«Бессмертные». Что Тигран Кеосаян сделал с «Белорусским вокзалом»
В новом фильме ветераны ВОВ стали афганцами, а ещё уголовниками, бандитами и наркоманами.
Фрагмент постера к фильму «Бессмертные»
23 февраля состоялась онлайн-премьера фильма Тиграна Кеосаяна «Бессмертные» — ремейка классической картины Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», которую мы приводили в пример как практически безупречное произведение кинематографического искусства. Как и следовало ожидать, современная версия до уровня предшественника явно не дотянула (хотя и в ней есть свои небезынтересные моменты).
Главное отличие новой картины от старой — это «временной сдвиг»: вместо ветеранов ВОВ перед нами пятёрка друзей, прошедшая Афганистан. Смерть одного из них становится поводом для того, чтобы остальные встретились спустя двадцать лет. Как и в фильме Смирнова, друзья «вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они». Правда, перемены, произошедшие с их страной, куда разительнее, чем в картине 1970 года с его вполне безобидным брежневским «застоем».
Герои фильма «Бессмертные» в молодости
На главные роли подобрали звёзд: Сергея Пускепалиса, Юрия Стоянова, Фёдора Добронравова и Романа Мадянова. Не ставя под сомнение их высокий актёрский уровень, следует признать, что в качестве крутых десантников (пускай и пенсионеров) квартет смотрится странно и разношёрстно. Так, Стоянов выглядит совсем уж дедушкой, а Добронравов придаёт роли не очень-то подходящий ей комический оттенок. Но основной проблемой фильма являются не актёры.
Если «Белорусский вокзал» воздействовал на зрителя тонкими импульсами и полутонами, то «Бессмертные» пытаются делать это грубо и в лоб. Так, Кеосаян явно пытается показать нам «язвы времени»: герой Пускепалиса колется наркотиками в туалете, а персонаж Мадянова отсидел в тюрьме. Вместо деликатной девушки Наташи (Маргарита Терехова) мы видим навязчивую девицу почти лёгкого поведения (Ольга Турчак), да и драка, из-за которой происходит её знакомство с группой ветеранов, происходит не из благородных побуждений, как в «Вокзале», а просто по пьяни. Иногда смотреть за происходящим довольно неприятно: фильм доходит до стадии топорной и пошлой карикатуры, что на фоне эстетического совершенства творения Смирнова смотрится практически как кощунство.
Сергей Пускепалис и Роман Мадянов в фильме «Бессмертные»
Впрочем, наряду с плоскими и шаблонными сценарными ходами в «Бессмертных» есть и очень удачные. К таковым можно отнести, например, разговоры героев о том, в чём их отличие от ветеранов Великой Отечественной. Да и в целом проблематика «перестройки» и «проклятых 90-х» в нашем кино далеко не исчерпана, и здесь она исследуется на куда более высоком уровне, чем в жутко примитивном фильме «Небо».
Губит «Бессмертных» не сценарий и не кастинг, а крайне слабая режиссура. К сожалению, сценам, поставленным Кеосаяном, не веришь, хотя на уровне реплик они могут быть вполне недурными. Это превращает картину из потенциально сильного и серьёзного кино в безнадёжного середнячка, внушительные моменты которого затмевает ощущение упущенных возможностей.
Арина Жаркова в фильме «Бессмертные»
Современная версия «Белорусского вокзала» не так плоха, как могут подумать ненавистники переделок советского кино, но поднятые в ней темы ветеранов новейших войн и вообще кризиса постсоветской России ещё ждут своих режиссёров, способных добавить что-то к сказанному Балабановым.
0 комментариев