Забастовка голливудских сценаристов. Что случилось и что будет дальше?
2 мая совет директоров Американской Гильдии сценаристов единогласно одобрил решение о начале забастовки. Гильдии не удалось достичь договоренностей со студиями об улучшении условий труда сценаристов, и теперь будущие кинотеатральные и телевизионные премьеры находятся под угрозой срыва.
Кадр из фильма «Люди Икс: Начало. Росомаха» Анна Османова
Чем забастовка может обернуться для мира кино и сериалов, и вспоминает, чем закончилась такая же забастовка в 2007 году.
Что случилось?
Каждые три года Гильдия сценаристов США, представляющая интересы более 15 тысяч авторов, заключает соглашение с Альянсом продюсеров кино и телевидения, в который входят все крупнейшие американские киностудии, стриминги и телеканалы: Paramount Pictures, Sony Pictures, Universal Pictures, Walt Disney Studios, Warner Bros., Netflix, Apple TV +, Amazon, ABC, Fox и другие.
Сделка регулирует объемы и порядок отчисления денежных средств сценаристам и писателям от киностудий. Срок действия последнего договора между организациями истек 1 мая. Консультации по новому соглашению начались в марте 2023 года и продолжались на протяжении полутора месяцев, однако представители Альянса продюсеров отказались принимать условия сценаристов.
Что требовала принять во внимание Гильдия сценаристов в проекте нового договора? Во-первых, повышение минимальных гонораров и установление одинаковых условий оплаты на кинотеатральных и стриминговых проектах на всех этапах производства. Во-вторых, улучшение условий страхования и пенсионного обеспечения, защита авторов от применения нейросетей. В-третьих, предотвращение любых видов дискриминации при наборе сценаристов на конкретные проекты.
Согласно сообщениям издания Deadline, все члены Гильдии сценаристов получили электронное письмо с длинным перечнем правил забастовки, нарушая которые они рискуют не просто получить дисциплинарное взыскание или штраф, но и вовсе быть исключенными из Гильдии.
Вот, например, некоторые пункты правил, которые нельзя нарушать сценаристам:
- Члены Гильдии должны немедленно приостановить работу над текущими сценариями и не вступать в переговоры со студиями о потенциальной работе. Для сотрудничества с театральными и анимационными компаниями, не входящими в Альянс, сценаристы обязаны проконсультироваться с управляющими органами Гильдии.
- Сценаристы должны участвовать в пикетах, митингах в рамках забастовки, всячески настаивать на соблюдении их законных требований.
- Все члены профсоюза обязаны информировать руководство Гильдии о любых нарушениях этих правил.
- Тем сценаристам, которые не входят в число членов Гильдии, работать над сценариями не запрещено, однако эти авторы впоследствии не смогут стать участниками профсоюза.
Таким образом, все текущие проекты останавливаются и переносятся на неопределенный срок (Гильдия еще не утвердила сроки забастовки), а питчинги будущих проектов отменяются.
Такая забастовка уже случалась раньше. Чем она обернулась?
Текущая забастовка обещает быть самой масштабной и продолжительной за 15 лет со времен забастовки 2007-2008 годов. Тогда Гильдия сценаристов требовала от Альянса кинопродюсеров при заключении очередного договора увеличить процент отчислений авторам за продажи кино- и телепродукции на DVD и в интернете.
Стороны не смогли достичь соглашения, и Гильдия объявила забастовку на 100 дней. Ее поддержал актерский профсоюз и множество видных кинематографистов и политиков.
Первыми жертвами 100-дневного протеста стали телевизионные шоу и сериалы. Особенно остро влияние сценаристов на творческий процесс ощутили вечерние шоу Джимми Киммела, Дэвида Леттермана и другие. Так, один из выпусков The Tonight Show на телеканале NBC ведущий Джей Лено начал с показательного анекдота:
«Заходят как-то в бар христианин, иудей и мусульманин. Иудей говорит мусульманину… Понимаете, я понятия не имею, что он ему сказал, ведь идет забастовка сценаристов!».
Творческие команды, лишившиеся сценаристов, были вынуждены сочинять шутки в авральном порядке. Да еще и актеры отказывались ходить на шоу в знак поддержки авторов, поэтому ведущие с разных каналов то и дело заглядывали в гости друг к другу.
Еще больше из-за забастовки тогда пострадали сериалы. Некоторые проекты остановились полностью, а некоторые вышли в сокращенном формате. Такими, например, стали чрезвычайно популярные во всем мире «Остаться в живых», «Побег», «Доктор Хаус», «Клиника» и другие сериалы.
Именно протест сценаристов 2007-2008 годов стал одной из главных причин сокращения сериалов до десяти или даже восьми эпизодов за сезон. Студии не только посчитали такой формат оптимальным с художественной и маркетинговой точек зрения, но и просто-напросто перестраховывались от возможных забастовок в будущем. Не состоялась даже запланированная на начало 2008 года ежегодная премия «Золотой глобус» – победителей объявили на пресс-конференции, а лучшим сериалом признали «Безумцев», которых забастовка практически не затронула. Следующей мишенью протеста должна была стать церемония вручения премии «Оскар», привычно проводимая в конце февраля. Однако Альянс кинопродюсеров, ощутив масштаб бедствия, все-таки сел за стол переговоров и пошел на уступки. Забастовка завершилась 13 февраля 2008 года, но ее отголоски продолжали влиять на индустрию и дальше.
Киноиндустрии последствия забастовки коснулись не сразу. Из-за более длительных сроков производства картин – сценарии фильмов 2008-го были уже готовы – пострадали фильмы 2009-2010-х годов.
Многие блокбастеры либо отменялись («Лига справедливости» Джорджа Миллера с Арми Хаммером в роли Бэтмена) или снимались по недописанным сценариям, которые дорабатывались актерами, режиссерами и продюсерами в режиме реального времени прямо на съемочной площадке.
От этого, в частности, пострадали такие фильмы, как «Квант милосердия», «Терминатор: Да придет спаситель», «Трансформеры: Месть падших», «Бросок кобры», «Люди Икс: Начало. Росомаха» и другие заслуженно разгромленные зрителями и прессой новинки большого экрана. Фанаты даже шутят, что из-за отсутствия сценаристов Райану Рейнольдсу пришлось самому придумывать реплики для Дэдпула в «Росомахе», и делал это он настолько плохо, что создатели решили зашить рот его герою.
Вот, как вспоминает забастовку режиссер «Звездного пути» Джей Джей Абрамс:
«Это было нелепо. Утром я шел на пикет в Paramount как сценарист, затем, когда меня вызывали на съемочную площадку, я складывал транспаранты и шел в качестве режиссера работать над фильмом «Звездный путь», сценарий которого мы не имели права переписать, потому что эти действия заблокированы».
Экономический ущерб от забастовки сценаристов 2007-2008 годов составил, по разным оценкам, от 1,3 до 2,1 млрд долларов – в четыре раза больше, чем самая продолжительная 153-дневная забастовка в 1988 году. По заявлению главы департамента экономического развития Лос-Анджелеса Джека Кайзера, общий экономический ущерб от забастовки для Лос-Анджелеса обошелся в 2,5 млрд долларов. А больше всего потеряли телеканалы – в среднем их недельная аудитория сократилась на 21%. Некоторые каналы и вовсе потеряли до половины своей аудитории.
Какие могут быть последствия в этот раз?
Цепь костяшек начнет падать, как и в 2007 году, с вечерних ток-шоу со звездами. Наиболее популярные шоу («Субботним вечером в прямом эфире», «Ночное шоу с Джимми Фэллоном», «Джимми Киммел в прямом эфире»), вероятно, уйдут из эфира почти сразу же и будут дожидаться окончания забастовки.
Следом пострадают сериалы. Проекты, съемки которых уже начались, выйдут в заявленные премьерные даты. А вот сериалам, сценарии к которым еще не дописаны, придется тяжелее всего – шоураннеры встанут перед выбором: выпускать сокращенные версии или дожидаться окончания протестов. Дорогостоящие и рискованные проекты, скорее всего, приостановят, а в остальных случаях будут включаться продюсерская интуиция и огромные команды аналитиков-финансистов. В любом случае волна переносов стриминговых проектов накроет зрителей в конце 2023 года. Большой ли он будет? Зависит от сроков забастовки.
Худшим сценарием считается продолжительность протестов на протяжении четырех месяцев и более. При таком развитии событий выходящие ТВ-проекты очевидно потеряют в качестве, как это было в 2008 году. Стриминги и телеканалы вновь потеряют значительную долю аудитории. Что касается кино, то крупные релизы ближайшего времени пострадать не должны, а премьерам, запланированным на конец 2024 года, явно придется нелегко – переносов будет немало.
Учитывая, что индустрия так и не смогла восстановиться и вернуться на уровень показателей до пандемии, масштаб потрясений может быть огромным. Крупнейшие студии и без забастовки сокращают свои штаты (Disney и Warner Bros. сократили тысячи рабочих мест). Инвесторы уже разочаровываются в крупнейших медиакомпаниях, а дальше будет еще хуже – индустрия входит в еще более турбулентную зону. Поэтому решение вопросов забастовки сегодня – приоритетная задача, стоящая перед Альянсом продюсеров. Для этого организации придется пойти на решительные шаги, не только увеличив сценаристам вознаграждения, но и защитив авторов от использования нейросетей.
Как будут развиваться события, неясно. Опыт предыдущего протеста сценаристов научил крупнейшие студии договариваться быстрее, иначе экономический и художественный эффект от забастовки будет слишком фатальным. Однако в этот раз ставки и требования гораздо выше, чем 15 лет назад. Особенно с учетом того, что к бойкоту может присоединиться и Гильдия актеров, поддержавшая своих коллег-сценаристов.
Источник:
12 комментариев
2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена