Позор британского флота. История гибели линкора Audacious
Гибель большого корабля — это всегда трагедия, сопровождающаяся как случаями выдающейся храбрости, так и трусости. Чтобы защититься от затопления во всех современных кораблях предусмотрено множество систем, чтобы сделать гибель или невозможной, или же очень надолго её отсрочить, пока экипаж сделает всё для спасения собственного судна. Однако, как всегда и бывает, даже отлично реализованные идеи, сталкиваясь с реальностью, не всегда срабатывают.
HMS Audacious, 1914 год
Особенно, если на борту судна, обеспеченного всем для выживания, неопытная команда из моряков и офицеров. И в таком случае даже пребывание в родных водах в окружении целой эскадры дружественных кораблей не поможет. Как и произошло с большим боевым кораблём самого мощного флота начала XX века — линкором HMS Audacious.
Статус «империи, над которой никогда не заходит солнце» ставил перед Великобританией очень конкретные требования. Множество колоний и растянутые морские коммуникации, охватывающие практически весь земной шар, требовали содержания большого современного флота. И если для поддержания порядка в колониальных владениях было достаточно универсальных крейсеров, то с нарастанием напряжения между колониальными империями и ставшей практически неизбежной Первой мировой войной для самого большого флота потребовались и самые мощные корабли. Англия была первой страной, спустившей на воду «Дредноут», корабль совершенно новой концепции, что сразу сделало все флоты других государств далеко отстающими, однако для поддержания звания первой силы на морских просторах потребовались и новые суда такого класса. И одними из них, призванными обеспечить превосходство на море, стали корабли серии King George V, спроектированные в рамках кораблестроительной программы 1910 года. Всего по этому проекту были построены 4 корабля. HMS Audacious был заложен на верфи 23 марта 1911 года и введён в строй в августе 1913 года.
Крайне вовремя, ведь уже на следующий год разразилась Первая мировая война. И если на суше активные боевые действия начались с первых дней, на море всё развивалось неспешно.
27 октября 1914 года Audacious в сопровождении нескольких эсминцев направлялся для проведения учебных стрельб неподалеку от берегов Ирландии. И в 8:45 по местному времени наскочил на мину, установленную немецким вспомогательным минным заградителем «SS Berlin» несколькими днями ранее. Интересным фактом было ещё и то, что в этом районе сутками раньше на мине подорвалось гражданское судно, однако отсутствие прямой связи между гражданским и военным флотами привело к тому, что военные моряки не были в курсе случившегося.
Причём, по некоторым данным, Audacious подорвался на мине по причине выхода из строя колонны, так как изначально все корабли следовали по безопасному маршруту в минном поле, даже не подозревая об этом.
Взрыв произошел на глубине 4,9 метров под днищем линкора в задней части левого машинного отделения. В первый момент британское командование посчитало, что корабль стал жертвой атаки подводной лодки. Все прочие линкоры спешно покинули область, оставив лишь эсминцы. Малообученный экипаж же не сумел сразу среагировать на произошедшее: отмечались даже случаи паники и оставление боевых постов. Возможно, именно это и привело к быстрому затоплению машинного отделения и нескольких смежных отсеков Audacious. Корабль получил крен в 15 градусов, что было исправлено до 9 градусов контрзатоплением почти час спустя.
Примерно столько же времени потребовалось, чтобы выяснить, что это была именно мина, и субмарин тут нет. И лишь после этого отдали приказ всем присутствующим в районе эсминцам и крейсерам попытаться взять на буксир Audacious, а также был послан сигнал о помощи, на который ответил систершип небезызвестного «Титаника» — «Олимпик».
Крейсер HMS Liverpool и эсминец HMS Fury пытаются буксировать Audacious. Фото с борта «Олимпика»
Командир Audacious посчитал, что у него есть все шансы спасти тонущий линкор и пройти 40 километров до побережья Ирландии, чтобы выброситься на мелководье. Корабль оставался на ходу и со скоростью 9 узлов направился к побережью в сопровождении эсминцев. Однако, пройдя половину пути, он получил затопление центрального и правого машинного отделения, после чего остановился. Командир корабля приказал снять с него лишнюю команду, оставив лишь минимально необходимый экипаж. После чего его поочерёдно попытались взять на буксир сначала крейсер HMS Liverpool, затем «Олимпик», а потом ещё и эсминец HMS Fury. Всё было бесполезно — набравший воды линкор раз за разом обрывал буксировочные тросы, а к 19:15 его корма, продолжавшая постепенно оседать, скрылась под водой. Лишь после этого командир отдал приказ эвакуироваться оставшемуся экипажу.
Экипаж Audacious грузится на шлюпки с «Олимпика»
В 21.00 Audacious перевернулся, после чего последовал взрыв, судя по всему, в одном из погребов боезапаса. Осколком был убит старшина с крейсера Liverpool, находившегося примерно в 700 метрах от тонущего линкора. Он оказался единственным погибшим в этом кораблекрушении.
Почти сразу была создана комиссия для расследования произошедшего. Поначалу основной была версия, что Audacious наскочил на мину, упавшую с одного из сопровождавших его крейсеров, и лишь в начале 1915 года выяснилось, что минное заграждение было установленное немецким судном. Также расследование установило, что корабль можно было спасти, однако неверные действия аварийных команд, их общая низкая подготовка и неисправности в фактически ещё абсолютно новом корабле совокупно сыграли решающую роль в его гибели.
Эвакуация экипажа Audacious на эсминцы
Audacious был первым линкором, погибшим в Первую мировую войну. Потеря нового линкора неподалёку от своего побережья в фактически внутренних водах могла сильно ударить по престижу Адмиралтейства. Поэтому все сведения о его гибели были засекречены. Официально Audacious числился, как проходящий боевую службу. Секретность была доведена до такого уровня, что вся команда писала письма своим семьям с якобы всё ещё функционирующего линкора вплоть до окончания войны. Этот фарс завершился лишь в 1918 году, когда Адмиралтейство поблагодарило британские СМИ за соблюдение тайны, за их сотрудничество и успешное завершение грандиозной мистификации.
В заключение стоит сказать, что первый погибший линкор Великобритании в Первой мировой войне оказался настоящим позором английского флота. Прослужить чуть более года и пойти ко дну от одной мины, находясь в своих родных водах, — настоящий верх непрофессионализма. Возможно, именно это и стало причиной столь грандиозного блефа со стороны Адмиралтейства — ведь узнай о таком конфузе командование Германского флота, оно, несомненно, действовало бы более решительно против английских кораблей, осознавая крайне низкий уровень подготовки экипажей своего противника.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»
0 комментариев