«Небо». Подлые турки и злые американцы в фильме от Шойгу
Министерство обороны РФ выпустило фильм, основанный на истории погибшего в Сирии российского лётчика Олега Пешкова. Насколько героическим получилось новое кино?
Самолёт Су-24. Фото: Li Chun/China News Service via Getty Images / Сергей Шойгу. Фото: РИА Новости
Российское государство старается не отставать от геополитических противников и снимает кино, направленное на укрепление боевого духа своих военнослужащих. Во всяком случае, новый фильм «Небо» об отечественных лётчиках в Сирии снят при непосредственном участии Минобороны РФ и даже, как сообщает Википедия, включён в перечень картин, «обязательных к просмотру в российских вооружённых силах». Попытаемся понять, что же в этой ленте такого, что её надо посмотреть каждому защитнику Родины.
Фрагмент постера к фильму «Небо»
По всей видимости, в ведомстве Сергея Кужугетовича Шойгу считают, что фильм «Небо» должен показать, какие храбрые солдаты и офицеры служат в армии РФ и как родное государство не бросает их на поле боя. Вот только история для этого выбрана странная.
В основе сюжета лежит судьба Героя России Олега Пешкова и его напарника Константина Мурахтина (в фильме названных «Сошниковым» и «Муравьёвым»), управлявших бомбардировщиком Су-24, который был сбит турецким истребителем при выполнении задания в Сирии. Тогда Пешков погиб (его расстреляли протурецкие боевики, пока он планировал на землю на парашюте), а Мурахтина удалось спасти в результате спецоперации. Эта история довольно достоверно передана на экране — во всяком случае в том, что касается основных фактов. Кроме того, картина состоит из довольно скучной биографии Пешкова (сыгранного Игорем Петренко), начиная с его учёбы в лётной школе и заканчивая стандартным «счастливым браком», а также из дополнительных батальных сцен, призванных хоть как-то развлечь зрителя.
Иван Батарев и Игорь Петренко на съёмках фильма «Небо». Фото: пресс-служба компании «Централ Партнершип»
Рассуждать о кинематографических достоинствах ленты бессмысленно: их просто нет. Драматургия будто бы придумана не профессиональным сценаристом и режиссёром (которым Игорь Копылов вроде бы является), а сотрудниками Минобороны или даже лично Шойгу. Здесь и «проклятые 90-е», и продавшийся Западу гнилой «бизнесмен», и бьющиеся в безуспешных попытках разыграть любовь Петренко и Мария Миронова, которые ничего не могут поделать с бездарным материалом. В этой связи гораздо интереснее порассуждать о том, а зачем в принципе было снимать данный фильм (ведь пропаганда, к которой он относится, всегда отличается предельной конкретикой целей и посылов).
Игорь Петренко и Мария Миронова в фильме «Небо». Фото: пресс-служба компании «Централ Партнершип»
Давайте вспомним, чем закончилась история со сбитым российским самолётом. Тогда РФ ввела против Турции жёсткие экономические санкции (прекратив покупать сельхозпродукцию и перекрыв авиасообщение, что помешало толпам россиян попасть на любимые турецкие курорты), а спустя какое-то время президент Турции Реджеп Эрдоган прислал письмо с извинениями, после чего турок «простили». Теперь, как известно, эта страна снова с нами «дружит» и мы даже продаём ей своё новейшее оружие для того, чтобы она могла более эффективно сбивать самолёты.
В большой политике случается всякое, но что в этой истории героического, решительно непонятно. РФ показала, что на применение против неё военной силы она не может ответить тем же, вместо этого выбирая экономическое давление. Вероятно, если бы данный фильм проспонсировало Министерство промышленности и торговли, это было бы логично. Но Минобороны-то зачем такая реклама?
Президент Турции Реджеп Эрдоган. Фото: РИА Новости
Что касается Пешкова и Мурахтина, то их героями тоже назвать сложновато. Оба летели бомбить противника, не имеющего средств ПВО и не способного ответить (как и большинство «целей» российских ВКС в этой войне). После попадания Пешков катапультировался и погиб, не успев сделать больше ничего, и получил за это Героя России. Его напарник хотя бы прятался от врагов на земле до прихода своих, за что был награждён орденом Мужества. Выходит, для получения более высокой награды достаточно просто умереть (что подтвердила и судьба посла РФ в Турции Андрея Карлова, застреленного в спину и тоже ставшего Героем России).
Не подумайте, что это какая-то критика в адрес лётчиков — оба выполняли воинский долг, что само по себе достойно, и упрекнуть их не в чем. Но в Сирии были и настоящие герои: например, Роман Филипов, чей самолёт тоже был сбит, после чего он вёл неравный бой с противником, а затем подорвал себя гранатой. Или Александр Прохоренко, оказавшийся в окружении и погибший, вызвав авиаудар на себя. Почему было не снять кино про них?
Роман Филипов и Александр Прохоренко. Фото: Википедия
Самое смешное, что создатели картины показывают и Шойгу, и Путина (или, точнее, их киноверсии), которые отдают грозные приказы и обещания. Но в итоге всё ограничивается спасательной операцией, причём неудачной: и в фильме, и в реальности российские военные потеряли вертолёт и убитого морпеха, после чего ретировались.
При этом выживший Мурахтин был спасён отдельным поисковым отрядом. Правда, в реальности он состоял из иранских союзников, что в картине не очень-то проговаривается. Видно, как сильно заказчики ленты хотят создать впечатление, что всего добились сами. Доходит до того, что в видеоряд просто вставляют нарезку из военной хроники с залпами ракет и сбросом бомб: вот, мол, смотрите, мы им всё-таки показали! А кому «им» и какое отношение эти кадры имеют к рассказываемой истории, догадайтесь сами. Выглядит всё это просто жалко.
Кадр из фильма «Небо». Фото: пресс-служба компании «Централ Партнершип»
Любопытно, что турки (которые, напомним, теперь снова наши «друзья») в фильме практически отсутствуют. В начальных титрах говорится, что они нанесли нам «вероломный удар в спину» (хотя никто не объясняет, кому пришло в голову повернуться спиной к стране, с которой Россия воевала столетиями и которая входит во враждебную НАТО), но затем место злодеев занимают… конечно же, американцы! Именно их отряд спецназа всячески нам гадит и организует провокацию с истребителем, а его командир строит прямо-таки злодейские рожи, не уступая худшим образцам «плохих русских» голливудского производства.
Кадр из фильма «Небо». Фото: пресс-служба компании «Централ Партнершип»
Впрочем, злой американец — чуть ли не единственный интересный персонаж в фильме, потому что все «россияне» — это невыносимо картонные и одномерные типажи, смотреть на которых физически неприятно. И при этом, конечно же, невероятные герои: в одной из сцен молодой Пешков ради незнакомой девушки голыми руками расправляется в автобусе с пятёркой вооружённых хулиганов, хотя до этого смирно сидел на месте и не вступился даже за отправленного в нокаут друга.
Кадр из фильма «Небо». Фото: пресс-служба компании «Централ Партнершип»
На фоне этого жуткого фильма «Крым» Алексея Пиманова, тоже провальный в части характеров и актёрской игры, выглядит чуть ли не шедевром: там хотя бы присутствовала внятная идея и довольно динамичная экшен-часть. В защиту «Неба» же сказать нечего. Если такое кино будут насильно показывать всем российским военным, те из них, кто ещё способен к самостоятельному мышлению, могут прийти только к одному выводу: их командование само не знает, ради чего и с кем они должны воевать. Впрочем, это и так всем давно понятно.
0 комментариев