"Лимита!". Как "понаехавшие" превратили Москву в город, где трудно найти москвичей
"Ты пойми главное — мы в Москве живем! А Москва — это большая лотерея. Здесь можно сразу все выиграть", — утверждала Людмила из фильма "Москва слезам не верит". И если сами "понаехавшие" из провинциальных городков, сёл и посёлков свято в такую лотерею верили, то жители Москвы и прочих крупных городов называли их презрительным словом "лимита".
Собственно, сам термин "лимитчики" произошёл от слова "лимит". Так называли людей, приехавших в Москву и крупные города из провинции по трудовым договорам с предприятиями и "лимиту прописки", проще говоря, низкоквалифицированных трудовых мигрантов. Есть мнение, что современным синонимом этого слова является "гастарбайтер", но это не так. Разница в сути этих двух явлений.
Если под термином "гастарбайтер" понимать иностранного трудягу, приехавшего в большой город подзаработать денег, чтобы отправить их семье на родину, то у "лимитчиков" цель была совсем другая - обосноваться в столице, пустить здесь корни.
Введенная в Советском Союзе в 1932-м паспортная система предусматривала обязательный режим прописки - эта мера помогала государству регулировать уровень населения в крупных городах. Особенность системы заключалась в том, что колхозники паспорта не получали, оставаясь привязанными к одному месту работы и проживания, чтобы село не осталось без рабочей силы.
В городах без прописки нельзя было жить даже у знакомых, и уж тем более, невозможно было устроиться на работу. Прописку мог проверить в любой момент на улице любой милиционер. За нарушение режима прописки гражданин получал внушительный штраф (от 200 рублей) и предупреждение. Повторное нарушение наказывалось трудовыми работами на полгода и даже судимостью.
Однако Москва росла как на дрожжах (только жилья в стране строилось 1,6 млрд кв. м) и потому остро нуждалась в рабочих руках - строителях и отделочниках, водителях транспорта, работниках коммунального хозяйства, рабочих, швеях, прачках, поварах, сварщиках, плотниках и монтажниках.
Коренные москвичи, коих тогда в столице было большинство, считали такую работу непрестижной и нежелательной, а желающих их заменить, и таким образом перебраться из провинции в столицу, было великое множество. И прописка являлась самым трудно преодолеваемым барьером на пути к мечте.
Первыми лимитчиками стали метростроевцы.
В 1932 году было начато строительство Московского метрополитена. Местные жители не горели желанием гробить себя на тяжелой и вредной работе. Проблему решили лимитчики. Это был целый пласт людей, готовых трудиться за идею, учиться на рабфаках, а когда пришло время, большинство из них самоотверженно отправились на фронт.
Совсем по другому дело обстояло с лимитчиками "эпохи развитого социализма". Послевоенное поколение лимитчиков было совсем другим.
Шли 50-е годы. Большинство столичных предприятий стали выделять рабочие места для приезжих, давая им прописку в трудовых общежитиях. Неторопливая миграция довоенных лет сменилась бурной волной "понаехавших". Привлечение рабочих по лимиту стало обычным делом.
При этом "лимитчики" могли работать только на своем предприятии, без повышения должностей и зарплат. И всё ради вожделенной мечты: через 10 лет "пахоты" человек получал свое жилье (квартиру или комнату в общежитии) и прописку в Москве.
Такая вот разновидность крепостного права. Но страдать было за что. "Лимита" имела доступ к столичным товарам, продуктам, услугам и развлечениям, невиданным в тех краях, откуда они приехали.
Справедливости ради, надо добавить, что все 10 лет над головой лимитчика висел "дамоклов меч".
В случае преждевременного увольнения человек лишался не только койки в общежитии, но и права жить в столице. С этой проблемой можно было бороться только одним путём - путём заключения браков с "коренными москвичами".
Москвичи относились к "лимите" пренебрежительно - для них это были странные "корявые на лицо и одежду" люди, привыкшие топить печи, ходить "до ветра", набирать воду из колодцев и вечерами "глушить водку под гармонь-тальянку", - пишет "Культурология".
И хотя москвичи совсем не горели желанием выполнять тяжелую и грязную работу, в обществе было принято сетовать на нехватку рабочих мест "из-за провинциалов". К тому же считалось, что "лимита" пойдет на любую подлость, обман, чтобы закрепиться и остаться в Москве или любом другом крупном городе.
Особенно "лимиту" боялись родители юных москвичей и москвичек- дескать "в общежитиях повальный грех, пьянство и криминал", "охмурят, залетят, оженят ради прописки, заберут полквартиры".
Лимитчики отвечали местным взаимностью, считая их "зажравшимися".
Ходил даже популярный самиздатовский рассказ "Лимитчица" о девушке из села, которая стала москвичкой, "выпивая и давая". Директору колхоза - за путевку в столицу, начальнику цеха за должность, коменданту общежития - за хорошую комнату, москвичам - чтобы выйти замуж.
Кстати, любимый многими поколениями кинозрителей фильм "Москва слезам не верит" стал отличной иллюстрацией жизни советских лимитчиков.
Сейчас "лимитой" изредка называют провинциалов, которые приехали в Москву из регионов, готовы ютиться хоть на 8-10 кв. м., лишь бы в столице, с московской медициной, пенсией, развлечениями, более высокооплачиваемой и интересной работой.
А вот дети и внуки бывших советских лимитчиков, когда-то вкалывавших ради заветной столичной прописки, уже давно считают себя москвичами, свысока смотрят на нынешних "понаехавших" и рассказывают социологам за что они не любят "замкадышей".
Источник:
86 комментариев
Год назад
Какое крепостное право? Людям квартиру давали бесплатно в Москве. Можно я поменяю сегодняшнее крепостное ипотечное право на работу чтобы через 10 лет получить бесплатно квартиру?
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Впрочем касательно хохлушек - без понятия, они тоже очень разные. Некоторых знал - те прям реально пашут, будь здоров баба работает по хозяйству, некоторые - фифы какие-то пустоголовые, причем ладно бы карьеристки - и в профессии тоже ни о чём. С такими свяжешься - только нервы себе мотать, дом-2 какой-то ходячий.
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Хохлушки очень разные, там рандом ))
Хотя русские тоже, фигли. Тоже разные )
Удалить комментарий?
Удалить Отмена