«Вечные». Гей-пропаганда вселенского масштаба
Очередной фильм киновселенной Marvel оказался непохожим на другие. Хорошо это или плохо?
Анджелина Джоли в фильме «Вечные»
В ноябре 2021 года до российских кинотеатров добрался очередной опус от Marvel — приключения новой команды супергероев под названием «Вечные» (Eternals). Героев перед зрителем предстаёт целый десяток, так что поначалу от них немного рябит в глазах.
Выясняется, что с самой зари человеческой цивилизации Вечные, посланные из космоса гигантским существом по имени Аришем, оберегают людей от опасных зверушек с глуповатым названием «девианты». Спустя тысячелетия борьбы отряд добрых пришельцев одерживает окончательную победу и самораспускается, однако ещё через несколько столетий, в наши дни, девиантские недобитки снова выползают на поверхность Земли, так что разбросанным по разным концам света защитникам человечества пора стряхивать со своих сверхспособностей ржавчину и опять вставать в строй.
Вечные в кэжуале
Вечные по форме
Поначалу смотреть за происходящим довольно скучно. Перед нами всё тот же набор супергероев с привычными суперсилами, только теперь Супермена зовут Икарис, Флэш превратился в мулатку по имени Маккари, Чудо-женщина стала Анджелиной Джоли (которую почему-то называют Фина) и так далее. Противостоят Вечным такие же узнаваемые и приевшиеся зверушки — то ли с Пандоры, то ли ещё откуда-то, но точно уже не раз показанные в кинозоопарке.
Однако, если зритель подождёт какое-то время и поборет зевоту, фильм начнёт раскрывать перед ним новые глубины и грани. Самое интересное в картине, конечно, космогония: история происхождения Вечных и девиантов, замысел их создателей, возникающие в связи с этим моральные дилеммы — такого размаха по-детски примитивные сюжеты марвеловских фильмов ещё не видели. Неслучайно режиссёр «Вечных» Хлоя Чжао указала в качестве одного из источников своего вдохновения Терренса Малика: космические вставки здесь не уступают по масштабу «Древу жизни», но ещё и радуют фэнтезийным элементом.
Кадр из фильма «Вечные»
В итоге длинный фильм смотрится увлекательно до самого финала и уже не кажется таким вторичным — напротив, своим тоном и посылами он явно пытается выделиться из бесконечной шеренги собратьев по Marvel, и в целом у него получается. Даже юмор, типичный для этой киновселенной, здесь как будто взрослее и сложнее (особенно хорош персонаж Кумэйла Нанджиани — звезда Болливуда, позволяющая Чжао поиронизировать над самой собой и кинематографом).
Кумэйл Нанджиани в фильме «Вечные»
Видимо, именно непохожесть «Вечных» на другие фильмы Marvel стала причиной низких оценок картины: прикормленная почти 15-летним развлекательным конвейером аудитория оказалась не готова воспринимать что-то хоть немного более серьёзное. Пожалуй, в таком контексте Хлое можно даже гордиться своей «неудачей» (относительной, конечно).
Ричард Мэдден и Джемма Чан в фильме «Вечные»
Впрочем, назвать «Вечных» серьёзным искусством язык всё же не поворачивается, и причина — в каком-то запредельном уровне пропаганды современных «американских ценностей», непостижимо плоских и глупых. Разумеется, весь состав супергероев сыгран актёрами с соблюдением всех положенных расово-гендерных квот. Более того, в соответствии с этими параметрами вы можете заранее догадаться, кто окажется более «хорошим», а кто — более «плохим». Есть здесь и первый в истории Marvel супергерой-гей, причём с красочной демонстрацией его прекрасной однополой семьи. Есть даже супергерой-глухой, что выглядит совсем уж тяжёлым бредом, когда мы узнаём, как Вечные появились на свет. Есть и сцены кровавого геноцида коренного населения Америки со стороны белых. В общем, режиссёр будто решила выбить все мишеньки в тире социального конформизма (забавно, что плюшевых игрушек ей при этом всё равно не досталось).
Анджелина Джоли в фильме «Вечные»
При этом порой в артхаусном мозгу Чжао брезжит некое понимание. В фильме есть потенциально прекрасная сцена, когда Вечные наблюдают за истреблением ацтеков конкистадорами, и самый умный из них, эдакий молодой профессор Ксавье, говорит, что и сами добрые супергерои — такие же безвольные солдаты своего господина. Из этого можно было бы сделать вывод, что кровожадные зверушки-девианты не такие уж и плохие, а истребляемые индейцы, известные человеческими жертвоприношениями, не такие уж и хорошие, и что мир вообще устроен сложнее чёрно-белого фильтра современной американской инстаграм*-идеологии. Можно было бы даже снять настоящее кино (которого раньше в Америке было куда больше). Вот только снимут ли его ещё когда-нибудь в Голливуде — большой вопрос.
* Запрещены в РФ
0 комментариев