«Фанат». Когда Алексей Серебряков был советским Ван Даммом
В позднем СССР тоже сняли свой рукопашный боевик. Может ли он сравниться с «Кровавым спортом» и «Кикбоксером», вышедшими в то же время на Западе?
Алексей Серебряков в фильме «Фанат» / Жан-Клод Ван Дамм в фильме «Кровавый спорт»
«Перестроечные» времена подарили советским зрителям множество жанровых фильмов, ранее в стране не производившихся. Одним из них стал боевик «Фанат», снятый в 1989 году. В картине режиссёра Владимира Феоктистова рассказывалось о модном тогда карате, на занятия которым советские власти смотрели косо.
«Фанат» рассказывает о парне по имени Егор Ларин (Алексей Серебряков), в детстве пришедшем в секцию японского боевого искусства и оказавшемся талантливым учеником. Вот только времена были сложными, и простодушный Егор по прозвищу «Малыш» сначала угодил в криминальную историю, потом отправился в армию, а затем связался с первыми отечественными братками (о которых мы уже писали) и стал участвовать в подпольных боях за деньги.
Алексей Серебряков в фильме «Фанат»
Фильм действительно построен вокруг карате: режиссёр много и красочно показывает тренировки, соревнования, а потом и реальные бои в армейской казарме, в подворотнях и на улице. Иногда боевая хореография выглядит не слишком правдоподобной, но общий драйв картины (порой достигающей ритма музыкального клипа) затягивает. Приятно посмотреть и на жилистого мускулистого Серебрякова, сверкающего голым торсом и исполняющего всевозможные кульбиты, — вполне себе Жан-Клод Ван Дамм домашнего разлива, уступающий в лоске и эффектности, но гораздо более натуральный.
Любопытно, что первые фильмы с будущей голливудской звездой выходили в то же время («Кровавый спорт» в 1988 году, а «Кикбоксер» годом позже), поэтому говорить о вторичности «Фаната» в сравнении с ними не приходится. Скорее это некая параллельная реальность, имевшая отличные перспективы, но не получившая развития из-за наступившего вскоре коллапса государства и связанной с ним киноиндустрии.
Сюжетно «Фанат» тоже перекликается с главными фильмами Ван Дамма, причём больше всего — с «Самоволкой», вышедшей в 1990 году. Здесь тоже есть подпольные бои на деньги, армейская тема, а непобедимый противник на ринге, которого всё же надо победить, явно напоминает Аттилу. Фигурирует в картине и пострадавший друг-каратист (аналог Рэя из «Кровавого спорта»).
Кадр из фильма «Фанат»
Как и многие советские и российские фильмы, «Фанат» страдает от проблем со «сторителлингом»: сам по себе сюжет ленты весьма неплох, но его изложение на экране далеко от совершенства. Действие перемещается из настоящего в прошлое и обратно, однако об этом приходится догадываться самостоятельно — никаких подсказок от авторов нет. Кульминационные моменты не выделяются интонационно и им уделено недостаточно времени: в итоге драматичная концовка длится меньше различных проходных сцен, хотя должно быть наоборот.
И всё же, несмотря на явный недостаток мастерства кинематографистов, смотреть «Фаната» интересно — и как боевик, и как живое свидетельство ушедшей эпохи. Со всей её нехитрой философией («На 150 рублей в месяц белые люди не живут»), наивной верой в чудеса (будь то «перестройка», Кашпировский или карате) и детской непосредственностью, которую нынешнее, очень профессиональное российское кино давно утратило.
0 комментариев