«Смерть на Ниле». Межрасовая любовь Пуаро и угнетение лесбийских пар
Как роман Агаты Кристи «осовременили» в новой экранизации.
Кеннет Брана в фильме «Смерть на Ниле»
В феврале 2022 года на экраны кинотеатров всего мира вышел новый фильм Кеннета Браны «Смерть на Ниле» (Death on the Nile) — уже вторая экранизация британским режиссёром приключений сыщика Эркюля Пуаро, которого сам Брана и играет. Напомним, что предыдущий подобный опыт, «Убийство в Восточном экспрессе» (Murder on the Orient Express), увидел свет пять лет назад.
Фильм Браны — красочная и весьма качественно снятая детективная история с участием голливудских звёзд Галь Гадот и Арми Хаммера. С последним, правда, создателям не повезло: в январе 2021 года его обвинили не просто в сексуальных непристойностях, что уже стало привычным делом в США, а в непристойностях с уклоном в каннибализм (!). С тех пор актёр лишился работы во всех грядущих проектах, но из «Смерти на Ниле» одну из главных звёзд всё же не выкинули.
В итоге Хаммер играет в фильме ключевую роль. Забавно, что в самом начале его персонаж исполняет весьма откровенный танец со своей девушкой (Эмма Макей), а вскоре соблазняет её подругу (Гадот) и уходит к ней. Основное же действие картины разворачивается на круизном пароходе, где новоявленная пара уже празднует собственную свадьбу, пригласив нескольких гостей, в том числе Пуаро. Проникла туда и брошенная ревнивица, преследующая своих обидчиков. Разумеется, компания подобралась сомнительная и праздник не мог не окончиться убийством, позволившим знаменитому сыщику блеснуть профессиональным мастерством.
Кеннет Брана в фильме «Смерть на Ниле»
Хотя весь Египет в фильме нарисован на компьютере, сделано это качественно, так что «Смерть на Ниле» радует отличными пейзажами, экзотическими зверушками и восточным колоритом. Наблюдать за детективной историей тоже интересно: Кристи есть Кристи, а основную фабулу романа экранизация сохраняет. Правда, некоторые моменты вроде признаний преступников, сражённых наповал гением Пуаро, выглядят глуповато-наивно, но это можно списать на «старомодный романтизм», и в целом картина справляется со своей развлекательной функцией.
Намного интереснее не то, что в фильме Браны соответствует первоисточнику, а то, что он и сценарист Майкл Грин в сравнении с романом Кристи поменяли.
Во-первых, они добавили предысторию Пуаро: в открывающей чёрно-белой сцене показано, как будущий великий сыщик сражается на фронтах Первой мировой и трогательно общается с любимой женой, которую ему вскоре суждено потерять. Во-вторых, набор персонажей картины был изменён, и некоторые из этих изменений вызваны известными социальными тенденциями западного мира.
Арми Хаммер и Галь Гадот в фильме «Смерть на Ниле»
Так, Саломея Оттерборн, которая в романе была белой и писала любовные романы, превратилась в чернокожую певицу и даже гитариста наподобие Джими Хендрикса (само собой, цвет кожи поменяла и её племянница Розали). Конечно, никто при этом не удосужился объяснить, каким образом две чёрные женщины оказались своими в кругу людей из высшего общества в 1937 году — это подаётся как нечто само собой разумеющееся. Более того, харизматичная Саломея становится новой любовью Пуаро, заставляя его отказаться от верности покойной жене. Вкрапление чёрной культуры привносит в фильм дополнительную перчинку, но надо ли говорить, что к миру Агаты Кристи (как литературному, так и реальному) это не имеет ни малейшего отношения. Впрочем, на нынешнем Западе подобное, как известно, приветствуется: в журнале Newsweek перемену расовой принадлежности героинь назвали «крайне необходимым разнообразием для очень белого мира книги Кристи».
Эмма Макей в фильме «Смерть на Ниле»
Помимо расового аспекта, затронули создатели и гендерный. Американская богачка Мария Ван Шуйлер и её медсестра мисс Бауэрс, путешествующие вдвоём, превратились в лесбийскую пару, вынужденную маскироваться из-за общественного осуждения.
К вышеупомянутым «правкам» можно относиться по-разному, но очевидно, что в Голливуде они уже стали новой нормой. В случае «Смерти на Ниле» это даже плюс. Появился повод подискутировать там, где говорить в общем-то не о чем: фильм Браны хоть и неплох, но предназначен исключительно для созерцания (и ломания головы на тему «кто убийца», если вы не читали первоисточник).
0 комментариев