Кто этот смельчак?
Помните в старой компьютерной игрушке QuakeWorld был такой режим «захват флага» с вражеской базы. Нечто подобное провернул один отважный француз в морском бою при Мысе Лизард 21 октября 1707 года. В тот день французская эскадра из двенадцати кораблей под командой адмиралов де Форбена и Дюге-Труэна застала врасплох важный английский конвой из ста судов, направлявшийся в Лиссабон.
Все пять военных кораблей эскорта под командованием коммодора Ричарда Эдвардса, были принуждены спустить свои флаги, как и еще 15 торговых судов, а остальной конвой был рассеян.
В ходе сражения корабль Дюге-Труэна, 72-пушечный «le Lys » (фр.Лилия)атаковал 80-пушечный английский флагман «HMS Cumberland», который он захватил при помощи фрегата «Gloire» (фр. Слава) под командой капитана де ла Джайе.
Именно этот фрагмент боя изобразил в 1827 году на своем полотне художник Луи-Филипп Крепен. На картине слева корма «Лилии», а справа «Камберленда». Два корабля сошлись борт в борт и обстреливают друг друга, когда в поединок вмешивается «Слава», чью носовую фигуру можно увидеть на самом левом краю полотна.
«Лилия» ошибочно изображена как трехпалубный корабль, хотя он был всего лишь двухпалубным. «Камберленд» действительно был трехпалубным кораблем, с длиной корпуса 47,5 м, шириной 12,8 м, и полной осадкой в 5,5 м. Чтобы вы не гадали, где герой нашего повествования, я его сразу отметил кружком. Вот он, прыгает с высокой кормы «Камберленда», метров 15, не меньше), а рядом с ним падает и кормовой флаг вражеского корабля.
История подвига этого человека рассказана во многих произведениях, например, в « Истории Дюге-Труэна» Феликса де Бона:
«Бушприт англичанина, разорвав ванты Лилии, сделав практически невозможным общий абордаж. Однако, несколько бесстрашных мужчин добрались до его палубы в одиночку. Первым, кто прыгнул на палубу «Камберленда», был старшина Онорат Тоскана (contre-maître Honorat Toscan). Он тотчас же рванулся к кормовому флагу, чтобы его спустить. И вот, когда старшина резал ножом фал, он увидел, что четверо английских морских пехотинцев вдруг выпрыгнули как, черти из табакерки, и бросились на него с поднятыми тесаками.
В момент неминуемой опасности у храброго старшины хватило присутствия духа выбросить английский флаг в море, а затем броситься в воду и самому. Он смог поймать флаг в воде, и забраться в шлюпку, которую буксировал «Камберленд». Затем смельчак Тоскан перерезал линь и, используя парус, который он обнаружил на этой шлюпке, уйти подальше от опасности и подобраться поближе к подветренному борту «Ахилла», где его и побрали…
Беспримерный подвиг Онората Тоскана не был забыт, и Дюге-Труэн доложил о нем в своем рапорте в Морское министрество. Этот флаг, так славно похищенный бесстрашным матросом с английского корабля, был доставлен в Собор Парижской Богоматери, и Людовик XIV, который в принципе не интересовался подвигами своих ничтожнейших подданных, и никогда не выражал своего удовлетворения како-йлибо милостью по таким поводам, приказал повысить Онората Тоскана до боцмана, а также наградил его золотой медалью.
Эта медаль имела своим эпиграфом Virtuti nauticae praemia data (награда за морское мужество) и представляла короля в образе Нептуна, сидящего с трезубцем в руке на носу корабля, идущего посреди моря и дарующего медаль матросу в старинном костюме, который получает ее на коленях...
Пять лет спустя, в 1712 году, этот же Онорет Тоскан, уже боцман на судне «Кастль» под командованием шевалье де Фужере, попал в плен в Южных морях. Английская команда, уведомленная, что именно этот храбрый моряк совершил беспримерный ратный подвиг, о котором я рассказал выше, подвергла его тысяче недостойных обращений».
Источник:
3 комментария
2 года назад
===========
Это ближе к концу повествования.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Стырил, пока никто не видел - и свалил, как только запахло жареным, не вступая в бой.
При этом значения в бою факт кражи флага не имел.
Разве что потешил самолюбие короля...
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена