Дважды проданный. Служба дредноута Almirante Latorre
Военно-морской флот Чили на рубеже XIX и XX веков претендовал на роль мощного соединения в регионе Южной Америки. Соответственно, в его составе должны были иметься крупные боевые корабли. К таковым относился и единственный линкор дредноутного типа в истории Чили — Almirante Latorre.
Almirante Latorre в 1921 году
Конец XIX века ознаменовал чилийско-аргентинскую гонку вооружений. Это ставило Бразилию в невыгодное положение, и её правительство заказало в Великобритании постройку современных линкоров типа Minas Geraes. В свою очередь, Чили должны были ответить бразильцам и ввести в строй собственные дредноуты. 6 июля 1910 года Конгресс Чили выделил необходимые средства для постройки двух линкоров на верфях британской компании Armstrong Whitworth под названиями Almirante Latorre и Almirante Cochrane. Первый был спущен на воду 27 ноября 1913 года, и его крёстной стала жена чилийского посла в Лондоне.
Однако к этому моменту в Чили стали меняться настроения — всё чаще высказывались мнения о необходимости продать линкоры. Ряд газет в начале ноября 1913 года стал писать о якобы имевших место переговорах между правительствами Греции и Чили о продаже Almirante Latorre грекам, воевавшим с Османской империей.
Спуск Almirante Latorre на воду, 27 ноября 1913 года
Что же касается технических характеристик, то оба чилийских корабля строились на основе британских линкоров типа Iron Duke, хотя и имели некоторые отличия. Так, по сравнению с британцами, чилийцы получили большую длину (на 12 м), при этом бак стал меньше, а квартердек, наоборот, увеличили. Орудия ГК чилийских линкоров имели калибр на 0,5 дюйма больше. Их броня была тоньше «родной». Вооружение кораблей состояло из 10-ти 356-мм орудий главного калибра в пяти башнях, 16-ти 152-мм и 4-х 47-мм орудий ПМК, двух 76-мм зениток и 4-х 533-мм торпедных аппаратов. Оба линкора должны были развивать скорость в 22 узла.
Первая мировая война круто изменила их судьбу. Великобритания выкупила корабли за полную цену и ввела оба линкора в состав Королевского флота. Almirante Cochrane был переименован в HMS Eagle и перестроен в авианосец. Almirante Latorre получил имя HMS Canada. Линкор был немного переоборудован под управление отрядами катеров, и в 1915 году вошёл в состав 4-й эскадры Гранд-Флита.
Служба в Королевском флоте не была для него знаковой. Кроме участия в Ютландском сражении, где HMS Canada не получил попаданий и сам не добился поражения противника, корабль ничем себя не проявил. Уже в начале 1919 года он был выведен в резерв.
В том же году активизировалось военное министерство Чили. Из-за войны флот страны лишился пополнений, которые были нужны. Изначально чилийские военные хотели выкупить обратно два ранее заказанных корабля, но цена переделки Eagle обратно в линкор оказалась несоразмерно большой. Британское правительство предложило продать два линейных крейсера типа Invincible, но в ход переговоров вмешались морские офицеры Чили. Они считали, что закупка подобных кораблей крайне неэффективна, так как Ютландское сражение показало слабость этого типа. В свою очередь, чилийское правительство отклонило идею своих моряков закупить у британцев подлодки, опасаясь нового витка гонки вооружений в Южной Америке. В итоге Великобритания продала Чили только часть заказанных ими же до войны кораблей: 4 эсминца и линкор HMS Canada, который тут же переименовали обратно в Almirante Latorre.
Корабль прибыл в Чили 20 февраля 1921 года и сразу стал флагманом ВМС. Однако основной функцией корабля стала перевозка президента страны. В частности, Almirante Latorre в 1922 году доставил президента Артуро Алессандри в Валленар, где произошло землетрясение, а потом привозил туда различные грузы для пострадавших.
Almirante Latorre (на тот момент HMS Canada) во время Первой мировой войны
В боевом отношении Almirante Latorre был главным козырем Чили. Линкоры Аргентины и Бразилии даже вместе взятые уступали ему в силе. Но проблемой для Чили оставалось отсутствие кораблей сопровождения. В гипотетическом столкновении Almirante Latorre было бы просто нечем прикрыть, поскольку чилийский флот не имел современных крейсеров. В 1929 году линкор прибыл в Плимут для модернизации. Британцы обновили систему управления огнём, заменили котлы, установили новую мачту между башнями ГК № 3 и №4 и новые зенитки. Кроме того, была усилена противоторпедная защита по образцу линкоров типа Queen Elizabeth.
В 1931 году линкор вернулся в Чили и вскоре оказался в гуще событий. 1 сентября 1931 года матросы с Almirante Latorre, броненосного крейсера O’Higgins и ряда подлодок подняли мятеж с целью добиться от правительства увеличения выплат. Страна тяжело переживала последствия экономического кризиса 1929 года, и недовольство, наконец, вышло наружу.
К вечеру 2 сентября к мятежу присоединились и военнослужащие армейских и военно-воздушных частей, расквартированных вокруг Ла-Серенны. Матросы с Almirante Latorre связались с военно-морским министром, выдвинув ряд требований экономического и политического характера. В ответ вице-президент страны попытался заручиться поддержкой со стороны США и получить для сохранивших верность правительству сил подводные лодки и авиабомбы, способные пробить броню линкора. После отказа он выслал на Almirante Latorre переговорщика — адмирала Эдгардо фон Шредерса. Тот встретился на борту корабля с представителями бунтующих, но не смог добиться прекращения восстания. Однако мятежу не суждено было развиться далее. Уже к вечеру 4 сентября заговорщики располагали только флотом — сухопутные части сдались правительству. Утром 5 сентября корабли подверглись авиаудару, и хотя повреждения получила только одна подлодка, моряки прекратили бунт.
Almirante Latorre, как главный «участник» мятежа, был переведён на другую базу и лишён полного штата экипажа. Продолжавшийся экономический кризис вместе с некомплектом личного состава и всё теми же проблемами военного характера привёл к тому, что в 1933 году линкор законсервировали. В 1937 году его вновь ввели в строй и провели модернизацию, включавшую демонтаж катапульты и установку новых зениток.
Almirante Latorre в 1948 году на военно-морском параде
Тем не менее, морально и технически устаревший линкор дважды после этого намеревались купить. Сначала, по данным американской разведки, тайные переговоры о возможном приобретении корабля велись с СССР. А в начале 1942 года этим занимались уже сами США с целью восполнить понесённые в Пёрл-Харборе потери. Оба предложения чилийцы отклонили. Во время Второй мировой войны Almirante Latorre патрулировал и охранял военные конвои. В 1945 году линкор в очередной раз прошёл модернизацию, в ходе которой были сняты все торпедные аппараты и установлена РЛС.
Активную службу линкор продолжал до пожара в машинном отделении, который случился в 1951 году. Денег на восстановление, как и необходимости в оной, у страны уже не было, хотя в 1952 году всё же был разработан план ремонта и глубокой модернизации корабля. В итоге Almirante Latorre стоял в Талькауано в роли бункеровщика, пока в октябре 1958 года его судьба не была решена. Корабль исключили из списка флота. В феврале 1959 года его продали Mitsubishi Heavy Industries на слом, и уже 30 августа линкор прибыл в Йокогаму. Так завершилась история корабля, успевшего послужить двум государствам — Великобритании и Чили — и чуть было не ставшего новым греческим, советским или американским дредноутом. И хотя на службе Чили Almirante Latorre не повоевал, он вписал своё имя в список мятежей в стране.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»
0 комментариев