Минута славы и вечность забвения яхтсмена-авантюриста
На что только люди не идут ради семьи. И богатства. И славы. Но порой сложные многоходовки превращают человека в жадную гусеницу, которая запутывается в яблоке и начинает есть себя вместо фруктовой мякоти.
Дональда Кроухёрста нельзя назвать отважным мореходом или первооткрывателем. Но мужчина ухитрился войти в историю. Предварительно влипнув в неё.
Родился он в 1932 году в Индии, когда та ещё была британской колонией. Видимо, склонность к авантюрам передалась по наследству от отца. После возврата Индии независимости семья вернулась, надеясь вести безбедную жизнь на прибыль от небольшой фабрики, которую отец Дона приобрёл в Индии. Но предприятие подожгли. И вместе с ним сгорели мечты о лучшем будущем. Кроухёрст-старший не перенёс удара судьбы и скончался от сердечного приступа.
Дональду пришлось попрощаться с мечтой об университете и пойти в армию. Проявил он себя достойно, дослужился до офицерского чина и получил лицензию пилота. Но ввязался в конфликт, и в возрасте всего 21 года вынужден был оставить службу.
Немного помыкавшись, парень устроился в фирму в Бриджуотере инженером-электронщиком. Остепенился, завёл семью. И создал пеленгатор для яхтсменов, что подтолкнуло Дональда к развитию собственного бизнеса. Дело пошло, но по роковому стечению обстоятельств мужчина попал в аварию. Фирма, пока он лечился, постепенно загибалась. И из больницы Кроухёрст вышел подавленным человеком без средств и перспектив.
Деньги и слава
С семьёй
Между тем у него с супругой Клер уже подрастали наследники, четверо детей. И надо было что-то решать. Как раз в это время общественность гудела: Фрэнсис Чичестер завершил кругосветное путешествие. От безысходности ум Дона лихорадочно работал. И он отправился в редакцию газеты с предложением объявить ещё один конкурс. Но с условием того, что яхтсмены не будут заходить в порты.
Мужчину высмеяли. Но через пару месяцев редакция «Санди Таймс» объявила такое соревнование, выдав идею за собственную. Победителям в номинациях – лидеру и точно прошедшему весь маршрут должны были достаться две денежных награды по 5 тыс. фунтов. Для 1968 года это были очень солидные деньги.
У Кроухёрста была своя крохотная яхта. Но не могло быть и речи о том, чтобы отправляться на ней в кругосветку. Но Дон так отчаянно нуждался в деньгах: фирма разваливалась, ссуды надо было платить. Он попытался уговорить профессионального яхтсмена, но тот отказался. С трудом Дон выпросил у знакомого бизнесмена Стэнли Беста ссуду и приступил к строительству собственной яхты, которая сможет обогнуть земной шар.
Но Бест, будучи деловым человеком, заставил будущего морехода подписать договор, в соответствии с которым при неисполнении обязательств всё имущество Кроухёрста, включая дом и фирму, переходило к нему.
Тримаран был построен. Но конструкция оказалась далёкой от идеала. Хотя дельных задумок была масса, вплоть до бортового компьютера, времени до старта – 31 октября почти не осталось.
И многие недоделки стали неприятными сюрпризами уже во время гонки. Стартовал Кроухёрст последним (в соответствии с условиями, сделать это можно было с 1 июня по 31 октября), и о первом призе можно было забыть. Его получил офицер Робин Нокс-Джонстон.
Но оставался ещё шанс получить приз за точное прохождение маршрута. Если бы только не было столько недоделок… Так писал в судовом журнале Дональд. В настоящем, поскольку был ещё и второй, неофициальный. Идея вести его пришла к яхтсмену после сообщений о большом количестве участников, выбывших из гонки. Кто-то заболел, кто-то передумал. Остался лишь один соперник – Найджел Тетли.
В поддельном журнале яхтсмен отмечал нужные точки и координаты. В редкие сеансы радиосвязи подтверждал данные. В действительности он уже долгое время торчал у Фолклендских островов, ожидая, что Тетли его обгонит и финиширует. Дональд решил, что финиширует вторым и получит не денежный приз, а славу. Её можно тоже использовать с умом. К тому же судовой журнал, в котором мужчина наворотил дел, не станут особенно тщательно проверять.
Но вмешались силы природы: Тетли попал в шторм и чудом выжил. Его на плоту подобрали в море. Дон получил сообщение, что его ждут на финише, развешивают флаги и готовятся чествовать как героя.
Но в судовом журнале было столько лжи. Как он будет смотреть в глаза людям? Вместо славы и награды его ждут разоблачение, презрение и наказание. И он решил разрубить узел лжи одним ударом.
Смерть или афера?
Последняя запись в журнале была сделана 1 июля 1969 года. «Правда раскрыта, и всё будет сделано, как требует моя семья… Я не должен продолжать игру… Я выйду из неё ровно в 11:20. Нет смысла в мучениях… Всё кончено».
Потом предположительную картину восстанавливали по кусочкам, используя как фрагменты пазла записи журналов. После обнаружения тримарана с поднятым парусом предположили, что моряк погиб. Победитель – Нокс-Джонстон передал свой приз в фонд помощи семье Дональда. Но когда всё изучили более тщательно, то стало понятным, что он ушёл из жизни – прыгнул в море, чтобы избежать позора.
Тетли получил утешительный приз в размере 1 тыс. фунтов. Попытался построить новую яхту, но когда понял, что этой суммы не хватит, покончил с собой.
"Гонка века" (2018 год) - фильм, снятый по мотивам истории
Народ говорил, что это часть авантюры. И в действительности Дональд сбежал и жив. Клер долгие годы не верила в смерть мужа и ждала его. Маловероятно, что человек с такими блестящими исходными данными выжил. Но в истории он остался как авантюрист, у которого почти получилось обмануть океан, общество и самого себя.
Источник:
4 комментария
2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Да и сам ГГ мог бы тот злополучный журнал где-нибудь в море выкинуть аккурат перед финишем. Уж если решился на вранье, то угрызений совести не должно было бы быть. Тем более, что точки прохода радиосеансами подтверждены были.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
В "моей редакции" это звучало бы так: "Авантюрист, который предпочёл сгинуть в пучине вместо позора" . Баловнем судьбы он точно не был.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена