«Не смотрите вверх». Гениальная сатира с мямлей Ди Каприо и кометой-убийцей
Дженнифер Лоуренс, Мерил Стрип и прочие пытаются спасти мир, но получается не очень.
Леонардо Ди Каприо в фильме «Не смотрите вверх»
В конце декабря 2021 года на Netflix вышел новый полнометражный фильм «Не смотрите вверх» (Don’t Look Up, причём официально на русский его перевели неправильно — «Не смотрите наверх»). По числу задействованных в картине звёздных актёров она способна потягаться за верхние места в рейтинге десятилетия, однако главное её достоинство, пожалуй, в другом.
Режиссёр и автор сценария новой ленты Адам Маккей начинал как автор отмороженных комедий (как правило, с Уиллом Ферреллом в главной роли), но в 2015 году выпустил умный, сложный и эффектный фильм о причинах мирового финансового кризиса под названием «Игра на понижение» (The Big Short). Картина с кучей звёзд понравилась зрителям и критикам, благодаря чему её автор переместился в другую «весовую категорию». После ещё одного серьёзного фильма «Власть» (Vice) — на этот раз о «сером кардинале» американской политике Дике Чейни — Маккей взялся за жанр социальной сатиры, результатом чего и стал «Не смотрите вверх».
Дженнифер Лоуренс в фильме «Не смотрите вверх»
Картина рассказывает о том, как провинциальный профессор астрономии (Леонардо Ди Каприо) и его аспирантка (Дженнифер Лоуренс) первыми обнаруживают гигантскую комету, которая через полгода должна столкнуться с Землёй, причём последствия для человечества будут такими же, как когда-то для динозавров. Учёные докладывают об открытии наверх (специально для Netflix: здесь это слово употреблено правильно), в результате чего их вызывают в Белый дом на встречу с президентом (Мерил Стрип). Правда, достучаться до людей оказывается непросто: в дело вмешивается бюрократическая тупость, инфантильность общества и прочие серьёзные социальные болезни.
Кейт Бланшетт в фильме «Не смотрите вверх»
Сатирический жанр покорился Маккею сполна: режиссёр рисует сложный и комплексный портрет современного американского общества, удачно и очень смешно высмеивая различные его компоненты. Здесь и цинизм политиканов, плюющих на общее благо ради собственных шкурных интересов; и ничтожность интеллигенции, прикрывающей высокими моральными принципами свои истинные, весьма примитивные желания; и инфантильность молодого поколения эмоционально хрупких «снежинок», утонувших в самолюбовании.
Пожалуй, лучший образ фильма воплощён великолепным Марком Райлэнсом, играющим собирательного «Илона Маска» — это сочетание приторной физиономии и радужных фантазий с мизантропией и психопатией попадает в некую критически важную для понимания современного общества точку. Хорош и Ди Каприо, чей персонаж переживает любопытную трансформацию из мямли-профессора в лощёную знаменитость: игра Лео полна нюансов и психологически очень достоверна. Впрочем, все звёздные исполнители ролей отрабатывают на высочайшем уровне, так что фильм можно смотреть и просто как пособие по актёрскому мастерству.
Марк Райлэнс и Мерил Стрип в фильме «Не смотрите вверх»
Проблема «Не смотрите вверх» — в структурной бесформенности и жанровой неопределённости, вообще характерных для полнометражных фильмов Netflix. Такое ощущение, что в этой компании не принято особо ограничивать полёт творческой фантазии авторов, поэтому раз за разом именитые режиссёры снимают для неё гигантские и невнятные ленты, словно пытаясь впихнуть в них абсолютно всё, что только есть в голове. Не стал исключением и фильм Маккея: он идёт почти два с половиной часа, что само по себе тяжеловато, а для сатиры тем более — сложно столько времени смеяться и одновременно думать. При этом в итоге юмор незаметно уступает место совершенно серьёзной драме, что выглядит совсем уж странно и наглядно демонстрирует, почему жанры нельзя так произвольно тасовать: мозг просто откажется воспринимать происходящее.
Впрочем, несмотря на серьёзные недостатки, «Не смотрите вверх» — яркий, глубокий и очень оригинальный фильм, который стоит хотя бы попробовать посмотреть. Это не идиотское попкорновое развлечение, а вещь, способная стимулировать мозговую деятельность, что в наши (да и в любые) времена не имеет цены.
0 комментариев