Сериал "Класс. Жизнь после" 2010 года - самое неудачное продолжение культового фильма 2007 года
Сериал «Класс: Жизнь после» (эст. Klass: Elu pärast). Страна: Эстония. Год: 2007. Режиссёр и сценарист: Ильмар Рааг. Краткое содержание: школьник Йозеп Раак был жертвой жестокости одноклассников. Когда на его защиту неожиданно встал один из его же бывших обидчиков Каспар Кордес, это только усугубило положение. В итоге Каспара и Йозепа обманом заманили на пустынный пляж, где под угрозой ножа принудили к оральному сексу. Это и стало последней каплей...
26 октября 2006 года. Столовая эстонской школы. Два вооруженных подростка, наполненных страхом, гневом и чувством мести за все унижения и страдания врываются в учебное заведение. В их распоряжении - пистолеты серий Beretta 84 и Walther P88 Compact, плюс обрез винтовки Мосина-Нагана М1891/30. Крупным планом показаны лица всех героев. Немаловажный момент: парни отпускают девочку-готку, которая была пассивным героем этой истории, чем сохранила себе жизнь. Создатели даже вставили одну забавную реплику от ее лица - "Мне войти или выйти?". Воспоминания о тех жутких днях напоминают гипнотизирующий калейдоскоп событий... Кафельный пол, покрытый падающими окровавленными и агонизирующими телами. Непринуждённый смех и говор на территории столовой внезапно трансформировался в бескрайний поток душераздирающих криков о помощи и непрерывного грохота пистолетных и винтовочных выстрелов. Однако, в напряжении нас держат промахи Каспара. В отличие от него, взбешенный Йозеф же стреляет в упор, с каждым его выстрелом вымещается и вся та боль, что ему причиняли эти люди долгие годы. Истратив все патроны и излив сполна свой гнев, оба парня решили одновременно пустить по пуле себе в висок, но в самую последнюю секунду один из них так и застыл со стеклянным взглядом и пистолетом у виска, явно струсив перед контрольным выстрелом. Пред глазами последней оставшейся в живых жертвы бойни - раненой Теи Тоодес навеки застыла фигура несовершеннолетнего палача со стекающими по стене мозгами, изгнанными из несчастной головы последним спусковым крючком.
Именно на этой ноте и заканчивается эстонский фильм "Класс" 2007 года, сюжет которого мы с Вами обсудили. Но мало кто знает, что три года спустя Ильмар Рааг, видимо, получивший в свой адрес немало обвинений в том, что его детище лишний раз популяризировало, пропагандировало и романтизировало злободневную и остросоциальную тему, связанную не столько с травлей, сколько с радикальным и опасным способом борьбы с ней в финале повествования, явил миру свое новое творение три года спустя - сериал под названием «Класс: Жизнь после» (эст. Klass: Elu pärast) 2010 года. Однако, в самой Эстонии фильм, который ежегодно показывали в местных школах в качестве назидания, успел и без случаев стрельбы засветиться в криминальных сводках! Как сообщает эстонское издание Eesti Ekspress, чудовищный инцидент произошел в одной из школ 18.04.2008 года, когда местные старшеклассники 12-13 лет заставили 7-летних первоклашек заняться с ними оральным сексом в подражание непристойной сцене на пляже! После этого резонансного растления малолетних киносеанс были вынуждены на какое-то время прекратить... А вот подростки, совершившие преступление против половой неприкосновенности, из-за возраста избежали уголовной ответственности! Но даже этот инцидент не заставил Ильмара Раага передумать и снять по мотивам жизненной картины 2007 года новый киносюжет, который массовый зритель не оценил.
Но, прежде чем говорить непосредственно о сюжете сериала «Класс: Жизнь после» (эст. Klass: Elu pärast), придется дать некоторую характеристику главным героям предыдущего полнометражного фильма, которая перевернет Ваше привычное представление о сложившейся ситуации в целом. Слово предоставляется рецензенту по имени Люкиус Юлиус Котта, который сообщает нам о том, что даже к вымышленным персонажам нужно относиться, как к стрелкам вроде Ильназа Галявиева или Эрика Харриса в реальной жизни. Йоозеп Раак и Каспар Кордес, по мнению рецензента и вопреки общепринятому мнению, вовсе не достойны даже толики зрительских симпатий и сочувствия, как бы сильно над ними не издевались в кадре. И вот почему. Школьный класс только кажется примитивной стаей малолетних балбесов. На самом деле, особенно где-то лет с 14-ти, это - строгая социальная иерархия. На самом верху - один лидер, альфа. Подросток, который достиг наибольшего развития и наибольшей адекватности для своих лет. На второй ступени стоят 1-3 человека, это ближайшее окружение альфы, беты. Далее идут гаммы - это, так сказать, войско. Затем - эпсилоны. Это как бы простой народ, которому по большому счёту безразлично, однако он подчиняется лидеру. На самой нижней ступени стоит изгой, омега. Как правило, он такой в классе один. Это над ним все потешаются, насмехаются, а могут и побить. Он - на нижней ступени адекватности, вообще не понимает, как себя вести. После школы всё конечно может резко поменяться. Альфы и беты могут деградировать и стать неудачниками. А омеги, наоборот, развиться и стать лидерами во взрослой жизни. Кому кем быть, в любом возрасте зависит лишь от самого человека. Вот насколько адекватен, тем и будешь.
В школьном классе лидеры, альфа и его беты, играют огромную роль. Они очень важны для сохранения порядка и для здорового диалога между учителями и учениками. Дело в том, что в возрасте 14-17 лет подростки вообще не хотят слушать взрослых. Вот просто ни в грош их не ставят. Зато своих сильных и развитых ровесников уважают и прислушиваются к ним. Так что любому
учителю важны хорошие отношения с лидером его класса. Чтобы в классе всё было в порядке, чтобы учебный процесс шёл нормально, чтобы не было хаоса. И важно, чтобы лидера слушались, чтобы он точно понимал, как управлять коллективом и чтобы мог в любой момент жёстко пресечь любое неповиновение. Так нужно для общего блага, чтобы нормально шла учёба. И таким выдающимся лидером коллектива фильма "Класс" и альфой является именно задира Андерс Алликмяэ. Подростки его любят, уважают и боятся. И прежде всего, любят и уважают. Если бы только боялись, то он бы в лидерах долго не задержался. И его есть за что любить и уважать: он - спортсмен, прекрасно танцует, умеет развлечь публику, знает, чего публика хочет. "Если Андерс сказал - значит так и есть" - говорят ребята. То есть во вранье и предательстве Андерс никогда не был замечен, у него репутация человека слова и дела. "Завоюй толпу" - говорится в фильме "Гладиатор". Т.е. завоюй её любовь. И ты - лидер. Андерс свою толпу завоевал благодаря своим способностям, которые дались ему через его труд и развитие. Благодаря своему трудолюбию и высоким моральным качествам. Это всё в фильме показано. Вот просто так таким не станешь, тренироваться нужно, учиться. Значит он своё место занимает по праву. И, благодаря ему, в классе есть порядок.
Парнишка Йоозеп же - омега, то есть - изгой. Это видно с самого начала повествования. Школьная иерархия предполагает наличие изгоев, увы. Но изгой всегда выбирает этот путь САМ. Так было и в случае Йозепа. Жизнь была для него слишком сложна. Отец его - Маргус - орал, что надо уметь стоять за себя. Мать Лиина же - наоборот, требовала, чтобы сын ни в какие драки не лез. Йоозеп - это человек, у которого в комнате не было ничего, что присуще подросткам его возраста. Ни постеров с музыкальными звёздами, ни фоток кумиров, а только изображение плачущего ребёнка(видимо, самого Йоозепа в детстве). Йозеп - это такой отмороженно жестокий и глупый персонаж. Андерс всякий раз кунал Йозепа в его ошибки, как котёнка в его проделки в неположенном месте. Но кто есть Андерс? Лидер, чьё слово - закон, как уверяли одноклассники, или просто шпана и хулиган, с которым нельзя общаться, как наверняка уверяла Йоозепа мама? Всё слишком сложно. И Йозеп выбрал просто не разбираться. Просто спать по жизни. Если спишь по жизни, то можно натворить много глупостей. Йозеп их и творил. То мяч кидал, когда это было не к месту, то учительнице жаловался (в 10-м классе!) на украденную тетрадь. И получал за это раз за разом. Если смотреть фильм глазами, а не каким-нибудь другим, неподходящим для этого, местом, то мы увидим, что Йозеп - полнейший неадекват. Это видно уже с самой первой сцены: урока физкультуры. Школьники играют в баскетбол и бегают, одетые в майки и шорты, а Йоозеп только ходит по залу, одетый в длинные штаны и в кофту с длинным рукавом. Одежда, явно неподходящая для спорта. То есть, в процессе игры Йося толком не участвует. Но вот мяч попадает ему в руки. Все понимают, что толку от этого не будет. Андерс внятно кричит Йоозепу:"Бросай мяч мне!". Сделал бы так - и дело с концом. Но Йоозеп захотел выпендриться и бросить мяч в кольцо, не имея нормальной на то тренировки и практики. Вот просто захотелось популярности на халяву! Парень бросает мяч и тут же промахивается. Очень скоро звучит свисток, игра окончена, а вот команда проиграла из-за роковой ошибки Йоозепа.
Естественно, что никто его за это не благодарит. Андерс совершенно справедливо его спрашивает: "Зачем бросать, если руки - из задницы?". И действительно - зачем? Ну хочешь ты самоутвердиться через спорт - походи в секцию, позанимайся, а уж потом себя показывай. Далее, уже в раздевалке над Йоозепом шутят и смеются. И настойчиво спрашивают, пойдёт ли он в душ. "А то провоняешь нам весь класс!". То есть и с личной гигиеной у Йоозепа проблемы, как и у Кэрри Уайт из романа Стивена Кинга.
Андерс называл Йоозепа "мешком с дерьмом". Что и понятно: Йоозеп - его полная противоположность. А своих противоположностей мы не любим. Но, бывает, тянемся к ним. И в принципе, Йоозепа всё устраивало. Быть изгоем - значит не думать, не принимать решений. Перетерпел - и живи дальше. Жди, что когда-то школа кончится, и поедешь ты в Нидерланды, и будет там рай... Как вылечить неадеквата? Как сделать его адекватным? Ведь неадекват - это проблема для общества, а его превращение в адекватного человека - это благо для всех. Что делать? Увы, только бить. Но не только физически. Морально - тоже. Иначе неадекватный никогда ничего не поймёт. Но тут на сторону бесхребетного Йоозепа внезапно становится его одноклассник Каспар Кордес. Массовый зритель пускает слезу и думает, что у несчастного изгоя наконец-то нашелся типичный сочувствующий, готовый его поддержать, однако фильм показывает, насколько сильно мы ошибались на этот счёт!
Каспар Кордес был родом из городка Антсла, к западу от Таллина. В столицу Эстонии он приехал жить с бабушкой Лиидией, не поладив дома с отчимом, что должно было также повлиять на его психику. Все мы любим наших бабушек, но часто они портят своих внуков, внушают им мысль про собственную исключительность, не требуя от них развития. Как сообщает сюжет фильма "Класс", персонаж Каспар был новеньким в школе, однако с первых кадров здорово метил на место лидера коллектива, мечтал стать своим. Ранее, еще до сцены заступничества он сидел за партой рядом с Тиитом. У Андерса явно присутствовала неформальная система, что за одной партой сидят не просто друзья, а как бы босс и его подчинённые. В этот состав местной "мафии" входили: Андерс-Тоомас, Пауль-Олав, Риина-Тея. Едва ли новенький Каспар командовал Тиитом. Значит наоборот - Каспар был в услужении у Тиита. Который сам был невысокого ранга. Самовлюблённого Каспара такое, скорее всего, цепляло. Что касается самого Йоозепа, то Каспару было с самого начала начхать на него с высокой колокольни! Еще в сцене, где обнаженного парнишку толкают в раздевалку к девочкам, Каспар ухмыляется и даже, являясь одним из исполнителей экзекуции, придерживает дверь! То есть, мы ясно видим, что Каспар поначалу лоялен к Андерсу и проучивал Йоозепа вместе со всеми. Однако. стоило только Тее выглянуть наружу и осудить его, Каспар неожиданно для всех выпускает Йоозепа наружу, чем вызывает недоумение и недовольство со стороны лидера коллектива.
Выходит, Каспар совершает свой "благородный" поступок попросту лишь для того, чтобы выслужиться перед Теей, но и боится при этом прослыть слабаком, а посему не посвящает Андерса в свои сердечные дела. Далее, несмотря на неприятный инцидент, Каспара все же приглашают на вечеринку одноклассницы, где тот завистливо наблюдает за каждым движением Андерса. Плюс Каспар с тревогой наблюдает и за Теей - вдруг она влюбится в Андерса, и тот вконец отобьет у него даму сердца? Каспару очень захотелось быть, как Андерс, быть лидером. Но предложить коллективу ему попросту нечего. Кроме двух факторов: первый - "не хочу подчиняться Андерсу!". Типа революция. Второй - заступаться за Йозепа. Эдакий благородный рыцарь. Хотя, с самого начала в коллективе бытовало одно незыблемое правило: "Никто в нашем классе не вступается за Йоозепа!" - такова воля Андерса, такова воля коллектива. В итоге от "заступничества" Каспара изгою Йоозепу было только хуже - одноклассники наказывали его ещё суровее и сильнее избивали толпой. На деле, даже сам Каспар ничем, по сути, не помогал изгою улучшить свое положение в обществе. Симбиоза не получилось. Каспар даже не учил Йоозепа, к примеру, играть в баскетбол. А мог бы сказать: "Давай, Йоозеп, будешь так швырять мяч в кольцо, что даже сам Андерс будет в шоке! Мы их всех уделаем!".
Между парнями в фильме было мало реплик, и те выше уровня "привет - пока" не подымались! Дошло до того, что Йоозеп в итоге набрался сил и даже потребовал своего "товарища" больше за него не заступаться. Он - Йоозеп - часть системы. Вот так ему же удобнее. И даже после сцены на пляже, когда рыдающий и испытывающий рвотный рефлекс после вынужденного минета публично униженный Каспар его оттолкнул грубо, хотя Йоозеп в знак поддержки положил руку ему на плечо, тем самым показывая ему, что они оба плывут в одной лодке, но тем не менее, в глазах наивного изгоя, Каспар является его спасителем и даже в какой-то степени другом! Но реальность вставляет свои коррективы - Каспар отрекается от Йоозепа ещё в сцене принуждения к оральному сексу. А потом - и вовсе находится в острой стрессовой реакции. От непонимания, неожиданности и гнева за то, что поддержку не приняли, Йоозеп стал винить Каспара в случившемся и даже бить ногами с криком: «Я не просил тебя защищать меня от Андерса! Я и сам прекрасно мог со всем справиться!» (знакомая реакция, черт побери!). То есть, друзьями как таковыми, и даже близкими по сюжету фильма Каспар и Йоозеп, вопреки общепринятому мнению, так и не стали... Просто один не желал чувствовать себя в долгу перед другим. А вот первому (Каспару) изгой класса нужен был лишь как средство для дальнейших манипуляций, достижения власти и популярности в классе, наравне с Андерсом! Плюс, к тому времени Каспар Коордес уже успел озлобиться на весь класс за то, что его, такого прекрасного, лидером не признают! Да наказать же их всех за такое надо! И именно Каспар первым и высказывает Йоозепу противозаконную идею - "я бы перестрелял их всех", которую воплощает в полной мере уже после сцены на пляже.
Интересен и сам момент расстрела в учебном заведении. А точнее - только в одном помещении школы - когда Каспар впервые открыл огонь, все ребята в ужасе стали выбегать из столовой. Включая и Андерса. И странно, что они там же в итоге и остались, дверь то была не заперта! Школьники не побежали по коридору все до единого, не выпрыгнули в окна из инстинкта самосохранения, как это было в реальном Колумбайне/Керчи/Казани. Или показывать погоню стрелков за негодяями - насильниками, внезапно ставшими жертвами теракта, режиссер не захотел, чтобы зритель дальше вытирал слёзы платком и жалел Каспара и Йоозепа до самого конца, а не воспринимал их как "плохих парней", достойных смерти и осуждения? Ведь пойди сюжет сценария несколько иначе, Йоозеп, паля в разные стороны, мог и промахнуться, тем самым дав кому-то из ребят благополучно сбежать в окно. Или же, гоняясь за конкретным виновным в произошедшем на пляже и целясь при этом в упор, Каспар и Йоозеп могли попутно расстрелять и кучу невинных и под руку попавшихся детей, но такой исход событий вряд ли зрителя устроил бы... На экране все хотят видеть именно ГЕРОЯ, эдакого борца с несправедливостью, как Зорро из комиксов, которому можно сопереживать. Никакой полиции и судебных разбирательств нам не надо - хватайся за ружье в критической ситуации, дошедшей до крайности, и будешь "молодец"! Правосудие свершилось, обидчики наказаны и отомщены сполна, а вот тебе уже нет места в этом мире, так как свою "миссию" исполнил на "ура"! Дескать, так и надо поступать после школьной травли и группового изнасилования впридачу...
На деле же мы видим иную картину: Каспар принял решение об участии в бойне только ради того, чтобы снова подставить и использовать Йоозепа в своих корыстных целях! Это отчетливо прослеживается в сцене, где Йоозеп и Каспар встали с пистолетами у висков друг напротив друга. Между парнями был уговор: стреляемся на счёт "три". В итоге Йоозеп таки застрелился, а Каспар просто подержал пистолет у виска, застыв от страха. Первые эмоции: "трус, подставил друга, вы договаривались!". Но потом, ты начинаешь задумываться: «Почему он не выстрелил?». Может быть, реально струсил, но не побоялся при этом загреметь в тюрьму и самостоятельно нести ответственность за устроенный им же теракт в школе... Возможно, лежавшая рядом Тея, смотрящая прямо на него, была тому причиной, хотя по сюжету сериала "Жизнь после" Каспар ее и видеть не желал! Спрашивается, тогда зачем же в столовой заступился и спас ей жизнь, отогнав вооруженного Йозепа?! Хотел вторично сыграть роль героя перед ней? Тем более, что в сцене на пляже Тея все равно отреклась от Каспара, а посему жалеть девицу, идущую на поводу у толпы, обезумевшему от злости парню было незачем... Может, любовь к бабушке и родителям заставила Каспара не делать этого, однако в сериале тот о ней НИ РАЗУ так и не вспомнит, да и вообще на протяжении всего фильма парень всегда держал ее на расстоянии: бабушка Лиидия была для него сродни кухарке, прачке и няне из детского сада, цель которой - лишь накормить, обуть и одеть. А вот в то, что у него на душе творится, Каспар бабулю и не посвящал никогда... Может он понял ценность жизни, убив ни в чем неповинную семиклассницу, а может быть он просто ещё не потерял тот смысл в жизни? Честно сказать, я не могу точно ответить на этот вопрос. Но могу с уверенностью сказать, что Йозеф свой смысл, свой луч света в темном царстве потерял.
Вообще, Каспар - это очень расчетливый персонаж фильма "Класс". Когда Йоозеп изъявил о своем стремлении покончить с собой в том же вырезанном эпизоде, Каспар даже не подумал отговорить одноклассника от рокового шага. Не остановил он Йоозепа и тогда, когда тот, подобно девочке из Брянска, украл оружие из сейфа отца и продемонстрировал ему умение владеть и пользоваться им! Каспар решил действовать заодно с Йоозепом, однако - НЕ ВМЕСТЕ с ним! План. созревший в голове расстроенного паренька, которому требовалась срочная помощь психолога МЧС, выглядел идеально: вместе с главным виновником сексуального насилия - Андерсом, умрут и другие участники сцены на пляже, свидетели публичного унижения. А те, что не умрут, уже будут не в силах над ним смеяться. И умрёт сам исполнитель казни, Йоозеп, не рассказав никаких подробностей, кто его подбивал на всё. Сам же Каспар умирать не собирался. И убивать кого-то, похоже, тоже. Он, как попало, стрелял в Андерса и Тоомаса, но не задевал их, а только гонял по столовой, выстрелил много раз и при этом промахнулся. Он явно ждал, когда их убьёт Йоозеп. Потом бы Йозеп застрелился. А Каспар сказал бы полиции: "А я что? Я никого не убил! Йозеп меня заставил! Он мне угрожал! Он вообще был психом!". Никого толком не убив, Каспар мог бы легко отделаться какой-нибудь исправиловкой.
Но дело зашло слишком далеко. Тем временем, когда обезумевший Йоозеп дико кричит и без конца расстреливает своих обидчиков в упор, тяжело раня при этом Тоомаса, улучив подходящий момент, двое парней - Андерс и его друг Пауль - бросаются на рассвирепевшего вооруженного одноклассника, будучи при этом напуганными и безоружными, не владеющими навыками спецназа! И - о чудо! Отважным ребятам удается обезоружить несовершеннолетнего террориста! Еще немного, и Андерс с Паулем стали бы национальными героями, убившими своих вооруженных до зубов одноклассников в целях самообороны и спасшими десятки жизней! Вот уж кто не напрасно считались лидерами, так это они. И именно они действительно пошли до конца. Но поскольку мы смотрим не боевик, а почти что реальную драму, в которой "зло должно быть наказано", пулю в голову и другие части тела получают от озлобленных Каспара с Йоозепом Пауль и Андерс, причем последнего добил именно Йоозеп, так как Каспар истратил все патроны. Также еще одной невинной жертвой трагедии становится случайно попавшаяся под руку Каспару девочка из параллельного класса, совершенно непричастная ни к травле. ни к сексуальному унижению на пляже. В итоге. план Каспара выйти чистым из "игры" полностью провалился... Но Каспар не хочет умирать и покорно сдается властям Эстонии.
Примечательно, но именно сцена расстрела в учебном заведении, навеянная реальными событиями 1999 года в американской школе Колумбайн, являлась центральным движущим сюжетом фильма "Класс" 2007 года. Знаменитая сцена сексуального насилия на пляже была добавлена режиссером Ильмаром Раагом в сюжет гораздо позже. И именно расстрел в школе № 32 города Таллина (ранее известного как Реваль) стал отправной точкой сюжета и сериала «Класс: Жизнь после» (эст. Klass: Elu pärast), на который в начале каждого эпизода нам намекают различные флэшбеки. Скорбная дата вошла в историю города Таллин и навеки изменила жизнь многих его горожан. Дерзкое и жестокое преступление потрясло всех нас до глубины души. Раны тех страшных событий не затянутся в сердцах вовек. Безутешное и невообразимое горе постигло каждую семью, так или иначе связанную с недавно опустевшей, но в скором времени возобновившей свою деятельность средней школой № 32...Одна за другой уже явно за кадром повествования к месту теракта мчатся автомобили местной полиции и кареты скорой помощи. Полиция эстонской столицы ограждает здание по периметру и арестовывает словно окаменевшего от страха и шока единственного выжившего парня - Каспара Кордеса, одного из главных виновников бойни. Но он - уже не единственный из предполагаемого - 10 "А" - класса, на кого вскоре падёт бесчестье и праведный гнев общественности. Как гласит сюжет новой картины 2010 года, никому из переживших страшную трагедию так и не удалось избежать призраков прошлого... Семь различных судеб поневоле стали связаны воедино. И невообразимые страдания обрушились на практически каждую семью, посещавшую школу до момента кровавой развязки.
Последствия бойни поистине впечатляющие: Каспар Коордес убил 1-го человека и ранил 2-х, а вот Йоозеп Раак - убил 3-х человек и ещё 3-х ранил. Вроде бы дело шито белыми нитками. Есть как прямые виновные случившегося - сами подростки, чью дошедшую до крайности жестокость зрители лицезрели в полнометражном фильме 2007 года. А есть - и крайние, и именно о них повествует сюжет сериала, вышедшего на экраны три года спустя, в 2010 году...Теперь же страдать пришлось многим - как родителям тех, кто убил пятерых одноклассников, так и классному руководителю и учительнице математики - Лайне, душевным мукам которой посвящён третий эпизод сериала. Пострадавших же ждёт всесторонняя помощь и поддержка. Однако, сериал показывает и изнанку происходившего до резонансной трагедии (к счастью, полностью вымышленной). Изначально предполагалось заснять целых 12 эпизодов, посвященных дальнейшей жизни как педагогов, так и выживших учеников и потерявших своих детей безутешных родителей, но в итоге количество серий сократили до семи - в точности, как в полнометражном фильме 2007 года! Стоит учитывать и то, что после чудовищной трагедии никто из педагогов не уволился, сама школа не превратилась в мемориал, как в том же Колумбайне иль Беслане - спустя полгода, как и в казанской гимназии № 175, занятия возобновили, несмотря на случившееся!
Каждая из семи серий "Жизни после" вращается вокруг конкретного персонажа из предыдущего, оригинального фильма, и дополняется при этом новыми, ранее не фигурировавшими в сюжете лицами. Так, самый первый эпизод начинается с работы сотрудников правоохранительных органов Эстонии, которые расследуют обстоятельства произошедшего 26 октября 2006 года. Попутно выясняется, что истинные виновники случившегося - Йоозеп и Каспар - действительно являлись жертвами травли и неоднократных избиений, подвергались моральному и физическому насилию, а накануне случившегося одноклассники - те самые "пострадавшие" - учинили над ними очень жестокий, как они это назвали, "розыгрыш". На деле же - обманом заманили парней на пляж и сексуально публично унизили, принудив под лезвием ножа к оральному сексу. Всё это, разумеется, засняли на плёнку, однако в Интернете, в отличие от современных подростков, публиковать побоялись - не слишком то хотелось выдавать себя! А после трагедии выжившие одноклассники Иоозепа и Каспара и вовсе сделали стрелявших эдакими "козлами отпущения" и решили избавиться от компрометирующего видео. Но были и те, кто попытался докопаться до истины и вывести всех на чистую воду. Таким "борцом за справедливость" стала Керли, в фильме - девушка неформал или гот, известная тем, что показывала Андерсу Алликмяэ - лидеру и хулигану класса - средний палец, а в финале спросила стрелков: "Мне войти или выйти?". Теперь девушка навсегда избавилась от вызывающего поведения, макияжа и шипов и заставила одного из своих одноклассников - Тиита, тяжело раненого после выстрелов, сознаться в настоящих причинах трагедии в присутствии его матери и следователя.
Но эта правда даётся Керли с трудом - подобно Каспару, девушка восстает против нового лидера коллектива после гибели Андерса Алликмяэ - Кати Касс, которой выгодно, чтобы история с пляжем была предана забвению, а не выглядела попыткой оправдать теракт в столовой! К тому же, после стрельбы именно Керли сбегает первой и даже попадает под подозрение полиции в соучастии преступлению! Единственным доказательством произошедшего на пляже стала флэшка, которую лишь по счастливой случайности ни сам Тиит. ни его отец, по иронии судьбы работающий следователем, не успели очистить! Помимо Керли, сериал затрагивает и других ключевых персонажей фильма 2007 года - Тоомаса, который выжил после стрельбы, но навсегда остался прикован к инвалидному креслу - у парня отнялись ноги после пулевых ранений, а также Теи - бывшей возлюбленной Каспара. Если первый старается избежать известности за счет трагедии и скрывает не только истинную причину бойни, но и свою личность от других, то вторая же фактически идет по стопам Керли. Она ищет пути связаться со взятым под стражу Каспаром, которого предала ещё во время той мерзкой сцены на пляже, но на этом пути её встречает масса препятствий.
Во-первых - сам Каспар. В лице общественности он - опасный преступник, которому неведомы жалость, дружба и любовь... К тому же, когда Тея жестоко с ним обошлась во время публичного унижения, логично, что вернуть Каспара назад не представится возможным! Давно пройден моральный горизонт событий, и ничего отмотать уже нельзя... Всё же, встречу Теи и возлюбленного в тюрьме устраивает именно бабушка Каспара, Лиидия, но наша героиня только даром теряет время и деньги на проезд... В конечном итоге, Тея выходит замуж за другого парня, оставив Каспара позади с тяжелым сердцем... Во-вторых, ситуация усугубляется тем, что Тея уже сама едва не оказывается в положении Йоозепа и Каспара вместе взятых, когда против нее настроены выжившие одноклассники, искренне не понимающие мотивов и стремлений героини. Тее становится жаль, как она обошлась с возлюбленным Каспаром, но совсем не жаль, как она смеялась, когда над другим стрелявшим - Йоозепом - творились невыносимые и ужасные вещи. Ещё больше вызывает удивление тот факт, что она ни разу не вспомнила свою подругу Риину. Лучшую (!) подругу, которую в тот роковой день застрелили. Одновременно с этим, подобно Сьюзен Снелл из "Кэрри" Стивена Кинга, Тея Тоодес пишет сценарий школьной пьесы, в которой играют её одноклассники. Она изображает семью, в которой совершаются разные преступления, но обвиняют в них единственного невиновного. Истории Теи посвящен лишь единственный, четвертый эпизод сериала "Жизнь после".
Третья серия, как мы уже сказали, показывает душевные терзания Лайне - классной руководительницы и педагога с 20-летним стажем. В оригинальном фильме 2007 года она преподавала математику в старших классах, была очень строгой и своим бездействием и отстранённостью во многом способствовала происходящей в классе травле и даже не пыталась строить доверительных отношений со школьниками. Ученики искренне боятся Лайне, считают только железной тёткой и называют за глаза именно так. Теперь же, после теракта жизнь преподавательницы, которая во время перемены курила в туалете и непринужденно смеялась с коллегами, круто меняется. Что будет твориться в душе у классного руководителя того класса, где произошли ТАКИЕ кошмарные события?! Пока директор заведения - Урве - судорожно обзванивает родителей учеников и сообщает о случившемся, Лайне тяжело переживает и винит себя в произошедшем. Персонажу искренне сочувствуешь, особенно в злополучной сцене на пляже, которая словно дублирует сюжет 2007 года. Только уже местные незнакомые ребята-задиры пристают к убитой горем женщине и пытаются откровенно ее ограбить средь бела дня! Состояние учительницы усугубляется тем. что ей сообщают о сексуальном насилии на пляже, из-за чего мы едва не теряем ее - Лайне наглоталась таблеток и попыталась утопиться в ванне! К сожалению, кроме эпизода, в котором учительница возвращается на работу, и выжившие после теракта ребята поздравили ее с днем рождения, нам толком ничего не показали про нее. А именно то, как Лайне пересмотрела свои взгляды на жизнь и сблизилась со своим коллективом, несмотря на деловой этикет.
Также нам показывают и личную жизнь родителей других детей - как стрелявших, так и погибших. Причем последним уделяется минимум внимания. Мы так и не узнали ничего, что послужило тому, что тот же Андерс столь высокомерно себя вел и всячески унижал и садистски издевался над Йоозепом. Единственный эпизод, в котором показана драма и моральная дилемма "отцов и детей", а также раскрыты подробности биографии персонажей - пятый. В нем участвуют сразу две семьи погибших в фильме 2007 года подростков - Пауля и Олава. Если честно, эти люди производят хорошее впечатление, и винить их в плохом воспитании сыновей как-то не хочется. Родители - не всесильные боги. В сериале прозвучала занятная фраза: "Учителя знают о ребёнке ровно столько, сколько он позволяет. То же самое относится и к родителям". В центре внимания сюжета мы видим две персоны:
- Юлия - мать убитого Олава - с виду спокойная и приятная женщина. Трудится ветеринарным врачом, ухаживает за двумя таксами. Родители убитого Пауля тоже не выглядят людьми, у которых мог родиться исключительно омерзительный тип. Мне очень понравилось, как Юлия и родители Пауля восприняли страшную правду: их сыновья были исчадием ада и систематически издевались над слабыми. Родители, и так убитые горем, пребывали в глубочайшем шоке: как так? что же они сделали не так? Они не стали искать своим сыновьям оправдание, они смиренно приняли эту неприятную новость. В этой серии мы видим разлад между супругами, попытки собрать жизнь по кусочкам обратно. Видим вполне себе хороших и приятных людей, у которых в один момент тоже сдают нервы.
- Так, Вайне, отец Пауля, пытается с головой уйти в работу - он профессор университета (не удивительно, что при жизни Пауль был отличником класса, которого родители готовили к Оксфорду).
Однако, особое недоумение у меня вызвали лишь два из 7 эпизодов сериала - 2-й и 7-й. Вот объясните мне, пожалуйста, ну зачем в сюжет второго эпизода ввели племянника Маргуса Раага - Ингмара, который, кроме как только постоянно слушать музыку и в Инете сидеть, ничего полезного за всю серию и не делает, по факту?!По сути, ему так же глубоко начхать на собственного дядю, как и когда-то - самому его дяде - на покойного кузена Йоозепа... Лучше бы тогда уж показали сестру Йоозепа (которую я нарекла в своем рассказе Нейда Рааг, которая бы поддерживала отца и точно так же бы переживала из-за потери брата. Сестра должна была, по идее, быть единственной, кому Йозеп всецело доверял, кто после сексуального унижения на пляже вызвал бы скорую/полицию или попытался проводить брата и его рыдающего друга домой... Сестра бы терзалась моральными противоречиями и дилеммой: с одной стороны, ее брат - жертва (травли и издевательств), а с другой - преступник вроде Ильназа Галявиева, к которому сочувствия и пощады в принципе нет... Одно осуждение и проклятия и со стороны родных погибших, и общества в целом...Ну КТО так снимает драмы?!
А какова роль Ингмара в этом эпизоде?! Он просто мебель, практически никак не влияет на сюжет! В одной из финальных сцен второго эпизода персонаж Маргус Рааг рыдает в ванной из-за смерти сына и того, что сам научил его на свою голову пользоваться оружием, став косвенной причиной трагедии в школе, а его племянничек только за компом сидит и музыку слушает! Верх цинизма! Хоть бы соболезнования какие высказал, что ли! Странно, что люди в таком трауре вообще пустили его погостить у них какое-то время! А могли бы и прогнать... Ни поминального обеда, ни обсуждения достоинств и недостатков умершего Йозепа, ни семейных переживаний стадий горя совместных, ни банального проявления эмпатии со стороны Ингмара к тете и дяде, ничего из этого зрителям толком не показали! И даже не удосужились объяснить, откуда этот персонаж вообще взялся...
Ранее мы видели Маргуса Раака в оригинальном "Классе" 2007 года именно как "жирного кабана", чье слово в семье, по факту, не имеет никакой ценности, а вот авторитетом является его покорная жена Лиина, часто спорившая с ним из-за проблем их общего сына. Маргус Раак показан также как безработный нахлебник, постоянно выпрашивающий деньги у сына. За кадром также говорится, что глава эстонского семейства - это охотник, иначе как объяснить зрителям целый склад спецназовского снаряжения в трехкомнатной квартире?! Также мы знаем Маргуса и как сурового милитариста, задача которого - вырастить из сына настоящего мужика, способного постоять за себя и за дорогих ему людей. В сериале же нам предлагается взглянуть на убитого горем отца, который оказался буквально загнанным в угол целым стечением роковых обстоятельств: потеря единственного сына, разлад в семье, недопуск к работе, заведённое на него уголовное дело за ненадлежащее хранение оружия, плюс и родители убитых детей, жаждущие над ним кровавой расправы.
Что ж, по крайней мере, последним удалось вправить Маргусу мозги и показать, что в реальной жизни против агрессивной толпы в одиночку ты не справишься, да и в режим Халка не войти... Все-таки, борьба борьбой, самооборона - дело хорошее, но мы все же живем не в супергеройских комиксах с десятью жизнями в запасе! Жаль, что Маргус слишком поздно понял, что был неправ насчет своей позиции, и насколько сильно в нем нуждался сын... Однако, после беседы со следователями и с рыдающей супругой дальнейшая судьба Маргуса остается неизвестной для зрителя. Финал оставляет неясным - посадили ли отца Йоозепа за решетку наряду с тем же Каспаром или ему пришлось заплатить крупный штраф и отправиться под подписку о невыезде? Также ничего не сказано о содержимом прощального письма, которое якобы написал Йоозеп за сутки до расстрела, тогда как в фильме 2007 года на писательские способности парня не было и тени намёка! Ему было попросту некогда строчить письмена, Йозеп только ночью украл оружие из сейфа и ушел восвояси из дома по-английски... Как ни крути. а Маргус Рааг (сыгранный великолепным актером Маргусом Прангелем, в честь которого персонажа, видимо, и нарекли), оказался во многом виноват - и что у него ключ от сейфа с оружием лежит в незапертом ящике. Бери, кто хочешь! Так еще для него в порядке вещей было ходить по комнате с пистолетом в руках...пусть и не заряженным! А уж о том, что именно он научил на свою голову сына пользоваться оружием, и говорить излишне...
Заметим, однако, очень важную вещь - именно в этом эпизоде ВПЕРВЫЕ нам показывают родителей убитых учеников - Риины, Пауля и Андерса (последний лишь упомянут в телефонном разговоре директора Урве в третьем эпизоде), но их сюжетная линия мало раскрывается и ограничивается церемонией прощания с погибшими да потасовкой с отцом одного из стрелков. И мы видим это на примере Юллара Алликмяэ, отца Андерса. Господин Алликмяэ-старший, судя по всему, уважаемый, богатый и успешный человек. После гибели Андерса и его ближайшего окружения, Юллар и другие родители устраивают им торжественные похороны под частной охраной. На похороны пытается проникнуть Маргус Раак, отец Йозепа, но Юллар решительно, хоть и без ярости, не позволяет ему пройти к месту церемонии. После поминок, он нехотя соглашается на уговоры Гуннара Паюметса, отца Риины, пойти и разобраться с Маргусом. Вместе с Вяйне Мяги, отцом Пауля, они подстерегают Маргуса у его подъезда и бьют его. Впрочем, бьёт в основном Гуннар, Вяйне лишь держал Маргуса, а Юллар ударил его лишь один раз, задетый словами Маргуса про Йозепа "умер мой единственный сын"(намёк, что у Юллара есть другой сын, Ахто). В итоге, и Гуннар решил, что бить Маргуса - бессмысленно, и отцы погибших оставляют его в покое. Юллар Алликмяэ выглядит рассудительным и адекватным человеком. Он либо не жаждет мести, считая её бессмысленной, либо хорошо скрывает свои намерения и желания. В любом случае ясно, что он - личность сильная и незаурядная, сыгравшая большую роль в формировании характера сына.
Но вот седьмой эпизод сериала - это верх абсурда и несусветный бред! Его сюжет вращается вокруг Каспара Кордеса, единственного оставшегося в живых террориста и детоубийцы. Актер Валло Кирс, исполнивший роль зловещего персонажа, заметно повзрослел за три года перерыва между съемками оригинального фильма 2007 года и сериала 2010-го. Но режиссер списал все погрешности и ляпы сериала на условия тюрьмы, в которой в ожидании приговора ныне томится наш паренек. Понятное дело, что выжившему стрелку, по логике повествования, предстоит мотать огромный срок. Однако, в данном случае мы наблюдаем полнейшую мягкотелость и неадекватность правосудия! Изначально сюжет движется в правильном направлении - нам показывают, что произошла страшная трагедия, которая во всей Эстонии вызвала широкий общественный резонанс. Стрелявшие стали сенсацией, их лица попали на первые полосы местных газет и телевидения. Скоро вот-вот начнется судебный процесс века - в закрытом от прессы режиме. Сам Каспар Кордес находится в СИЗО - его, несовершеннолетнего подозреваемого в преступлении, сажают в общую камеру с двумя матерыми зэками, которые тут же устраивают парню "тёмную", так как убийц и насильников. согласно стереотипному и общепринятому мнению, не жалуют даже за решеткой! И при этом становится странно, что сотрудники полиции Эстонии, по сути, никак не отреагировали на данный инцидент! Хотя, обычно после первых синяков сразу в одиночную камеру отправляют, да и за гибель заключенного в жестокой потасовке им же пришлось бы потом отвечать и писать рапорт! А тут на лице и под глазами парня синяки и отеки, плюс во время допроса кровь носом пошла, а следователи словно не замечают этого и устраивают Каспару очередную "встречу" с адвокатом!
Кстати. об адвокате. На сей раз - это женщина и ее зовут Ингрид. Как и Ингмар Раак, племянник Маргуса, и родители погибших и пострадавших при теракте учеников, это - совершенно новый персонаж, созданный режиссером лишь в рамках сериала "Жизнь после"! По сюжету эпизода у Ингрид с самого начала возникают сплошные проблемы - сначала у неё не ладится личная жизнь, потом ещё ей выпала "радость" осуществлять защиту именно "кровавого убийцы" детей - Каспара Кордеса. Это создаёт перед ней ряд дополнительных проблем, и первая из них: общественная ненависть. Несмотря ни на что, Ингрид всеми путями хочет добиться для Каспара как можно более мягкого приговора и то, после того, как следователям удается раздобыть информацию о произошедшем на пляже, что суд посчитал смягчающим обстоятельством в громком уголовном деле. Именно Ингрид становится для Каспара чем-то вроде лучика света в тёмном царстве. В какой-то момент их отношения значительно выходят за рамки "адвокат-подзащитный". Что, на наш взгляд, выглядит крайне нелепо, учитывая, что Ингрид - не частный сыщик, а, в первую очередь - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ адвокат, которого давали на суде даже Чикатило.
Цель государственного адвоката во время громкого судебного процесса - любой ценой доказать вменяемость своего "клиента" во время совершения страшных преступлений, дабы иметь возможность назначить максимальный срок содержания под стражей. Вплоть до пожизненного. Здесь же, несмотря на возникшую моральную дилемму - "кто такой Каспар? Жертва травли или убийца - злодей?", Ингрид выбрала иной путь - чуть ли не отмазать Каспара Кордеса, смирившегося со своим положением, от положенного срока наказания, тем самым публично оправдывая его злодеяние и чрезвычайно рискуя также собственной карьерой. Вместо пожизненного в конечном итоге Каспару впаяли лишь ТРИ ГОДА УСЛОВНО, проявляя к нему абсолютно неуместное снисхождение, и то благодаря тому, что видеоролик с сексуальным насилием на пляже был обнародован...Получилось, что режиссер Ильмар Рааг этим мягким приговором лишь ОПРАВДАЛ случаи расстрелов в школах, и то из-за подросткового возраста, публичного унижения, группового изнасилования да смазливой мордашки самого нападавшего... Такой кретин-разрушитель после этого сделает вывод: "Гадить можно. Это приятно. Да, могут наказать. Но вот наказали не сильно. А в следующий раз просто не попадусь - и вообще всё хорошо будет". Будь Каспар реальным человеком, общество получило бы нового преступника-рецидивиста. Тем более, что с такой репутацией школьного стрелка и убийцы, Каспару Кордесу вряд ли уже светит нормальная жизнь и карьера. Только и останется, что вооружённая "борьба за справедливость". В реальности следовало бы ждать Каспара в какой-нибудь террористической организации. Потому что правосудие решило быть добреньким.
И где в этот момент в суде находились родственники погибших и пострадавших?! Странно, что судья вообще назначил этот условный срок и отпустил Каспара из тюрьмы с адвокатом! И никто из персонажей ни апелляции, ни кассационной жалобы не подал?! И гнев общественности ни разу не обрушился на всю эту судебную коллегию?! Да при таком резонансе трагичных событий нормальные люди стали бы рвать и метать! Плюс ко всему, у Ингрид и Каспара ВНЕЗАПНО вспыхнули друг к другу взаимные чувства... И финал вроде бы положительный, но нет... Весьма нереалистичный и тем самым весь сериал только испортил. Ингрид задавала вопросы Каспару не из любопытства, а по делу, и изначально даже сочувствием к нему не проникалась... Но неудачи в личной жизни заставили ее перейти на сторону Каспара... Да и сам Каспар также неохотно отвечал на вопросы Ингрид, по взгляду ее чуть ли не куда подальше посылал, а потом бац - и у него с ней любовь-морковь на пустом месте возникла! Так не бывает же... Потом адвокат то ли уволилась с работы, то ли переехала в неизвестное место жить вместе с Каспаром в любви и согласии... На чем эпизод и завершается.
Любой из нас понимает, что жизнь в тюрьме очень тяжёлая, крайне сложно выжить в опасных условиях, когда окружен другими матерыми преступниками, которые насилуют и избивают до смерти. Ещё могут подставить, отобрать личные вещи. И останется одна клетка, из которой не сбежать. И да, обычно плохие парни используют таких "возлюбленных" ради выгоды, подарков, денег. Ибо женщины "любят ушами". После освобождения же их общение резко прекращается, навсегда теряются контакты, номера и адреса. Она, конечно, думает, что единственная и любимая для заключенного остается навек - гибристофилия, невероятная глупость, наивность и стокгольмский синдром (не лечится) в итоге сильно травмируют и портят психику девушке. А он давно нашёл ей замену. Ну одурачил их по очереди, и был таков. Уверена, что и Каспар с Ингрид поступил бы точно так же...
Вообще, продолжения бывают лучше оригиналов. Изредка, но такое случается. И явно не в этом случае!
Источник:
6 комментариев
4 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена