Трёхголовое зло: как в русских сказках появился дракон?
Это один из самых ярких и пугающих героев славянского эпоса. Змей Горыныч – классический антигерой, похожий на ящера, но не лишенный определённого обаяния. Как вообще в былинах появился этот дракон о трёх головах?
Драконы вообще присутствуют как эталон зла в фольклоре разных народов. Это и Лернейская Гидра, и древнеперсидский Ажи-Дахака. И даже в Библии имеется подобный персонаж – Левиафан. Все они олицетворяют собой испытание, которое надо пройти главному положительному герою, чтобы получить заслуженную награду.
Ряд исследователей считает, что Змей является собирательным образом монгольских завоевателей – этакая неоднородная всепоглощающая тьма. И нет ей числа, хотя богатыри отхватывают ей голову, на ее месте вырастает другая. А порой и не одна.
К тому же имеются доказательства, что в сражениях татаро-монголы использовали порох. Либо какой-то аналогичный состав на базе чего-то типа напалма. Для славян тех времен это действительно было сродни Змею Горынычу, пасти которого изрыгали пламя и смрадный дым.
Неожиданные нападения, множественные смерти и состояние постоянного ожидания кошмара и породили подобный образ.
Стражник на границе миров
Большая часть славянского эпоса связана с обрядовой традицией инициации. В основном ее проводили для мальчиков, которые после испытания удостаивались чести называться мужчинами.
Есть предположение, что монстр – это отпрыск Вия – властелина Среднего Подземного царства. И прозвище косвенно это подтверждает, ведь Горыныч так тяжел, что даже Мать-Земля не может удержать чужеродное для себя создание.
Он стоит на страже входа в мир мертвых, куда инициируемому следует попасть. И испытание – это сражение и победа над Змеем.
Современное видение
Небезосновательно считается, что прототипом всех подобных Горынычу персонажей являются древние ящеры – динозавры. Во время раскопок на территории Новгородской и Псковской областей найдено множество изображений ящеров, в том числе на наличниках и домашней утвари. И это не мистический, а вполне себе реальный образ зверя с вытянутой мордой и острыми зубами.
В летописи XI века «Беседа Григория Богослова об испытании града» имеется упоминание о чудовищном крокодиле-ящере, которому на берегу оставляли жертвы. В разных источниках есть упоминания о жутких крокодилах, выходивших из рек и пожиравших людей. Так что вполне может быть, что этот вымышленный персонаж имеет реальный прототип. И даже не один.
Источник:
18 комментариев
2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Г.Л. Олди, "Черный баламут"
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена