К 100-летию великого актёра: 10 лучших ролей Марлона Брандо
От «Трамвая „Желание“» до «Крёстного отца».
1. Трамвай «Желание»
A Streetcar Named Desire
США, 1951 год.
Драма.
Длительность: 122 минуты.
IMDb: 7,9.
Учительница английского Бланш Дюбуа теряет работу и переезжает к своей беременной сестре и её мужу Стэнли. С последним у девушки сразу же начинаются конфликты: мужчина — реалист из рабочего класса, а она фантазирует о лучшей жизни и высшем обществе. Их споры постепенно становятся всё жёстче, что неизбежно влияет на всех участников этих отношений.
Ещё до начала карьеры в кино Марлон Брандо прославился, играя в театральной пьесе «Трамвай „Желание“». Поэтому когда зашла речь об экранизации, его и ещё нескольких участников постановки пригласили сняться в фильме. До этого актёр сыграл лишь в не слишком известной картине «Мужчины» 1950 года. Именно роль в «Трамвае „Желание“» сделала Брандо звездой: он сразу получил номинацию на «Оскар» (но проиграл Хамфри Богарту) и признание публики.
2. Дикарь
The Wild One
США, 1953 год.
драма, мелодрама, криминал.
Длительность: 79 минут.
IMDb: 6,7.
Банда байкеров The Black Rebels во главе с бунтарём Джонни сначала мешает проведению моторалли, а потом заглядывает в городок Райтсвиль. Пока друзья лидера портят жизнь местным, он заигрывает с дочерью шерифа. Но обстановка внезапно накаляется: в городке появляется ещё одна группа байкеров, с которой Джонни и его друзья воюют.
Можно сказать, что «Дикарь» — максимально реалистичный фильм о мотоциклистах. Его идея появилась после того, как похожая банда устроила беспорядки на гонках. Для массовки авторы набирали настоящих байкеров и даже включили в текст некоторые их фразы.
Марлон Брандо в этом фильме снимался в своей личной одежде и на своём собственном мотоцикле. Этот образ актёра стал легендарным. К нему регулярно делают отсылки в кино и сериалах: например, в третьем сезоне «Твин Пикса» персонаж Майкла Серы появляется в точно таком же наряде и даже копирует манеру речи Брандо.
3. В порту
On the Waterfront
США, 1954 год.
драма, мелодрама, криминал.
Длительность: 108 минут.
IMDb: 8,1.
Бывший боец Терри закончил карьеру, проиграв договорной матч, и теперь работает грузчиком в порту. Он не слишком проницателен, но постепенно понимает, что простых людей вроде него жестоко используют, а продажные профсоюзы только поддерживают эксплуатацию. Терри решает, что должен восстановить справедливость и дать показания против обманщиков.
На главную роль в этом фильме сначала хотели взять Фрэнка Синатру. Позже авторы решили, что Марлон Брандо, уже ставший секс‑символом среди зрителей, обеспечит больший интерес к картине.
Сам актёр поначалу отказался сниматься, но его удалось переубедить. В итоге фильм стал хитом, хоть его создателей и обвиняли в антиамериканских темах. Сам Брандо получил за образ Терри премии BAFTA и «Золотой глобус», а ещё очередную номинацию на «Оскар».
4. Сайонара
Sayonara
США, 1957 год.
мелодрама, драма.
Длительность: 147 минут.
IMDb: 7,0.
Во время войны в Корее майора Ллойда Грувера переводят на японскую базу. Поначалу он, как и многие окружающие, с недовольством наблюдает за тем, как коллега женится на местной девушке. Но со временем и сам Грувер влюбляется в японку и идёт против устоявшихся порядков.
Картина Джошуа Логана получила 10 номинаций на «Оскар» и выиграла четыре из них. Увы, Марлону Брандо награда не досталась, но его образ Ллойда Грувера стал иконой романтического кино. Хотя актёр, как и во многих других случаях, поначалу отказывался от роли — чтобы он согласился, пришлось даже изменить финал на более счастливый.
5. Погоня
The Chase
США, 1966 год.
триллер, драма, криминал.
Длительность: 134 минуты.
IMDb: 7,1.
Чарли Ривз по прозвищу Баббер сбегает из тюрьмы. По вине подельника на нём теперь висит безосновательное обвинение в убийстве. Преступник отправляется в родной город, где за порядком следит честный шериф Колдер. Узнав, что Баббер возвращается, местные устраивают на него охоту. Самосуд не могут остановить ни шериф, ни окружающие.
На первый взгляд эта картина может показаться типичной криминальной драмой о поимке преступника. На самом же деле в ней поднимаются социальные вопросы, связанные с поведением обычных людей, которые бывают очень жестоки.
Брандо в этой картине играет вместе со всем цветом звёзд того времени: Робертом Редфордом, Джейн Фондой и Джеймсом Фоксом. Причём актёру досталась одна из главных положительных ролей: он сыграл шерифа Колдера, который пытается быть справедливым, а не принимать чью‑либо сторону. Тем внушительнее выглядит его финальное выступление.
6. Крёстный отец
The Godfather
США, Италия, 1972 год.
драма, криминал.
Длительность: 175 минут.
IMDb: 9,2.
Дон Вито Корлеоне, глава преступного клана, выдаёт замуж дочь. Тем временем его сын Майкл возвращается домой после войны. Поначалу он не желает иметь ничего общего с незаконной деятельностью семьи. Но после покушения на отца именно Майкл должен будет занять его место.
Фильм Фрэнсиса Форда Копполы, давший старт знаменитой трилогии, до сих пор считается эталоном криминальной драмы — без этой картины не было бы ни фильмов Мартина Скорсезе, ни сериала «Клан Сопрано». Для Марлона Брандо образ Вито Корлеоне стал толчком к новому витку популярности: до этого казалось, что свои лучшие роли он сыграл в молодые годы.
За «Крёстного отца» Брандо получил свой второй «Оскар» (и шестую номинацию на эту премию). Но ещё важнее, что именно образ Вито Корлеоне стал, возможно, самой узнаваемой ролью актёра.
7. Последнее танго в Париже
Ultimo tango a Parigi
Франция, Италия, 1972 год.
драма, мелодрама.
Длительность: 129 минут.
IMDb: 6,9.
После смерти жены Пол нашёл утешение в свиданиях с любовницей Жанной. Причём пара даже не называет друг другу своих имён, встречаясь исключительно ради секса и совместного досуга. Со временем Жанна устаёт от такого формата отношений и хочет их закончить.
Роль в эротической мелодраме Бернардо Бертолуччи принесла Марлону Брандо последнюю номинацию на «Оскар». Съёмки оказались непростыми: актёр не учил текст, а либо импровизировал, либо расставлял карточки с репликами прямо на площадке.
Сцену изнасилования снимали, не предупредив об этом актрису Марию Шнайдер. После она перестала общаться с Бертолуччи и обвиняла Брандо, что он даже не поддержал её после такого травматичного эпизода.
8. Супермен
Superman
США, Великобритания, Канада, 1978 год.
фантастика, боевик, приключения.
Длительность: 143 минуты.
IMDb: 7,4.
Криптонский учёный Джор‑Эл предупреждает всех об опасности — Солнце вскоре превратится в сверхновую и уничтожит планету. Чтобы спасти своего сына, он отправляет его в космической капсуле на Землю. Там ребёнок растёт под именем Кларк Кент и получает невероятные силы. Когда он повзрослеет, то станет главным защитников человечества — Суперменом.
Все знают, что Марлон Брандо играл в драмах, мелодрамах, военном кино. Но не стоит забывать, что он появлялся даже в супергероике. В «Супермене» знаменитый актёр исполнил второстепенную, но очень важную роль Джор‑Эла — отца главного героя, который даже после смерти наставляет его.
9. Апокалипсис сегодня
Apocalypse Now
США, 1979 год.
драма, военный.
Длительность: 194 минуты.
IMDb: 8,4.
Капитан Бенджамин Уиллард во время вьетнамской войны получает секретное задание от ЦРУ. Его отправляют в джунгли Камбоджи, где он должен найти и убить полковника Курца. Говорят, что тот дезертировал, сошёл с ума и организовал вокруг себя настоящий культ. Выполняя задание, Уиллард сталкивается с такими ужасами, что теряет связь с реальностью.
Как и «Крёстного отца», этот фильм снял Фрэнсис Форд Коппола. Он и пригласил Марлона Брандо на роль безумного полковника Курца: персонаж появляется только в финале, но должен произнести чуть ли не самые важные монологи.
Вот только актёр чуть не сорвал процесс: для съёмок ему требовалось похудеть. Но когда дошло до работы, оказалось, что он набрал вес, да ещё и не потрудился прочитать сценарий. Поэтому Брандо пришлось снимать в затемнении, чтобы было видно только лицо, а текст по большей части был импровизацией. Однако это не помешало актёру выдать великолепный перформанс: монолог Курца до сих пор считается образцом актёрского мастерства.
10. Дон Жуан де Марко
Don Juan DeMarco
США, 1995 год.
драма, мелодрама, комедия.
Длительность: 97 минут.
IMDb: 6,7.
Доктор Джек Миклер отговаривает молодого человека от попытки самоубийства. Оказывается, тот считает себя Дон Жуаном, разочаровавшимся в жизни после очередного романа. Миклер пытается разобраться в истинных причинах поведения пациента, прежде чем юношу отправят в психиатрическую лечебницу.
В восьмидесятых и девяностых Марлон Брандо нечасто снимался в кино. Ещё реже ему попадались действительно интересные роли. Но «Дон Жуан де Марко» — приятное исключение. Конечно, больше внимания здесь привлекает Джонни Депп. Но всё же Брандо в образе доктора Миклера отлично оттеняет актёра. Кстати, через два года они снова появились на экранах вместе — в менее известном фильме «Храбрец».
Источник:
7 комментариев
9 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена