«Купе номер 6». Лесбиянки, русское быдло и вечные 90-е
Что не так с финской картиной про путешествие в российском поезде, получившей целую кучу престижных призов и номинаций?
Сейди Хаарла и Юрий Борисов в фильме «Купе номер 6»
Фильм финского режиссёра Юхо Куосманена «Купе номер 6» (Hytti nro 6) был впервые показан на Каннском фестивале в июле 2021 года и даже получил там Гран-при, после чего о нём заговорили критики и киноманы. В России он вызвал особый интерес, что понятно: в одной из двух главных ролей снялся отечественный актёр Юрий Борисов, да и действие картины целиком происходит в России 1990-х.
«Купе номер 6», снятое по одноимённому роману финской писательницы Росы Ликсом, рассказывает о путешествии студентки из Финляндии Лауры (Сейди Хаарла) поездом по маршруту Москва–Мурманск. В русском Заполярье она намеревается посмотреть на древние петроглифы, интересные ей по специальности.
Вояж девушки проходит в меланхоличной атмосфере: любовница Лауры, русская женщина-профессор, которая должна была ехать с ней, в последний момент осталась дома и по всей видимости охладела к своему заграничному увлечению. А вот финка, кажется, влюбилась и теперь тоскует по объятиям своей пассии и её шикарной московской квартире.
Сейди Хаарла в фильме «Купе номер 6»
Соседом героини в купе оказывается бритый русский парень Лёха с внешностью и повадками совершеннейшего гопника (Борисов). Поначалу он вызывает у Лауры стойкое отторжение, однако по ходу движения поезда и сюжета между персонажами возникает симпатия, приводящая к насыщенной эмоциями развязке.
Фильм не заставляет скучать, как многие его собратья по жанру. Герои попадают в щекотливые и забавные ситуации, особенно интересные российскому зрителю, которому хорошо знаком антураж происходящего. Кроме того, между попутчиками-антагонистами быстро возникает романтическое напряжение, и выясняется, что финка не так уж сильно привержена однополой любви.
А вот с русским персонажем всё не очень ясно, и это одна из главных проблем фильма. С одной стороны, Борисов прекрасно воплощает типаж грубого и неотёсанного провинциала, под колючей поверхностью которого скрывается тонкая натура. С другой, устройство этой натуры толком не раскрывается и мы так и не понимаем, почему Лёха одновременно тянется к своей финской подруге и отталкивает её. В этом плане перед нами типичный «артхаус», то есть отказ не только от высказывания авторской позиции, но и от раскрытия сюжетного конфликта, который зритель, по-видимому, должен самостоятельно додумать за ленивых и непрофессиональных творцов.
Сейди Хаарла и Юрий Борисов в фильме «Купе номер 6»
Другой странной особенностью фильма является время действия. Если вы думали, что интерес к российским 90-м сохранился только у вечных критиков русской жизни типа Кирилла Серебренникова, в последнем фильме которого по улицам опять ездят раздолбанные автобусы с безобразными полубомжами и сумасшедшими, то на примере «Купе номер 6» мы видим, что подобный образ России востребован и за рубежом. Конечно, можно рассказывать о любом времени, только вот в самой России о 90-х все давно забыли, и нормальным людям они попросту не интересны.
Историю, показанную в «Купе номер 6», вполне можно было снять в «Сапсане», и с драматической точки зрения ничего не поменялось бы. Но, видимо, финнам (как и российским «борцам с режимом») куда милее картинка, на которой Россия бедна, уродлива и убога. При этом нельзя сказать, что Куосманен плохо относится к русским (напротив, в неприглядном свете он изображает как раз своих соотечественников) — просто его фильм не слишком стыкуется с тем, что видят перед собой его зрители в реальности.
Юлия Ауг и Сейди Хаарла в фильме «Купе номер 6»
«Купе номер 6» — душевное и проникновенное кино о любви с отдельными недоработками, на которые можно закрыть глаза, но которые вряд ли позволяют отнести фильм к числу шедевров. Впрочем, для обычного зрителя это вряд ли имеет большое значение.
0 комментариев