Шокирующая казнь: почему декабристы мучались на эшафоте целых полчаса
Один из страдальцев даже выкрикнул в сердцах: “Бедная Россия! И повесить-то порядочно у нас не умеют!”
25 июля 1826 года в Российской империи казнили участников восстания декабристов. Событие было “из ряда вон”, потому что казнили не “каких-то“ простолюдинов, а дворян - некогда верную опору царского режима.
Приговор был суровым. До этого дворян не казнили целых 82 года, с момента моратория императрицы Елизаветы Петровны, который должен был ликвидировать «бессмысленную жестокость наказаний». Чтобы ублажить матушку-императрицу, преступников стали пожизненно ссылать на каторгу или бить кнутами.
В принципе, оба варианта были равносильны смерти: после порки многие теряли сознание и умирали, а жизнь на каторге иногда была хуже смерти. Но “де-юре” убивать перестали.
Екатерина II сохранила “тренд” на гуманизм, но сделала исключение для лиц, занимающихся антигосударственной деятельностью. Например, Емельяна Пугачёва и его товарищей вовсе не гуманно четвертовали.
Ну а для декабристов царский режим придумал особое наказание.
14 декабря 1825 года в Петербурге случилась попытка госпереворота. Прекраснодушные дворяне хотели сместить императора и отменить крепостное право. Ничего у них не получилось, выглядела эта попытка довольно нелепо, но всё же она была.
А значит за неё пришлось отвечать.
Следствие вёл лично император Николай I. Он привлёк к ответственности 579 подозреваемых и сам же провёл большинство допросов главных зачинщиков мятежа.
По итогу, 24 июля 1826 года был вынесен приговор: 287 подозреваемых признали виновными, 120 получили пожизненное на каторге в Сибири, а пятерых решили повесить.
Это были Павел Иванович Пестель, Кондратий Фёдорович Рылеев, Пётр Григорьевич Каховский, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин, Сергей Иванович Муравьёв-Апостол.
Единственной уступкой императора была замена вида казни: вместо четвертования, «неподобающего европейской стране», мятежников решили повесить. Для этого в Петропавловской крепости решили построить эшафот - потому что с 1754 года через повешение практически никого не казнили, и действующих эшафотов в тогдашней столице империи не было. Как и в её окрестностях.
Собственно, “специалистов” по виселицам тоже не было. Никто даже толком не знал, как возвести эшафот, поэтому учиться пришлось на ходу. Чтобы отрепетировать будущую казнь, генерал-губернатор Петербурга Павел Васильевич Голенищев-Кутузов велел построить виселицу в городской тюрьме. Её сколотили кое-как, а прочность проверили при помощи нескольких мешков с песком. Их подвесили вместо будущих страдальцев, конструкция выдержала, и губернатор велел разобрать её и ночью отвезти в Петропавловскую крепость.
Тут и начались трудности: один из перевозивших часть виселицы ямщиков ночью заплутал и приехал с существенным опозданием. Об этом не поставили в известность полицмейстера Чихачёва и он вывел осуждённых на казнь. Вместо собранного эшафота, они увидели пару столбов и раскрасневшегося чиновника, который отвечал за виселицу. На него кричал генерал-губернатор и угрожал повесить вместо мятежников.
Было бы смешно, если бы не было так грустно. В итоге, декабристов усадили на траву возле будущего места казни и они с интересом наблюдали, как рабочие судорожно сколачивают виселицу.
Опять же, у палачей не было опыта повешения, поэтому и действовали они ужасно. Например, решили вырыть под виселицей яму и застелить её досками. А в момент казни выдернуть их из-под ног революционеров. Но не рассчитали размеры.
Когда виселица была готова, на неё привели мятежников, зачитали приговор и велели “за такие злодеяния повесить”. Тут один из палачей от волнения шлёпнулся в обморок. А когда декабристам попытались затянуть петли на шеях, выяснилось, что виселица слишком высока и верёвки не достают до несчастных революционеров. Тогда на помост поставили скамейки и с трудом, но всё же затянули петли.
Этот сюр не прекратился и после того, как из-под их ног выдернули скамейки. В этот момент веревки оборвались, а декабристы пробили доски и рухнули в яму. В воздухе остался болтаться только П.И. Пестель - он был слишком высок и мог кончиками пальцев ног дотянуться до краев разломанного настила из досок. Так он и извивался на верёвке - не мог ни умереть, ни нормально дышать.
Тогда генерал-губернатор приказал повесить их повторно. Принесли новые верёвки, на этот раз уже попрочнее, смазали петли салом, чтобы они лучше затягивались, притащили и новые доски. Снова прозвучала команда “повесить” и из-под ног бедолаг-декабристов повторно выбили скамьи.
На этот раз всё получилось.
Вот так бесславно погибли главные руководители восстания - когда-то верные престолу, но посмевшие пойти против императора.
Источник:
75 комментариев
2 года назад
Щаззз. Они хотели либерасткую революцию. Сменить самодержавие на власть буржуазного правительства. При этом под правительством понимая исключительно себя. Ещё один Гайдар с Чубайсом. Насчёт отмены крепостного права и защиты крестьян - большинство из них владели крестьянами и как то никто из них никого не освободил до этого, хотя имели полное право и возможность.
Далее.э Первым пунктом в длинном списке «благих намерений», ко
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена