние, неистощимая фантазия, поражающая правдивость и органичность поведения отличают её дарование. Савинова удачно справляется с бытовыми, лирическими и характерными ролями. Её способность перевоплощения свидетельствует о её большом сценическом диапазоне. Самостоятельно решает серьёзные актёрские задачи. Необычайно работоспособна».
Несмотря на то, что вместе с Савиновой выпустились будущие звёзды Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов, именно Екатерине сразу поступило предложение из МХАТа. Но грезившая кинематографом актриса отвергла его.
Дурные стереотипы или месть влиятельного режиссёра?
Возможно, страстное желание Савиновой быть исключительно на киноэкране оказало ей медвежью услугу. Несмотря на уникальный талант, женщина обладала очень ярко выраженной типажностью — грубо говоря, «деревенским лицом», а для кино этот аспект важен существенно больше, чем для театральной или музыкальной сцены.
В 1949 году актриса сыграла небольшую, но довольно яркую роль в крупном проекте «Кубанские казаки». Савинова приняла участие в нескольких музыкальных сценах и, пусть и в группе, всё равно выделялась своим вокалом.
Тем не менее шаг на следующий уровень ей никак не давался — возможно, именно специфический типаж мешал режиссёрам разглядеть в актрисе звёздный потенциал. О влиянии стереотипов на карьеру Савиновой говорила и её партнёрша по «Кубанским казакам» Народная артистка СССР Клара Лучко: «Ну что же мы за люди?! Мы проходим мимо талантливых актёров, дарование которых не умещается в привычные рамки, говоря при этом, что актёры — это штучный товар. Катя могла бы сыграть множество ролей, у неё был редкий голос, но она была никому не нужна».
Екатерина Савинова и Клара Лучко в фильме «Кубанские казаки»
Есть, впрочем, и другая версия причин карьерных проблем Савиновой. Её озвучил актёр Леонид Филатов:
«На одной из ранних своих картин к Екатерине Савиновой проявил чисто мужской интерес, причём очень активный, режиссёр картины, который по совместительству был ещё и высоким чиновником от искусства… в общем, получил за это пощёчину.
Но прошло время, и на этом, как бы, дело не закончилось. И этот режиссёр, теперь уже как сановник, продолжал принимать участие в судьбе Екатерины Савиновой. Несмотря на охоту режиссёров её снимать, потому что все понимали масштаб её дарования, — она не снималась в больших картинах. Постоянно поступал „высокий“ запрет и Савинова снималась только в таких проходных, никчёмных, маленьких, неинтересных ролях».
Режиссёром этим кинематографическая молва упрямо называет снявшего «Кубанских казаков» Ивана Пырьева, который действительно активно занимался управленческой деятельностью, возглавлял «Мосфильм» и был депутатом Верховного Совета СССР.
Как бы то ни было, после «Кубанских казаков» у Екатерины Савиновой практически не было громких проектов, либо она играла в них крайне незначительные роли. Определёнными успехами можно назвать работу в картине 1954 года «Большая семья», весь актёрский коллектив которой был удостоен награды Каннского кинофестиваля...
Кадр фильма
...а также две главные роли в картинах, снятых в 1955-м киностудиями Украинской ССР: детективе «Тень у пирса»…
Кадр фильма
...и комедии «В один прекрасный день».
Кадр фильма
При этом Савинову продолжали звать на театральную сцену, предлагали войти в оперную труппу Большого театра или давать гастроли с оркестром. Но актриса была непреклонна: кино и ничего больше.
Прорыв
В конце концов в карьеру Екатерины Савиновой решился вмешаться её муж, режиссёр Евгений Ташков. Пара училась на одном курсе во ВГИКе, уже там влюблённые были неразлучны, а после выпуска поженились. В 1957 году у супругов родился сын Андрей.
Екатерина Савинова с мужем и сыном. Фото - личный архив
Ташков снял несколько картин на Одесской и Киевской киностудиях. Устав от профессиональной нереализованности супруги, он решил сделать фильм, максимально раскрывающий её уникальное дарование. Мужчина написал сценарий, сделав главную героиню идеально подходящей супруге по типажу, во-многом повторяющей её личную судьбу — талантливой девушки из глубокой провинции, приехавшей покорять столицу. Фамилию героиня получила от подруги детства Савиновой, отразили и момент с платьем, купленным за картошку. «Наверное, не случайно в кинофильме есть фрагменты, где Катя говорит о мамином праздничном платье», — рассказывала Евдокия Бурлакова.
Кадр фильма «Приходите завтра»
Интересно, что голосовые данные Савиновой проявились не только в вокальных партиях. Занизив тембр голоса, актриса сумела полностью озвучить домработницу.
Кадр фильма «Приходите завтра»
При подготовке к фильму Евгению Ташкову пришлось преодолевать сопротивление киноуправленцев — те были недовольны, что молодую абитуриентку будет играть 36-летняя актриса. Но режиссёр чётко дал понять, что ни с какой другой актрисой фильм не выйдет.
Правоту мужчины продемонстрировал оглушительный успех фильма. В прокате его посмотрели 15,4 миллиона зрителей, Савинова получила премию Всесоюзного кинофестиваля, также награды был удостоен сыгравший в картине Анатолий Папанов.
«Не переживайте. Не надо плакать»
Казалось, такой громкий успех открывает актрисе двери в высшую лигу советского кинематографа. Однако уже в работе над картиной проявились проблемы со здоровьем женщины. Савинова мучилась от температуры, чувствовала головокружение, тошноту. Съёмки периодически приходилось останавливать, переносить — а причину определить не могли. В итоге выяснили, что актриса больна бруцеллёзом — тяжёлой инфекцией, передающейся от животных. Предположительно, Екатерина заработала её, выпив сырого молока.
Болезнь была обнаружена поздно и стала хронической. «Мама всю оставшуюся жизнь принимала помногу таблеток несколько раз в день — их горсть не умещалась в ладони — подолгу лежала в клиниках», — рассказывал сын артистки.
Недуг поразил центральную нервную систему Савиновой, началась шизофрения. Для того, чтобы сохранять ясный рассудок, ей приходилось наблюдаться в стационаре по два-четыре месяца в году. О полноценной карьере в таких условиях речи быть не могло — актриса вернулась к не отнимавшим много сил второстепенным ролям, иногда давала концерты и творческие вечера.
Так продолжалось до 1970 года. В апреле наступила страшная развязка. Клара Лучко рассказывала: «Она позвонила мне и сказала, что едет в Сибирь к своей сестре: очень соскучилась, — и что внутренний голос сказал ей, чтобы она попрощалась со мной и чтобы я простила её. Голос её звучал хрипло и тревожно».
Сын Савиновой добавлял: «Пока отец был на съёмках, мама незаметно для домработницы, которая за ней присматривала, выскользнула из дома и уехала в Новосибирск к сестре. Пробыла там месяц, писала оттуда письма. Она была, как рассказывала сестра, в ровном расположении духа. Но однажды утром встала, вымыла в доме полы, прибралась и ушла на вокзал».
В тот момент стало ясно, что Савинова неслучайно выбрала на определяющее для себя прослушивание во ВГИКе монолог Анны Карениной. Любовь к героине романа Льва Толстого проявилась максимально ярким и страшным образом: дождавшись прибывающего пассажирского поезда, актриса перебежала пути и бросилась под колёса.
Позднее в квартире нашли прощальное письмо женщины: «Простите меня. Особенно Андрей. Милый мой мальчик. Если б ты знал, что ждёт меня в будущем, ты бы простил меня. Не переживайте. Не надо плакать».
«Когда мама ушла, мне было 13 лет, — вспоминал Андрей Ташков, — Она почему-то считала, что может заразить меня, и намеренно отстранялась. Позже я понял, что мама была права, болезнь, даже незаразная, способна передаться через энергетические каналы. Поэтому я плохо помню её, у меня нет какого-то сложившегося образа матери. Но я точно знаю: всё, что есть хорошего во мне, это от мамы».
0 комментариев