Авианосцы, на которых возили грузы, а не сражались. История кораблей типа Taiyō
В Императорском флоте Японии в годы Второй мировой войны служило три авианосца типа Taiyō. Они обладали неплохими характеристиками, но так и не приняли участия в сражениях.
Изначально будущие авианосцы представляли собой ни много ни мало, а крупные океанские пассажирские лайнеры.
Авианосец Taiyō на стоянке в Йокосуке
Первые два однотипных судна заложили на верфях корпорации Mitsubishi в Нагасаки для пароходной компании Nippon Yusen Kabushiki Kaisha — Nitta Maru 9 мая 1938 года, а Yawata Maru 14 декабря того же года. Позднее, 6 января 1940 года, для Mitsui O.S.K. Lines было заложено последнее судно серии — Kasuga Maru.
Это были отличные на тот момент лайнеры. Их водоизмещение составляло 17163 тонны, длина — 170 м, ширина — 22,5 м. Каждое судно могло вместить до 285 пассажиров: 127 первого класса, 88 — второго и 70 — третьего. Корабли приводились в движение двумя комплектами паровых турбин с редуктором производства корпорации Mitsubishi. Каждая из них приводила в движение один гребной вал паром из четырёх водотрубных котлов. Общая мощность турбин составляла 25200 л.с. на валу и позволяла развить среднюю скорость в 19 узлов, а максимальную — 22,2 узла.
Все лайнеры конструировались с прицелом на дальние маршруты, поскольку предполагалось использовать их на европейской линии. Начало Второй мировой войны скорректировало планы. Судоходные компании переориентировались на перевозки по Тихому океану. Однако вскоре Морское министерство приняло решение реквизировать эти суда и перестроить их в эскортные авианосцы.
Пассажирский лайнер Nitta Maru, будущий авианосец Chūyō. 1940 год
С 1940 по 1941 год все три корабля были официально приписаны к Императорскому флоту Японии и переведены в военно-морской арсенал в Сасебо. Nitta Maru и Yawata Maru переименовали соответственно в Chūyō и Un'yō, а Kasuga Maru — в Taiyō. Последний, будучи заложен позднее систершипов, требовал меньшего количества работ по переоборудованию. Уже 15 сентября 1941 года Taiyō вошёл в строй и дал своё имя всему типу.
После переоборудования корабли увеличили своё водоизмещение до 18120 тонн при нормальной загрузке и до 20321 тонны при полной, а длину и ширину — соответственно до 180,2 м и 22,5 м. Энергетическая установка осталась той же, разве что из-за изменения положения дымовой трубы пришлось переделать всю систему удаления дыма. Ожидаемо снизилась скорость — теперь она составляла 21 узел при форсировании, что в целом удовлетворило командование Императорского флота.
Главной проблемой стал ангар для самолётов. Он имел длину 91,4 м и два лифта по краям лётной палубы. Хуже всего была вместимость — всего 30 машин. Она была удручающе низкой по сравнению с лучшими представителями авианосного флота Японии.
Вооружение на первом спущенном авианосце состояло из батареи шести 120-мм универсальных орудий в выступах по бортам и восьми 25-мм зениток. На Chūyō и Un'yō изначально было установлено восемь 127-мм орудий в четырёх спаренных установках и столько же 25-мм зениток. Впоследствии четыре спаренные 25-мм установки были заменены строенными, а на Chūyō поставили 13,2-мм пулемёты Hotchkiss M1929. Количество же 25-мм зениток стало постоянно колебаться и периодически доходило до 64 стволов.
История службы всех авианосцев довольно короткая. Taiyō с момента вступления в строй и до 14 июля 1942 года перегонял самолёты из метрополии в Голландскую Ост-Индию. Потом его вместе с Un'yō приписали к Объединённому флоту, в составе которого он 7 августа вышел к атоллу Трук. Однако вскоре Taiyō отделили от флота и направили в качестве транспорта на Маршалловы острова, а затем 4 сентября — в Палау.
28 сентября на этом пути авианосец был торпедирован подлодкой USS Trout. Погибло 13 членов экипажа, но с помощью эсминцев сопровождения корабль смог вернуться в Трук для срочного ремонта. Для более основательного ремонта Taiyō ушёл в Японию, откуда вернулся только 1 ноября и сразу приступил к переброске самолётов на Трук и Кавиенг.
9 апреля 1943 года в очередном походе на Трук авианосец вновь подвергся атаке подводной лодки. USS Tunny выпустила 4 торпеды, но ни одна из них не взорвалась. 16 апреля Taiyō отбыл в Йокосуку, а затем, после очередного рейса на Трук, в Сасебо на переоборудование. 6 сентября, возвращаясь с Трука, авианосец был безуспешно атакован подлодкой USS Pike. Месяц спустя корабль подвергся атаке субмарины USS Cabrilla. На этот раз американцам повезло, поскольку попаданием был повреждён винт правого борта и временно отключено питание. Поэтому корабль отбуксировали в Йокосуку систершипом Chūyō.
С декабря 1943 по 4 апреля 1944 года в Йокогаме прошло большое переоборудование Taiyō под цели сопровождения транспортов. 29 апреля корабль был приписан к Первому надводному отряду сопровождения. Вместе с конвоем HI-61 авианосец вышел из Японии в Сингапур. В течение последующих трёх месяцев он постоянно сопровождал транспорты между метрополией, Манилой, Сингапуром и островом Формоза.
Потопившая Taiyō американская подлодка USS Rasher после своего повторного ввода в строй. Фото сделано после 1953 года
10 августа корабль вышел из метрополии с конвоем HI-71 в Сингапур. Восемь дней спустя у мыса Болинао Taiyō был атакован подлодкой USS Rasher. В результате попадания её торпеды взорвался кормовой топливный бак. Авианосец затонул 28 минут спустя. На его борту погибло около 790 пассажиров и членов экипажа.
Что касается Chūyō, то он свой первый поход совершил в качестве сопровождения конвоя 12 декабря 1942 года, а начале 1943 года выходил в море раз в месяц. В апреле-августе состоялось всего 4 похода, после чего корабль встал на ремонт. По завершении ремонта, 7 сентября, Chūyō вышел в компании систершипа Taiyō в Трук, но был вынужден буксировать его обратно после атаки американцев. В течение следующих месяцев авианосец перевозил самолёты между различными базами, хотя формально его приписали сначала к Объединённому флоту, а затем к командованию конвойной системы.
Авианосец Chūyō в Труке. Справа — систершип Un'yō
30 ноября авианосец покинул Трук в сопровождении легкого авианосца Zuihō, систершипа Un'yō, а также тяжёлого крейсера Maya и четырёх эсминцев. На борту авианосцев также находились пленные члены экипажа подлодки USS Sculpin, которых необходимо было доставить в Японию. В 0:10 4 декабря 1943 года Chūyō был торпедирован субмариной USS Sailfish. В результате попадания в нос раздался взрыв, который оторвал носовую часть и обрушил переднюю часть лётной палубы. Однако авианосец остался на плаву. Чтобы уменьшить давление поступавшей воды на внутренние переборки, командир корабля начал движение задним ходом на 1/2 скорости в направлении Йокосуки.
Однако удача отвернулась от японцев. В 05:55 всё та же USS Sailfish опять наткнулась на свою недобитую жертву и снова пустила торпеды. Две из них попали в машинное отделение и обездвижили корабль. Тяжёлый крейсер Maya и один эсминец подошли к Chūyō, дабы оказать помощь. В 08:42 USS Sailfish предприняла ещё одну атаку. Одна или две из вновь пущенных торпед угодили в левый борт. Количество затоплений не оставило авианосцу никаких шансов. Уже через 6 минут он перевернулся и затонул. Спасти удалось 161 человека, включая одного пленного американца. 737 пассажиров и 513 членов экипажа погибли.
Подводная лодка ВМС США USS Sailfish за несколько месяцев до противостояния с Chūyō. Военно-морская верфь Мер-Айленд, 13 апреля 1943 года
Un'yō до начала 1943 года приходилось постоянно перебрасывать истребительные полки между Голландской Ост-Индией и Труком. В ходе одной из подобных операций 10 июля 1943 года авианосец был атакован подлодками USS Halibut и USS Steelhead, но повреждений не получил.
До конца года корабль продолжал свои курсирования между Труком и Японией с перерывом в конце сентября — начале октября на ремонт. 30 ноября вместе с Zuihō и Chūyō авианосец вышел в очередной поход. В ходе гибели систершипа Chūyō сам Un'yō не предпринимал никаких действий, кроме попытки взять собрата на буксир. После потопления Chūyō авианосец прибыл в Йокосуку, где был приписан к командованию конвойной системы. Но это не повлияло на его задачи: он всё так же занимался переброской грузов на Трук.
19 января 1944 года на пути в Йокосуку Un'yō был поражён двумя торпедами с подлодки USS Haddock. Возник сильный дифферент на нос. Тем не менее корабль своим ходом смог прийти на Сайпан, где в ходе ремонта 23 января его безуспешно попыталась атаковать субмарина USS Halibut.
После этого 27 января корабль отбыл в Японию для более основательного восстановления. В пути 2 февраля его атаковали подлодки USS Gudgeon и USS Saury, но эти попытки удалось отразить эсминцам сопровождения. Ещё через два дня соединение попало в шторм, в результате которого часть повреждённого носа авианосца отломилась, а передний сегмент лётной палубы обрушился. Чтобы предотвратить дальнейшие повреждения, Un'yō развернулся и начал движение кормой вперёд. Авианосец прибыл в Йокосуку 8 февраля. Ремонт затянулся до 28 июня, а сразу после него корабль встал на дооснащение радарами и орудиями ПВО.
Un'yō идёт кормой вперёд после потери носовой оконечности, 3-4 февраля 1944 года
Японию Un'yō покинул только 25 августа в составе конвоя HI-73 по направлению к Сингапуру. Сразу по прибытии на место авианосец был приписан к группе сопровождения конвоя HI-74 и 11 сентября вышел в море. 17 сентября в 0:37 Un'yō был поражён торпедами с субмарины USS Barb. Одна из них попала в машинное отделение и обездвижила корабль, а другая — в рулевое. В течение ночи экипаж стремился исправить положение, но начался шторм. Поступавшая под напором стихии вода всё-таки разрушила переборки. К 7:30 образовался сильный крен на правый борт, и был отдан приказ покинуть корабль. Уже через 25 минут Un'yō затонул. Был спасён 761 человек, число же погибших разнится от 100 до 800.
Вот так бывшие океанские лайнеры, ставшие из-за начала войны авианосцами, служили на вспомогательных ролях. Командование не решалось использовать тх в качестве полноценных авианосцев. С их помощью всего лишь перевозили самолёты, а иногда даже просто грузы или людей. Подобные рейсы были очень частыми. Неудивительно, что с ростом количества подлодок ВМС США на Тихом океане, авианосцы типа Taiyō становились постоянной целью атак. В итоге все они были потоплены, причём с большими человеческими жертвами.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»
0 комментариев