Мелкий бой с большими последствиями. История крейсера Magdeburg
Своеобразной вехой в рамках морских боевых действий в ходе Первой мировой войны стал захват немецкого лёгкого крейсера SMS Magdeburg силами Балтийского флота России. Этот, казалось бы, незначительный эпизод оказал большое влияние на всё дальнейшее противостояние на море.
SMS Magdeburg вскоре после вступления в строй
SMS Magdeburg стал головным кораблём одноимённого типа лёгких крейсеров, которые Германия заложила в качестве реакции на появление в Королевском флоте Великобритании линейных крейсеров типа Invincible. В отличие от своих предшественников типа Kolberg, новые крейсеры имели высокую скорость и более длинный корпус с набором по системе Ишервуда. Броня была также несколько усилена. Главный пояс и изогнутая к краям бронепалуба имели толщину 60 мм, а рубка — 100 мм из крупповской стали.
Сам корабль имел длину 138,7 м, ширину 13,5 м и осадку 4,4 м. Водоизмещение достигало 4570 тонн при полной загрузке. Крейсер имел короткую палубу на баке и совсем небольшую надстройку, которая в основном состояла из одной только боевой рубки и двух шестовых мачт с платформами для прожекторов. Энергетическая установка состояла из трёх паровых турбин Bergmann, приводящих в движение три гребных винта. Она должна была выдавать мощность в 25000 л.с., но на практике превысила плановые показатели. От неё получилось добиться 29904 л.с., что позволило развить скорость в 27 узлов.
Пар вырабатывался шестнадцатью угольными водотрубными котлами, сгруппированными на четыре дымовые трубы. Позднее котлы были модернизированы для использования мазута, распылявшегося на уголь для увеличения скорости сгорания топлива.
Вооружение лёгкого крейсера состояло из двенадцати 105-мм орудий. Два из них располагались бок о бок в носовой части на баке, восемь — по четыре на бортах, два — бок о бок на корме. Дополнялось вооружение двумя подводными 500-мм торпедными аппаратами и ста двадцатью минами.
Заложили будущий SMS Magdeburg на верфях корпорации AG Weser в Бремене в апреле 1910 года. 13 мая 1911 года крейсер спустили на воду, и тогда же мэр Магдебурга окрестил его именем своего города. После достройки и морских испытаний 20 августа 1912 года корабль вошёл в строй и был приписан к Флоту открытого моря. В следующие два года SMS Magdeburg участвовал в нескольких круизах по Европе, а также в манёврах и испытаниях торпед. В сентябре-октябре 1913 года ему провели капитальный ремонт.
С началом Первой мировой войны SMS Magdeburg вместе с лёгким крейсером Augsburg и тремя миноносцами вошёл в особое соединение Дивизии береговой обороны в Данциге, предназначенной для действий в Балтийском море. Уже 2 августа он открыл огонь по Либаве, пока Augsburg ставил по периметру гавани мины. После обстрела корабль патрулировал у побережья, дожидаясь занятия города немецкими войсками.
SMS Magdeburg в Свинемюнде
После этого в составе своей дивизии SMS Magdeburg отправился в рейд на Финляндию. В период с 9 по 15 августа он обстрелял маяк Ристна в Дагерорте (ныне в Эстонии), маяк Бенгтшер и сигнальную станцию в Пистне (современная Финляндия). После короткого посещения базы он и Augsburg 17 августа вышли в море, сопровождая минный транспорт и столкнулись с броненосными крейсерами России «Адмирал Макаров» и «Громобой». Несмотря на превосходство в огневой мощи, русские в атаку не пошли. Пару лёгких кораблей по ошибке приняли за современные броненосные крейсеры Roon и Prinz Heinrich. Поэтому российское соединение поспешило отступить.
20 августа, после возвращения в Данциг, произошли перестановки в командовании Дивизией береговой обороны. Вместо контр-адмирала Роберта Мишке её возглавил контр-адмирал Элер Беринг. Новый командующий разработал план операции-вылазки в сторону Готланда в целях поиска сил российского Балтийского флота. По плану SMS Magdeburg должен был уничтожить сигнальную станцию на острове Оденсхольм (ныне Осмуссаар), что позволило бы всему соединению пройти незамеченным.
В соответствии с этим крейсер в ночь на 26 августа 1914 года прибыл к Оденсхольму. Но в условиях темноты и тумана в 01:13 ночи он сел на мель. Двойное дно оказалось пробито. После первых попыток сняться с мели экипаж стал облегчать корабль, выбрасывая за борт грузы. Впрочем, не помогло и это. Когда в 08:30 к Оденсхольму прибыл миноносец V-26, крейсер всё ещё не мог освободиться. SMS Magdeburg попытались вытащить при помощи троса, но потерпели неудачу. Немцам пришлось начать эвакуацию экипажа.
В процессе эвакуации SMS Magdeburg открыл огонь по расположенному неподалёку маяку и уничтожил его. Но основная цель — сигнальная станция — оставалась вне досягаемости. Попытка высадить туда десант на шлюпке не удалась. Ружейным огнём сотрудники станции отбили атаку. Командующий Балтийским флотом Николай фон Эссен, уже получив сигнал о помощи с острова, отправил к Оденсхольму броненосный крейсер «Паллада» и бронепалубный крейсер «Богатырь». Они прибыли на место около 9 часов утра и открыли огонь по сидевшему на мели немецкому кораблю.
SMS Magdeburg на мели у острова Оденсхольм, 26 августа 1914 года
К тому моменту немцы успели эвакуировать почти весь экипаж, но ничего не сделали для уничтожения самого крейсера. Пока миноносец V-26 рубил трос, отшвартовывался и отвлекал внимание на себя, германские моряки во главе с командиром SMS Magdeburg, корветтен-капитаном Рихардом Хабенихтом, начали установку взрывчатки в двух местах корпуса.
Между тем, русские крейсеры обстреляли V-26. Он получил три попадания и скрылся в тумане. Ни один из 106 выпущенных им снарядов никуда не попал. Поэтому «Паллада» и «Богатырь» смогли без задержек обратить внимание на главную цель. SMS Magdeburg едва сделал несколько выстрелов, как сдетонировала взрывчатка. Но крейсер не затонул, а вот стрелять уже не мог. Это позволило русским подойти ближе и взять всех оставшихся в живых немцев во главе с Хабенихтом в плен.
По итогам боя на «Палладе» и «Богатыре» потерь не было, тогда как немцы потеряли 17 человек убитыми (из которых 15 пришлись на Magdeburg) и 17 ранеными. 75 человек пропали без вести. В плен попало 57 немецких моряков, включая трёх членов экипажа V-26. Миноносец так быстро отошёл от крейсера, что даже не забрал их оттуда. Останки SMS Magdeburg частично разобрали, а остов затем затонул.
Однако самой важной находкой для России стали немецкие шифровальные книги. По уставу их должны были сжечь в топках. Но в суматохе эвакуации немцы сперва не успели этого сделать, а потом не смогли из-за поступления воды в котельные отделения. Поэтому две книги выбросили в воду с мостика, после чего их обнаружили русские водолазы и подняли неповреждёнными. Третью книгу нашли в радиорубке вместе с черновиком зашифровки донесения в Данциг о случившемся.
Команда лёгкого крейсера SMS Magdeburg. Его командир, корветтен-капитан Рихард Хабенихт — второй справа в первом ряду
С учётом знаний о географических данных и названиях кораблей, подобрать ключ к шифру не составило большого труда. Одна из книг была передана британскому Адмиралтейству. В дальнейшем она сыграла большую роль в планировании засадных операций Великобритании, в том числе и в Ютландском сражении.
Остальные же книги остались в России. Хабенихта, знавшего об их захвате, содержали в Хабаровске под особым надзором. С целью сохранения тайны разведка даже провела операцию по дезинформации противника. Русский офицер Иван Ренгартен, хорошо владевший немецким и внешне походивший на командира крейсера, выдал себя за Хабенихта подосланному немцами шпиону. Фальшивый Хабенихт рассказал агенту, что успел сжечь книги с шифрами в котле №14. Когда немецкая подлодка пробралась к останкам SMS Magdeburg, то действительно обнаружила в указанном месте остатки свинцовых переплётов — это были подложенные русскими водолазами фальшивки.
Что касается захваченного экипажа Magdeburg (и частично с V-26), то они до марта 1918 года находились в плену в России, после чего вернулись на родину. Хабенихт вследствие послевоенного сокращения флота был вынужден выйти в отставку, а потом неоднократно судиться из-за обвинений в халатности и измене. Фактически его действия, как выяснилось позже, отчасти повлекли для Германии серьёзные неудачи на море. Тем не менее судебные процессы он выиграл, а в годы Второй мировой войны Хабенихта снова призвали на службу. С 1940 по 1943 год он был начальником морской инспекции по вооружениям в Праге.
В итоге Германия до самого окончания Первой мировой войны даже не подозревала, что её военно-морской шифр свободно читается Россией и Великобританией. В противном случае вряд ли бы в честь погибшего в первый год войны корабля назвали заложенный в 1916 году лёгкий крейсер типа Cöln. Хотя этот новый Magdeburg так и не был достроен из-за окончания войны и послевоенных проблем.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»
0 комментариев