Эстонская «звезда» советской эстрады
Тынису Мяги исполняется 75 лет
Советский и эстонский эстрадный певец в стиле «диско», композитор и драматический актёр Тынис Несторович Мяги родился 18 ноября 1948 года в Таллине (ЭССР) в музыкальной семье и с ранних лет увлекся музыкой. Оба его родителя были музыкантами, но, он говорит, что особенно мама, потому что в годы немецкой оккупации они с отцом пели в хоре театра Пярну, а после войны мама петь осталась, а отец ушёл работать на завод «Пионер», где тогда делали ванны.
Специального образования Тынис не получал, но родители, будучи людьми музыкально образованными, воспитывали сына в соответствующем духе. Уже в 5 лет мальчик радовал своим пением соседей и родственников. Чуть позже он научился играть на гитаре и сочинять незамысловатые песни, и без стеснения исполнял их перед своими друзьями. Играл в школьном ансамбле, перепевая The Beatles и Beach Boys, а также, с 1965 года, периодически замещал гитаристов местного ВИА Юуниорид/Юниоры.
Прибалтийские музыканты всегда питали пристрастие к року, не стал исключением и Мяги. Сам он, настаивая на продвинутости Эстонии, хвастается, что там был доступ к финскому ТВ и музыканты, хотя бы, могли посмотреть-послушать хоть Led Zeppelin, хоть Rolling Stones.
После окончания средней школы Тынис год отработал механиком на таллинском заводе радиоизмерительных приборов и бытовой радиотехники «Пунане РЭТ»/Punane RET.
На родине музыкант пел, как минимум в 5 ансамблях.
Начиная с 1966 года он являлся гитаристом и вокалистом ансамбля Рютмикуд/Rütmikud в составе: Георг Померантс (фортепиано), Индрек Авасалу (бас), Пеетер Подельски (барабаны).
Потом Тыниса призвали в Советскую Армию — служил в артиллерийской части в Ленинакане (АрмССР). После демобилизации, в декабре 1969 года он вернулся в Эстонию и устроился музыкантом в ресторан «Перитто» при таллинском яхт-клубе.
Во время одного из выступлений молодого артиста замечают продюсеры популярной музыкальной развлекательной телепрограммы ЦТ СССР в жанре шоу талантов «Алло, мы ищем таланты» и предлагают принять участие в конкурсе. Тынис соглашается и, как оказывается, не зря. Певец с легкостью побеждает в соревновании и привлекает к себе внимание музыкального сообщества.
Его сразу же позвали на работу в республиканскую филармонию солистом ансамбля. Там тогда уже работал всесоюзно знаменитый эстонский поп-певец Яак Йоала, о которым Тынис узнал ещё в армии (кто-то из земляков привёз магнитофонную запись).
«Он моложе меня на 2 года, но уже был звездой. Я когда из армии вернулся, пошёл в «Асторию» что на первом этаже Русского драмтеатра, там было варьете. Это начало 1970 года, 100-летие Ленина — а там полуголые девушки танцуют и Яак Йоала поёт по-английски. Оказалось, мюзикл «Волосы» — у нас, в Советском Союзе!» (из воспоминаний Т. Мяги).
Варьете в «Астории», впрочем, в том же году закроют как раз из-за Ленина: когда на 2-ом этаже идёт спектакль про Ильича, а на 1-ом танцуют девицы, это нравилось не всем даже в либеральном эстонском ЦК КПСС.
О Йоале Мяги отзывается до сих пор даже не с восторгом, а с каким-то трепетом: «Ни до него, ни после не было у нас такого певца, это просто было чудо».
Затем, с 1973 года, Тынис был солистом ансамбля Балтика (I место на фестивале в Каунасе «Янтарная труба»-71, -72), потом солист Эстонской филармонии занимает I место на конкурсе певцов «Артлото». А потом — 1-ые места в Литве, на Таурагском рок-фестивале (с ансамблем Кярьед из Вильянди, 1974 и 1975), калининградском фестивале вокально-инструментальных ансамблей (1976) и фестивале «Башни Вильнюса» (ЛитССР, 1976).
Мяги становиться автором многих популярных в республике песен: «Ты прекрасна», «Отечество», «Блюз одиночества», «Ты — дождь», а его песня «Слепому музыканту» получает I место на филармоническом конкурсе в 1975.
И певец попадает в поле зрения известного советского композитора Давида Тухманова, который предлагает ему записать несколько своих студийных песен. Сотрудничество это складывается для исполнителя более, чем успешно.
А знаменитым Мяги проснулся в 1977 году — в ночь на 1-е января «Голубой огонёк» после боя курантов начался с песни Тухманова «Остановите музыку», которую он спел. Это единственная запись Тыниса, на которой он поёт по-русски практически без акцента — сам певец его отсутствие объясняет туманно: «Если взять вообще все песни на русском языке, какие когда-либо были, это одна из лучших, поэтому я очень старался». Тем не менее, его исполнение вышло настолько «западным», что некоторые полагали, что поёт кто-то из югославов.
С 1978 года Мяги — солист ансамбля Laine/Лайне — эстонской музыкальной группы, созданной в 1960 году в составе Государственной филармонии ЭССР. В советское время она была почти единственной, кто представлял эстонскую поп-музыку в других советских республиках, а также за пределами Союза.
layne
Затем, в 1980 году, Тынис начал выступать в сопровождении группы Мюзик Сейф, которой руководил ех-клавишник ансамбля Мобиль Мати Ваарманн. В МС вместе с ним играли: Эльмо Ярк (вокал, гитара, ех-Месс, Мобиль), Айвар Оя (гитара, ех-Магнетик Бэнд), Мати Ваарманн (клавиши, вокал), Маргус Орав (вокал, бас, ех-Мобиль), Микк Тарго (барабаны, ех-УУС Генератцион, Мобиль, Витамин). В разное время в группе на барабанах играли так же Яак Ахелик и Андрус Вахт (ех-Руя, Месс). А солистками были: в 1981 году — Марью Ляник (ех-Мобиль, а после МС — Витамин и Махавок), в 1981-82 гг. — Анне Вески (ех-Омега, Юнион, Мобиль, Витамин, после МС — Немо).
Мюзик-сейф/Muusik-Seif.
Кульминацией же популярности певца в СССР становится хит, посвященный XXII Летним Олимпийским играм в Москве — Мяги было доверено исполнять символическую песню «Олимпиада-80» (муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского), которая получает неофициальный статус главной песни 1980 года. Выбор Тыниса в качестве исполнителя был отчасти связан с тем, что в его родном Таллине в рамках Игр олимпийские награды разыгрывали яхтсмены. С этой песней эстонец вышел затем в финал телефестиваля «Песня-80».
« — Тынис, вам доверили спеть песню «Олимпиада-80» для Летних Олимпийских игр в Москве. Но была и другая песня Олимпиады — «Ласковый Миша», которую спел Лев Лещенко. Вы не боялись «перепеть» такого «титана»?
— Нет. А почему я должен был опасаться? Когда я пел песню «Олимпиада-80», то чувствовал себя спокойным и уверенным. У каждого была «своя» песня. Нет, я чувствовал себя комфортно на советской эстраде» (из интервью Т. Мяги Татьяне Тимуке, спецкору в странах Прибалтики, шеф-редактору балтийского бюро АН, 2019).
Потом на ВФГЗ «Мелодия» вышла и одноименная пластинка. На её обложку музыкант сфотографировался в джинсах и босиком, подтверждая свой прозападный образ.
На волне успеха Мяги отправляется в гастрольный тур. С сольными концертами он выступает в республиках СССР, а затем и за рубежом. График турне был изматывающим, концерты следуют один за другим, артист месяцы проводит в дороге. Параллельно с живыми выступлениями Тынис записывает пластинки и снимается в музыкальных клипах.
После участия в известных музыкальных проектах популярность певца стремительно растёт. На фоне других «звёзд» советской эстрады он выделяется и своеобразным стилем исполнения, и ярким образом. Во многом Тынис копирует зарубежных поп-исполнителей, чем завоевывает многотысячную армию поклонников. Для него пишут шлягеры самые востребованные композиторы того времени, что возносит певца на высшую ступень эстрадного Олимпа.
Он исполняет такие шлягеры, как «Остановите музыку» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова), «Я не умею танцевать» (муз. В. Резникова, сл. В. Резникова и Ю. Бодрова), «Мой дворик» (муз. В. Резникова, сл. Ю. Бодрова).
Так же были популярны в его исполнении песни «Сердце не спит», «Секундомер» и др. А песня «Детектив («Спасите разбитое сердце моё»)» (муз. В. Шаинского, сл. М. Танича) в исполнении Тыниса вообще стала всесоюзным хитом. Был певец участником телепередач «Утренняя почта» и «Голубой огонёк». А в 1986 году он снялся в музыкальном кинофильме «Как стать звездой», исполнив в дуэте с другим эстонским певцом Иво Линна песню «Меняю».
Иво Линна, Яак Йоала и Тынис Мяги
Но у всякого успеха неизменно есть и обратная сторона. Тынис не был исключением. Внезапно свалившаяся на него популярность диктовала и новый, насыщенный образ жизни. Плотный график выступлений, невозможность полноценного отдыха и пристальное внимание поклонников вынуждали музыканта снимать стресс и расслабляться посредством спиртного. Очень скоро молодой исполнитель попался в лапы «зелёного змия», и его личная жизнь начала рушиться.
Дело в том, что к тому времени он уже дважды был женат. И оба союза быстро распались на почве разногласий, связанных с богемным образом жизни артиста. Первая жена Вирве, с которой Тынис познакомился ещё в студенческом стройотряде подала на развод. От второй Мяги в 1988 году ушёл сам. Не удержала его даже маленькая дочь Лийз-Катрин, которую в 1983 году Тынису подарила его избранница Лайне. В том же году он познакомился с 3-ей женой Пийей, которая была под стать музыканту — тоже любила выпить. Несмотря на пагубное пристрастие, в этом союзе у Мяги родилась ещё одна дочь — Маарья (1993 г.р.), но и это не спасло родителей от пагубной привычки. К слову, Тынису на то время исполнилось уже 45 лет. Он тогда вместе с новой женой запросил убежище в Швеции и проживал там, в лагере для беженцев в Хуфорше, параллельно лечась от зависимости. Но после отказа властей, супруги вернулись в Эстонию.
Почему Мяги решил перебраться из Эстонии в Швецию не понятно. В Эстонии его на руках готовы были носить, в отличие от Йоалы, к которому эстонцы почему-то относились с подозрением.
Борьба с зависимостью продолжилась и на родине. Но особенно губительным алкоголизм стал для Пийи. Вылечить супругу музыканту не удалось. Не смотря на все усилия и значительные денежные средства, зависимость свела её в могилу, и Тынис остался воспитывать дочку один.
Попав в непростую ситуацию, он встал перед жёстким выбором: повторить судьбу жены или, взяв себя в руки, спасти жизнь дочери, а заодно и свою собственную. К счастью, у музыканта хватило силы духа измениться.
И судьба вознаградила Тыниса — он не только реализовался, как порядочный отец, но и встретил новую любовь. Ею оказалась молодая красавица-актриса Кярт Йохансон, которая была младше него на 24 года. Влюблённые узаконили свои отношения и вскоре в их счастливом браке появились дети. Это были ещё 2 девочки: Лииду (1999 г.р.) и Мирти (2004 г.р.).
После 1985 года певец надолго исчез из поля зрения русской публики: 2 года жил в Швеции, потом 6 лет работал на эстонском радио «Кукко», где у него была собственная ежевечерняя 2-часовая программа «Песочные часы». В ней он играл популярную музыку 1960-70-х гг., встречал разных гостей. А по выходным пел в маленьких ресторанах.
И «всесоюзная» популярность Мяги потихоньку сошла на нет. В 1987 году он дал свой последний концерт в РСФСР.
« — Тынис, вы помните свой последний концерт в России?
— Да, это было, кажется, в марте 1987 года в Йошкар-Оле.
— Почему вы ушли с эстрады?
— Тогда начинались новые времена и для страны, и для нас, артистов, и я почувствовал, что мне важнее быть в Эстонии. В 1988 году у нас была так называемая «певческая революция», и те песни, которые я делал в то время, были нужны людям. Например, в 1988 году я написал песню, ставшую чуть ли не гимном, в Эстонии её пели все. Во мне и раньше был патриотизм, но тогда, в 1987-м, стало более чётко ясно, что мы, эстонцы, скоро станем свободными. Это было важнее всяких других дел.
— А как же ваш патриотизм стыковался с тем, что вы пели песни на русском?
— Ну, конечно, меня никто не мог заставить петь эти песни. Но мне очень нравились песни Тухманова, Вити Резникова...
— Шаинского...
— Нет, Шаинский был чересчур, это были явно не мои песни, хотя весь Союз знал меня, в основном, по его песням.
Когда я уходил с эстрады, мне хотелось петь другие песни. Теперь, вот уже 10 лет, пою только свои. У них есть общий философский стержень. Они не только о любви, я бы назвал их философским осмыслением всего, что меня окружало.
Это серьёзные песни. Я не могу точно сформулировать этот стиль, даже критики в Эстонии не могут его определить. Это некая смесь шансона, романса и блюза» (из интервью Т. Мяги Андрею Морозову, «Daily Talking», март 1998).
А песню Шаинского иначе как «Дефектив», Мяги не называл.
«Спасите, спасите, спасите разбитое сердце моё» — это же детская песня абсолютно, а я не хотел петь детские песни, я хотел петь рок. Я просто устал! …Ну, сколько же можно было петь: «Спасите, спасите, спасите!!!!»… Хватит! Я решил, что нужно заниматься другой музыкой! Решил и ушёл!» (из интервью Т. Тимуке).
И в 1987 году Тынис присоединился в качестве вокалиста к Ultima Thule/ Ультима Туле — эстонской рок-группе, название которой происходит от легендарного острова Туле — царства льда и снега, который древние греки считали краем света. Группа была создана в 1986 году. Её ядро составили музыканты групп Лайнер и МС, аккомпанировавшие Я. Йоале: Рихо Сибул (гитара), Вячеслав Кобрин (гитара, ех-Рок-Сентябрь), Ааре Пыдер (клавишные), Рауль Вайгла (бас-гитара), Яак Ахелик (барабаны). Правда, на тартуских Днях музыки/ДМТ (Дни Музыки в Тарту — единственном в СССР ежегодном празднике современной музыки, точнее — рок-фестивале, проводимом в Тарту, ЭССР) 1986 года группа выступала как «Кобрин блюз-бэнд».
Ты́нис Мя́ги и Ultima Thule
А в 1988 году Мяги из УТ ушёл, решив начать карьеру сольного исполнителя. Роль вокалиста взял на себя Рихо Сибул, а во время концертных поездок с группой иногда выступала Сильви Врайт.
Тынис окончательно вернулся в Эстонию, где стал особо популярным благодаря патриотической песне собственного сочинения «Койт» («кoit» — «восход», эст.), которую он исполнил 11 сентября 1988 года на музыкально-политическом мероприятии «Песнь Эстонии» перед почти 300 тыс. слушателей на Певческом поле в Таллине. А 24 мая 2009 года песня была выбрана телезрителями победительницей финала передачи телеканала «TV3» «Эстония ищет любимую песню»/Eesti otsib lemmiklaulu, как «гимн свободной Эстонии».
А затем Мяги решил стать актёром. С 1996 года работал в музыкально-драматическом театре «Ванемуйне»/Vanemuine, расположенного в 70 км от Таллина, в старинной усадьбе ХIХ века, где играл барона Тузенбаха в пьесе по мотивам «Трёх сестёр» А.П. Чехова (к которой, по просьбе советского и эстонского актёра и режиссёра Молодёжного театра Эстонии, Народного артиста СССР Микка Микивера Тынис написал красивый и трогательный романс), сыграл Пьера Безухова в постановке по роману Льва Толстого «Война и мир», вместе с Микивером был занят в пьесе известного шведского драматурга Эммануэля Шмидта «Энигма», исполнял одну из ведущих ролей в популярном в Тарту бродвейском мюзикле Вилли Рассела «Кровные братья»/Blood Brothers. Кроме того, Мяги пишет театральную музыку, а также занимается концертной деятельностью.
В январе 2007 года Тынис вступил в Партию зелёных Эстонии/Erakond Eestimaa Rohelised (EER) и тем самым способствовал её прохождению в Рийгикогу — парламент Эстонии на выборах в марте того же года.
В России же после распада СССР певец выступал всего 4 раза: в Санкт-Петербурге: 23 марта 2001 года на концерте в Театре эстрады в рамках мероприятия «Таллинские встречи» (дни Таллина в Петербурге), 12 января 2013 года в концертном зале Яаникирик с детским хором Майре Элисте, 10 апреля 2013 года в Государственной академической капелле в рамках Дней культуры города Хаапсалу и 14 декабря 2013 года в СК «Олимпийский» в Москве на концерте «Легенды Ретро-FM».
« — Если бы вам предложили сегодня выступить в Москве, что бы вы исполнили?
— Я не такой, как раньше, и с удовольствием спел бы новые песни. Естественно, сделал бы попурри из старых песен: «Любимый дворик», «Остановите музыку», других. И может быть, спел бы песни 1950-х гг., которые были очень популярны в Союзе, они очень мелодичны, и в них можно ещё найти то, чего никто не нашёл» (из интервью А. Морозову).
После 2014 года на мероприятия в России певец не приглашается.
В июле 2014 года организаторы фестиваля «Августовский блюз» в Эстонии отменили приглашение для известного американского актёра Стивена Сигала в связи с его одобрением присоединения Крыма к России и исполнением гимна ДНР на мотофестивале в Севастополе. Кампанию против приезда Сигала как раз и развернул Тынис.
Казалось бы, где ДНР, где блюз, и что за дело певцу Мяги до всего этого? Но в итоге он добился недопуска актёра на фестиваль. Он и его единомышленники Индрек Дитманн и Рауль Укаред, сделали официальное заявление о том, что Сигал в Эстонии не нужен.
Это вызвало небольшой скандал, в котором отличился эстонский писатель Каур Кендер, признавшийся, что ему давно хотелось певца послать:
«Тынис Мяги, будь эстонцем, отдай русским все деньги, которые ты от них получил. Или попроси ещё и заткнись. Заклей себе рот».
Сам же Сигал признался позже, что абсолютно не жалеет о том, что не посетил это мероприятие.
После этого Мяги помягчел, заняв позицию поющего наблюдателя. Он по-прежнему связан с музыкой, а параллельно пишет книги. На его счету уже 2 издания мемуаров.
А вот с российским телевидением Тынис не в ладах.
Последний телепроект, в котором снялся Мяги, была передача Андрея Малахова. В беседе с ведущим он поделился интересными фактами своей биографии, в частности, рассказал о том, что поборол алкогольную зависимость, живёт в гармонии с семьёй и продолжает заниматься творчеством. А в программе музыканта представили как пьяницу и неудачника.
После выхода 16 июня 2011 года финальной версии эфира программы «Пусть говорят» на канале «Россия» под названием «Разбитое сердце Тыниса Мяги», певец был возмущён. Он заявил, что его слова были «извращены для повышения телевизионных рейтингов». Созданный телевизионщиками образ глубоко ранил и оскорбил его. В своих интервью Тынис неоднократно вспоминает об этом неприятном прецеденте. Разочаровавшись в сотрудничестве с «зубастыми» журналистами, он зарёкся сниматься в российских шоу, которые преследуют лишь рейтинги, не особо опираясь на объективность.
Со временем репертуар певца коренным образом изменился. Теперь он исполняет авторские рок-баллады, посвящая время музыке, которая ему всегда нравилась. Он по-прежнему неплохо выглядит, полон жизни и воодушевлён тем, к чему пришёл в этом возрасте. Песни, которые много лет назад возвели музыканта в ранг звёзд, и сегодня звучат всё так же душевно. Они возвращают слушателя в те времена, когда жизнь была совсем другой, а ностальгия делает своё дело.
Мяги живёт в Эстонии размеренной жизнью в своё удовольствие, много времени проводит с супругой (с которой, кстати, в 2011 году записал совместный альбом «Teine Ruum»/«Другое пространство») и семьей, занимается воспитанием дочерей Лииду и Мирти. Вместе с ними проживает и дочь от предыдущего брака Маарья. Артист переоценил значение денег и славы в жизни, отдав предпочтение семейным ценностям.
Кярт Йохансон и Ты́нис Мя́ги
« — Вы счастливый человек?
— Конечно! Я нашёл себя, нашёл свой жизненный путь. Удивительно, я никогда нигде «не состоял»! Говорю о разных музыкальных организациях, филармониях, но мой рабочий график расписан на много вперёд! Это и есть свобода! Я занимаюсь любимым делом. Имею возможность создавать ту музыку, которая звучит во мне. Разве это не счастье?» (из интервью Т. Тимуке).
Награды и премии:
1999 — Орден Белой звезды/Valgetähe teenetemärk IV степени — государственная награда Эстонской Республики, учреждён «Законом о государственных наградах ЭР» 7.10.1936 г. в память об освободительной борьбе эстонского народа. Орденом награждаются лица, состоящие на государственной службе или работающие в местном самоуправлении, а также иные лица в знак признания экономических, образовательных, научных, культурных, спортивных или других общественных заслуг и достижений.
2003 — Национальная премия Эстонии в области культуры/Eesti Vabariigi kultuuripreemiad — государственная премия, присуждаемая частным лицам за выдающиеся творческие достижения в области культуры. Награда вручается ежегодно 24 февраля — в годовщину образования Эстонской Республики: 3 премии «за многолетнюю выдающуюся творческую деятельность», 5 — «за выдающиеся произведения, получившие известность в предыдущем календарном году».
2005 — Премия «За трудовые достижения в Пярну». Категория — «Музыка».
2010 — Орден Государственного герба/Riigivapi teenetemärk III класса — государственная награда Эстонии, де-юре — высший знак отличия для граждан республики за заслуги перед государством. Учреждён «Законом о государственных наградах ЭР» от 7.10.1936 г., в память провозглашения независимости Эстонии в 1918 г., предназначен для вознаграждения за особые заслуги граждан, уже отмеченных другими госнаградами Эстонии.
Дискография Т. Мяги:
LP ВФГЗ «Мелодия»: «Олимпиада-80» (1980), «Тынис Мяги и Мюзик-Сейф»/Tōnis Mägi & «Muusik Seif» (1981), «Детектив» (сборник песен на стихи В. Шаинского, 1982), «Ультима Тхуле» (издана именно в таком варианте написании названия , 1988), «Песни Виктора Резникова из к/ф „Как стать звездой“» (дуэт с И. Линна, 1988), «Tõnis» (1990).
CD: «Tōnis Mägi, Jaak Joala, Ivo linna — Las jääda kõik, mis hea» (2CD, концертный сборник эстонских хитов 1966-96 гг., 1996), «Tõnis Mägi — Eesti kullafond» (2CD, сб. лучших хитов 1969-89 гг., 2000), «Jäljed» (сб., 2003), «Vestlus Hermanniga» (2005), Tõnis Mägi & Politseiorkestriga «Kiik & kirik» (сб. ремейков, 2008), «Tarkus» (2011), Tōnis Mägi & Kärt Johanson «Teine Ruum» (2012)
Источники:
https://web.archive.org/web/20070717101010/http://muslib.ru/band_6977/
https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/231869.html
https://dzen.ru/a/YIVBNQkCSz4spbsP
https://biographe.ru/znamenitosti/tinis-myagi/
https://24smi.org/celebrity/3916-tynis-miagi.html
https://argumenti.ru/culture/2019/02/601383
https://genadiafanassjev.blogspot.com/2012/02/blog-post_4577.html
17 комментариев
Год назад
В шутку конечно. Хотя вся его популярность висела на "раскрутке нац.кадров". Согласитесь, певец он довольно средненький. Но популярен был зело. Так как "поработители" пихали его во все программы. Он "чесал бабло" по всему союзу, что позволяло очень даже безбедно жить. И вдруг (вот счастье-то) их "освободили" и...
Теперь они рассказывают, как тяжело они жили под гнётом проклятых совков. Вот этого, бедолагу, замордовал
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
В принципе, как и певец то, весьма посредственный!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена