Один из легендарных российских флотоводцев. Биография адмирала Нахимова
Павел Степанович Нахимов — известный адмирал российского флота, покрывший себя непреходящей славой в Синопском сражении и обороне Севастополя. Во время своей службы он заслужил репутацию строгого, требовательного командира, но при этом преданного своему делу, Родине и флоту. Среди офицеров и моряков слова одобрения адмирала или похвала от него почитались высшей наградой.
Павел Степанович Нахимов (1802-1855)
Нахимов всегда старался быть в самом центре опасности, чтобы его люди видели и знали, что он с ними.
Детство и юность
Павел Степанович родился 23 июня 1802 года в деревне под названием Городок, расположенной в Смоленской губернии. Несмотря на отдалённость от моря, уже с детства он и четверо его братьев выбрали службу на императорском флоте.
Учёбу в Морском кадетском корпусе будущий адмирал начал в мае 1815 года в возрасте 12 лет. За 3 года во время летней практики молодой гардемарин неоднократно ходил в походы по Балтике, в том числе под началом капитана Дохтурова, считавшегося в то время легендой российского флота.
Бриг “Феникс”, на котором ходил П.С. Нахимов, будучи гардемарином
После окончания учебы 9 февраля 1818 года Нахимов в чине мичмана был зачислен в один из экипажей Балтийского флота. В нём он служил до 1821 года — сначала в столице, затем на тендере «Янус». На пару месяцев в 1821 году он был направлен в командировку в Архангельск для инспекции тамошних верфей. Затем его вызвали обратно в столицу и зачислили на фрегат «Крейсер», в экспедицию капитана Лазарева, которая должна была отправиться на Камчатку через Атлантику.
Экспедиция Лазарева
В ходе трёхлетней экспедиции, длившейся с 17 августа 1821 года по 5 августа 1825 года, фрегат «Крейсер» и шлюп «Аполлон» добрались до Рио-де-Жанейро, обогнули мыс Доброй Надежды и Австралию и зашли в Ново-Архангельск (ныне Ситка, штат Аляска, США). На обратном пути экспедиция посетила Сан-Франциско и, обогнув мыс Горн, возвратилась в Кронштадт.
Во время экспедиции Нахимов был отмечен Лазаревым и произведён в 1823 году в чин лейтенанта. По возвращении в Россию Павел Степанович был награждён орденом Св. Владимира 4-й степени и получил назначение на 74-пушечный линейный корабль «Азов» под командованием того же Лазарева. С ним Нахимов в дальнейшем служил до 1851 года.
Служба на Балтике
В 1826 году находившийся в Архангельске «Азов» был переведён на Балтику. Уже в 1827 году его включили в объединённую союзную эскадру под командованием вице-адмирала Эдварда Коррингтона, направленную к берегам Греции для сражения с турецко-египетским флотом. В Наваринском сражении лейтенант Нахимов командовал одной из орудийных батарей «Азова». За прекрасную выучку и личную храбрость в бою его произвели в чин капитан-лейтенанта и наградили российским орденом Св. Георгия 4-й степени, а также греческим Орденом Спасителя. Сам корабль «Азов» именным указом императора Николая I получил право на кормовой Георгиевский флаг. Своим огнём он потопил три вражеских фрегата и один корвет, а также нанёс тяжелейшие повреждения турецкому флагману. Тем же указом предписывалось в будущем всегда иметь в составе российского флота корабль с названием «Память Азова».
Нахимов прослужил на «Азове» до 1829 года, после чего по рекомендации адмирала Лазарева получил собственный 16-пушечный корвет «Наварин», который вошёл в состав эскадры того же Лазарева.
Фрегат “Паллада”
В 1832 году Нахимов получает направление в Охту, где на одной из верфей строился фрегат «Паллада». Там Павел Степанович руководил строительством, после чего принял фрегат под своё командование. В 1833 году «Палладу» включили в состав балтийской эскадры адмирала Беллинсгаузена.
Служба на Черноморском флоте
В январе 1834 года адмирал Лазарев получает назначение на Черноморский флот. Вместе с ним туда переходит и капитан-лейтенант Нахимов со своей «Палладой» в составе 41-го флотского экипажа. 30 декабря 1834 года Павел Степанович получает чин капитана 2 ранга. Через два года он принимает под командование линейный корабль «Силистрия» и в следующем году получает чин капитана 1 ранга.
Корабль «Двенадцать апостолов» на литографии В. А. Прохорова
В 1838 году Нахимов из-за проблем со здоровьем был вынужден подать в отставку и отправиться на лечение на 11 месяцев. Затем он был восстановлен в чине и вновь принял «Силистрию». С 1840 по 1845 года «Силистрия» участвовала в Кавказской кампании. Она перевозила припасы и подкрепления для российской армии, боролась с контрабандой, оказывала помощь артиллерийским огнём при защите Головлинского укрепления. За свои действия в период кампании Нахимов два раза удостаивался личного благоволения императора.
13 сентября 1845 года Нахимову присваивают чин контр-адмирала и назначают командующим 1-й бригады 4-й флотской дивизии. В 1852 году он получает очередное повышение — звание вице-адмирала, должность командира 5-й флотской дивизии и флагман «Двенадцать апостолов».
Крымская война. Синопское сражение
Синопское сражение. Схема
В сентябре 1853 года, ещё до начала войны, 5 флотская дивизия провела блестящую десантную операцию по высадке 13-й пехотной дивизии на Кавказе в Анакли. За это Нахимов был награждён орденом Св. Владимира 2-й степени.
После этого эскадра возвратилась в Севастополь для пополнения припасов. 11 октября она вновь вышла в море для защиты черноморского побережья от возможного нападения турецкого флота. 1 ноября 1853 года Нахимов получил депешу от штаба Черноморского флота о начале войны и приказ приступать к активным действиям. Но из-за сильных штормов часть кораблей эскадры уже была сильно повреждена. К 8 ноября под командованием Нахимова осталось лишь три линейных корабля: «Императрица Мария», «Чесма» и «Ростислав».
10 ноября был получен приказ направиться к Синопу, где, по информации морского штаба, турки готовили силы для высадки десанта на Кавказе. 11 ноября эскадра Нахимова бросила якорь на рейде Синопа и обнаружила в гавани эскадру Османа-паши, включавшую в себя 7 фрегатов, 3 корвета и 2 парохода. Рейд защищали 6 береговых батарей с мощной артиллерией, поэтому Нахимов решил дождаться подкрепления — эскадры контр-адмирала Новосильского в составе 3 линейных кораблей и двух фрегатов. Она подошла из Севастополя к Синопу 16 ноября.
Повреждения линкора “Императрица Мария” в Синопском сражении, 1853 год
Нахимов решил атаковать, несмотря на то, что турки имели явное превосходство в огневой мощи. У них было 476 корабельных и 44 мощных береговых орудия, превосходивших по дальности и массе залпа любую артиллерию, находившуюся в распоряжении российского адмирала. Под прикрытием непогоды российская эскадра вошла в бухту и начала сражение с турецкими кораблями и береговыми батареями. За четыре часа огонь российских моряков уничтожил всю турецкую эскадру. На плаву остался только пароход «Таиф», который сумел выйти из боя и уйти в Стамбул. К 17:00 было покончено и с береговыми батареями. Российский флот потерял убитыми 37 человек, 223 было ранено. Потери турок были намного серьезнее. Эскадра Осман-паши была уничтожена, погибло около 3000 турецких моряков и солдат. Сам же паша и все остальные его силы сдались в плен. За эту блестящую победу император Николай I личным указом наградил Нахимова орденом Св. Георгия 2-й степени.
Оборона Севастополя и гибель
Во время осады Севастополя Нахимов был назначен командующим обороной южной стороны. Он понимал, что силы Черноморского флота из 14 линейных кораблей, 6 фрегатов и 6 пароходов не смогут противостоять объединённой англо-французской эскадре, включавшей 34 линейных корабля и 55 фрегатов (половина из которых являлась новейшими пароходофрегатами). Поэтому Нахимов настоял на затоплении эскадры на рейде и перекрытии доступа кораблям противника. Корабельная артиллерия и флотские экипажи были переданы для усиления береговых батарей и гарнизона Севастополя.
Затопление кораблей Черноморской эскадры
5 октября 1854 года во время бомбардировки на Малаховом кургане погиб командующий обороной северной стороны Севастополя вице-адмирал Корнилов. Поэтому Нахимов был назначен Меньшиковым командовать обороной города и блестяще с этим справился. Он пользовался огромным авторитетом и уважением среди флотских экипажей, но вскоре и армейские офицеры и солдаты начали боготворить своего командира. Нахимов не только командовал вверенными ему силами, но также принимал самое активное участие в создании фортификационных сооружений вместе с инженер-полковником Тотлебеном. Одна из построенных по его чертежам батарей между Константиновской и Михайловской впоследствии получила имя Нахимовской.
11 января 1855 года он был награждён орденом Белого Орла, а 1 февраля официально назначен помощником командующего гарнизоном Севастополя. Уже с 18 февраля Нахимов был назначен временно исполняющим обязанности командующего гарнизоном. 27 марта 1855 года указом императора его произвели в адмиралы.
Во время осады Нахимов не единожды подвергался опасности. Он всячески старался подбодрить подчиненных и всегда старался держаться на виду в самых опасных местах. При этом Нахимов был одним из немногих высших офицеров, категорически отказывавшихся снимать эполеты. Однажды он чуть не попал в плен к французам, и только чудом удалось избежать пленения командующего всей обороной.
Смертельное ранение Нахимова
28 июня 1855 года во время инспекции батареи на Малаховом кургане Нахимов в подзорную трубу осматривал позиции французских войск. Он не скрывался, несмотря на просьбы офицеров и шквальный огонь французских егерей, заметивших фигуру в чёрном мундире и эполетах. Одна из пуль попала в лоб адмиралу и пробила голову. Он не погиб сразу, хотя состояние адмирала было критическим. Раненого Нахимова срочно отнесли в госпиталь, и 30 июня он скончался.
Во время похорон Нахимова попрощаться с выдающимся флотоводцем и полководцем вышло огромное количество людей. Там были как солдаты и моряки гарнизона, так и простые жители Севастополя. По воспоминаниям современников, никто не боялся артиллерийского обстрела, но ни один снаряд не упал на город, который до этого беспощадно бомбардировали сутками. Более того, когда оставшиеся корабли российской эскадры в знак траура приспустили флаги, то же самое проделали и на кораблях британской эскадры. Русские офицеры в подзорную трубу видели, как экипажи британских кораблей выстроились на палубе и сняли головные уборы.
Память о Нахимове
В честь великого адмирала были названы два крейсера российского и два корабля советского флота, а также несколько гражданских судов. Несмотря на то, что Нахимов являлся адмиралом царского флота, основные почести были оказаны ему уже после прихода к власти коммунистов. Во время Великой Отечественной войны военно-морские училища получили названия «нахимовских» по аналогии с «суворовскими», а в 1944 году были утверждены орден Нахимова двух степеней и медаль.
Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей
0 комментариев