Страдания об умирающих деревнях
Что будет с селами в России
Вчера прочитал стих одной знакомой дамы, о селе Ж***е, в котором она родилась и выросла. Стих действительно хороший - с нервом, с надрывом, о бескрайних полях, о змеистой долине Сакмары, о горах вокруг.
Только вот эта молодая женщина, ей всего 33, после окончания педуниверситета не поехала обратно, хотя места в школе были. Не поехала в ФАП и ее младшая сестра после медучилища. А их мать, завуч школы, уехала оттуда тоже и пошла работать в РОО методистом. Хотя село не такое уж и маленькое, если брать со станцией то население почти 1300 человек, бегают электрички, есть магазины, ФАП, ДК и даже пара баров.
И вообще, я давно заметил сильный тренд в соцсетях про страдания о угасающей деревне. Раньше он шел вкупе с другим трендом - страданиях о загубленном сельском хозяйстве - колхозы разорились, поля заросли, едим все иностранное и тд. Но успехи отечественного сельского хозяйства стали настолько очевидными, что заставили замолчать многих всепропальщиков.
При этом страдают чаще всего горожане в первом-втором поколении, которые уехал еще лет 50 назад. Они сожалеют об исчезновении малой родины, даже вспоминают, какой выпекала бабушка вкусный хлеб, медвяный запах сена, бескрайние поля, но никто из них не едет обратно поднимать село. Поэтому все это выгладит неискренне и фальшиво. Легко рассуждать о вымирающей деревне, сидя на диванчике в городской квартире. Всё говорят, но никто, ничего не делает.
Действительно, в нашей стране есть проблема сокращения сел и сельского населения. Только вот она началась не сегодня, не после 1991 года, а гораздо раньше. Российская империя в 1917 году была преимущественно сельской страной. В городе проживало всего 17,7% процентов (Территория будущей РСФСР). А на момент распада городское население составляло уже 73,9% всего населения.
Поэтому число сельских поселений сильно сократилось за этот период. Так в 1959 году число сельских пунктов было 294 059, а в 1989 -всего 152 922. Как видим, сокращение практически вдвое. При этом села не только умарали сами по себе, потому что оттуда уезжали люди, во многом это была целенаправленная политика. Так выпущенных в 1960 г. рекомендациях Академии строительства и архитектуры СССР впервые говорилось: “Существующие населенные пункты колхозов и совхозов рекомендуется разделять на две группы — перспективные и неперспективные”.
Заброшенная деревня в Германии
Не знаю, насколько это было целесообразно, но уже тогда прекрасно понимали, что СССР/Россия не некая уникальная в этом плане страна, она просто находится в общемировом тренде урбанизации и поддерживать на плаву все села просто невозможно. На это не хватит никаких денег, поэтому старались укрупнять села, в которых максимально улучшали условия быта.
Забытое Богом и людьми американское захолустье
Особенно сильно это ударило по Северу России и Нечерноземью. Оно традиционно было сильно перенаселено, люди с этих мест долго не мигрировали в более южные районы. То этому мешало крепостное право, то были неспокойны южные окраины великой Империи. Тогда люди искали любой пригодный участок земли и занимались там выращиванием ржи, льна и поголовье КРС на молоко. Заодно и лес рубили.
После начала индустриализации оказалось, что для ведения сельского хозяйства надо в разы меньше людей, чем раньше. Это в конце 19 века большие семьи брали надел земли, на которым пахали от зари до зари, чтобы вырастить зерна на прокорм и продажу избытков. А зимой занимались отхожими промыслами.
С помощью трактора, комбайна, сеялки ближе к концу 20 века десять человек легко могли заместить сотню бородатых русских мужиков 19 века с косами и сохам. И прогресс в этом деле не останавливался ни на секунду. Грянула "зеленая революция", после пошла интенсификация, и сейчас фермер с несколькими помощниками может заменить 50, а то и сотню советских колхозников. Сельское хозяйство не стало местом жизни, быта и особого уклада, а стало просто работой и индустрией. Которой могут заниматься не только сельхозжители, а даже квалифицированные сезонные рабочие. Так в США в сельском хозяйстве занято не больше 2 процентов населения, а еды хватает с избытком, чтобы быть самой тучной нацией в мире, да еще продавать массу продовольствия в другие страны.
Люди стали уезжать, а также начала меняться структура сельского хозяйства. Продуктивность земель резко повысилась, поэтому отпала потребность сажать ту же пшеницу в Нечернозмье. А зачем, ведь в черноземных южных регионах гораздо лучше условия и продуктивность выше в разы.
Люди стали уезжать и это вполне объяснимо. Невозможно в селе поддержать тот уровень комфорта и потребностей современного человека, который есть даже в крупном райцентре. Что в селе было раньше, да и сейчас? Убогий магазин райпо, ФАП, ДК и школа, не факт, что полная. А современному человеку нужны торговые центры, вечеринки, бары, кафе. И жить в квартире со всем услугами.
И трудно за это их стыдить. Это нормально. Поэтому деревни и продолжают умирать, население стекает либо в города, любо в крупные райцентры, либо села возле города. То есть те места, где можно получить нужный уровень комфорта. А не только пьяную дискотеку в ДК с мордобоем.
Конечно, есть определенная категория людей, которым нравится такая жизнь. Поэтому они уезжают в город, живут там жизнью, близкой к природе. И я рад за них, более того, государство активно им помогает, есть всевозможные программы развития фермерства, ЛПХ и тд. Многие выезжают в такие места на летний отпуск. Что ж, хорошее дело, если это им нравится.
Но вот большинство из страдальцев по селам не приемлют сельскую жизнь ни в каком виде. Нет, они могут поехать в деревеньку попить молоко (но не возиться с коровой), понюхать запах скошенного сена (но не косить его), съесть курочку (но не вырастить, зарубить и осмолить ее). И это вызывает неприятное чувство, такая двуличная, лицемерная позиция.
Вот я, как человек, который вырос в сельской местности, в семье, которая держала корову, свиней и кур, говорю честно - в гробу я видал такую жизнь. И не хочу ее для своих детей. Я воспринимаю умирание села как объективную реальность, как данность. Что должно умереть - умрет. Потому что изменился уклад, пришел прогресс и жизнь уже не будет такой, как прежде. И это нормально, село и сельская жизнь 1905 и 1975 года отличались ничуть не меньше, чем сельская жизнь 1975 года и 2023.
А если хочется той патриархальной деревни - езжай и живи. Коли дрова, топи печь, копай землю, чисти навоз, пей парное молоко. Жена твоя будет бабушкой в белом платочке, вокруг будут внуки. Красота.
Но нет, эти люди не хотят так жить, не хотят такой жизни для своих детей. Но хотят, чтобы кто-то так жил, выращивал им экологически чистые продукты и продавал им за копейки. А лучше угощал бесплатно при редких наездах в село.
Количество сел сокращается и продолжит сокращаться. Люди не хотят жить в селе и их не удержать. Вкладывать же деньги в эти села за счет дотаций - занятие бессмысленное, это трата денег впустую и может только продолжить агонию, но не спасти село. Не оставлять же в селе насильно и не выгонять из города, как Пол Пот. Или строить для села посреди бескрайних оренбургских степей торговые центры, заводы и рестораны, чтобы задержать человека в селе Ж***е. Нужно современное и конкурентоспособное сельское хозяйство, которое существует и дает свои результаты без тех сел, которых мы знали.
Источник:
51 комментарий
2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена