Другой Макаревич
70 лет назад родился Алексей Макаревич
* Осторожно! В посте присутствуют ролики с YouTube!
Советский и российский художник-декоратор, музыкант, гитарист, поэт-песенник, композитор и продюсер Алексей Лазаревич Макаревич (Меерович) родился 13 ноября 1954 года в Москве, в семье биолога Веры Григорьевны Макаревич (1922-2001) и Лазаря Натановича Мееровича (1922-после 1995), работавшего на Опытном заводе Всесоюзного научно-исследовательского экспериментально-конструкторского института электробытовых машин и приборов/ВНИЭКИЭМП, автора ряда изобретений. В семье была ещё и старшая дочь — Елена Лазаревна Дымарская (1947-2013, была замужем за журналистом Виталием Дымарским). При рождении Алексей носил фамилию отца — Меерович, однако позже предпочёл сменить её на девичью фамилию матери.
После окончания школы Макаревич поступил в Московский архитектурный институт/МАрхИ, который окончил по специальности «архитектор». Но затем биография Алексея делает крутой поворот в сторону творчества — ведь, ещё будучи студентом, он серьёзно увлёкся музыкой.
Макаревич-архитектор
... и музыкант
И в начале 1970-х гг. Макаревич организует свой музыкальный коллектив — группу Опасная Зона, где играет на лидер-гитаре. В 1975 году солистом группы стал Алексей Романов, также в группу вошли: Олег Друкаров (электроорган), Сергей Андреев (бас-гитара) и Игорь Котлов (барабаны). В 1976 году группу решили переименовать в Кузнецкий Мост — в честь известной московской улицы. В репертуар КМ входили будущие знаменитые хиты будущей знаменитой группы Воскресение: «Кто виноват?» и «Снежная баба», а также композиции, напоминающие «хард-рок».
«Кузнецкий Мост» Алексей Макаревич, Игорь Котлов, Сергей Андреев.
А весной 1979 года барабанщик группы Машина Времени Сергей «Кава», «Японец» Кавагое (подробнее — здесь: Японец русского рока) покинул группу, и решил вместе с бывшим напарником по МВ, басистом Евгением Маргулисом, создать собственный коллектив. Они приглашают в него своего старого знакомого, одного из лидеров КМ — Романова. Тот согласился и даже стал затем автором большинства песен новой группы.
«Расход «машинистов» 1979-го года до сих пор непонятен. Я не присутствовал рядом с ними в тот момент, поскольку заканчивал институт, где проучился 10 лет, и затем сразу отправился в военные лагеря. Когда вернулся, в мае, ко мне неожиданно явились Кава с Женей и сказали: «Нет ли у тебя песен каких-нибудь? Давай, группу сделаем. Мы ушли из Машины». Ну, давайте, раз так, почему нет? Только у нас же, говорю, ни базы, ни инструментов. Правда, у меня дома есть пианино и 12-струнная гитара. Приходите, придумаем какие-нибудь аранжировки. А у Кавы, видимо, уже созрела стратегия: сделать то же самое, что когда-то сделала Машина — записать более-менее качественно десяток вещей и на бобинах разбросать по всей стране, по студиям звукозаписи. Японцем, как мне кажется, всегда двигало честолюбие» (А. Романов, из комментариев к книге Михаила Марголиса «Затяжной поворот. История группы "Машина Времени"», 2009).
Алексей Макаревич и Алексей Романов, 1977 г.
А на оставшуюся вакансию — соло-гитариста — позвали как раз Макаревича. Так родился новый рок-коллектив — группа Воскресение.
Алексей Макаревич в начале 1970-х
Участники свежеиспечённой группы без соответствующей аппаратуры, без репертуара, но с энтузиазмом и полные амбиций, собирались в квартире у Макаревича для репетиций. Так, «на коленках», за месяц они сделали 10 песен. Записывать их решено было в учебной студии Государственного института театрального искусства/ГИТИСа, где оператором работал тогда бас-гитарист МВ Александр Кутиков. Поучаствовали в этой записи также клавишник Машины Пётр Подгородецкий и гитарист и вокалист ВИА Цветы п/у Стаса Намина Андрей Сапунов. На записи Кавагое сел за клавиши и «прописал» партию синтезатора. А с подачи Сапунова в репертуар группы вошли несколько песен его знакомого — Константина Никольского. Ещё несколько песен для дебютного альбома вышли «из-под пера» Макаревича.
Музыканты Воскресения оказались в нужном месте и в нужное время. В период московской XXII Летней Олимпиады 1980 года, когда цензура смягчила свои рамки и ослабила хватку, они творили музыку, которая пришлась по душе слушателям. А суперхитом группы становится песня «Кто виноват?», написанная Романовым ещё в 1974-75 гг.
«Группа Воскресение стала популярной раньше Машины Времени. Её пик известности был на рубеже 1980-х годов.
Группы 2-х братьев были из одного жанра, но у коллективов были свои особенности: Воскресение больше тяготело к року и блюзу, а Машина — к бардовским песням. В советских дворах играли и то, и то» (из интервью Рустема Валиахметова, друга Андрея и Алексея Макаревичей, директора Музея соцбыта (Казань) газете «Комсомольская правда», 2014).
Но, несмотря на то, что группа была тогда на пике популярности, она распалась, просуществовав всего 1,5 года. Как говорил затем Макаревич, он не получил от участия в проекте достаточной самореализации и не видел для себя в нём перспектив.
В это же время, в 1984 году, Алексей женился. Его женой стала Валерия Вернальдовна Капраловой (урож. Гичунц), которая родилась 9 апреля 1954 года в Китае. В детстве она жила в Индии, Норвегии и Германии, так как её отец Вернальд Аганесович Гичунц работал в «Совфрахте», обладающем правом на фрахтование иностранных судов в портах СССР и за границей. Училась в Московском государственном институте международных отношений/МГИМО, работала сначала в Минвнешторге, потом в издательстве «Русский язык» Госкомиздата СССР, затем в итальянской фирме и бренд-менеджером в московском объединении «Оптика» сети салонов «Очкарик». На момент женитьбы у неё уже была дочь от 1-го брака Анастасия (17.04.1977 г.р., получая паспорт, она взяла фамилию и отчество отчима). Настя получила 2 высших образования: одно в музыкальной сфере (Государственная классическая академия им. Маймонида, специальность — преподаватель эстрадно-джазового вокала), второе — Московский университет экономики, статистики и информатики/МЭСИ, факультет гостиничного дела и международного туризма. В браке с Алексеем Валерия родила дочь Варвару (27.03.1987 г.р., окончила факультет иностранных языков, работала менеджером в pr-агентстве, телеведущей канала ВКТ, вокалистка группы Бабушка Сахар). Конфликтов у сестёр никогда не возникало. Родители сумели создать дома такую атмосферу, что они росли самодостаточными личностями. Настя с детства любила петь и выступать перед публикой: сначала был школьный хор, затем — занятия вокалом в Музыкально-хореографической школе №1113.
Алексей Макаревич с женой и дочерями
После ухода из Воскресения, в конце 1980-х гг. Макаревич стал продюсером группы Домино, созданной в начале 1988 года Леонидом Низовым (вокал, автор музыки) и Владиславом Новосельским (барабаны). Позже к группе присоединились Сергей Новосельский (гитара), Андрей Зайцев (гитара) и Вадим Вертов (клавишные). На сцене они дебютировали сразу на большой площадке — в программе «Хит-парад газеты "Московский комсомолец"» в ГКЗ «Россия».
Тогда же был анонсирован и дебютный альбом — «Поиски Души» (1990), но в широкой продаже он так и не появился. Некоторым недостатком раскрутки группы было то, что при довольно крепком материале, потенциальных хитов у группы было от силы 2-3 (например, «Печальный принц» или «Рыцарь порока»), причём именно они почему-то попадали в ротацию реже всего. В связи с этим, визуально Домино узнавали, но песни их запоминающимися не стали. И они как-то незаметно с музыкальных площадок исчезли… Макаревич в дальнейшем, почему-то, предпочитал не афишировать своё участие в судьбе группы.
Параллельно Алексей работал художником-постановщиком музыкальных фестивалей и концертных программ звёзд советской эстрады.
А в 1991 году карьера Макаревича снова сделала резкий виток благодаря стечению обстоятельств: на концерте в недавно организованном Детском театре эстрады на Бауманской (худ. рук. — композитор В. Овсянников) выступала его приёмная дочь Настя с подругами. Опытный глаз музыканта рассмотрел тогда в 14-15-летних девушках потенциал — талант, самобытность и умение держать себя на сцене. И Алексей предложил им объединиться в музыкальную группу, продюсером которой он готов был стать.
Так появился новый «девичий» коллектив: Настя Макаревич, Лена Перова (сводная сестра журналиста и телеведущего Сергея Супонева) и Изольда Ишханишвили. Изначально группу назвали Каникулы. Их дебют состоялся 12 октября 1991 года на сцене программы «Звуковая дорожка МК», а через 2 месяца девушки, уже под названием Лицей, дебютировали в телепередаче «Утренняя звезда» с песней «One of Us» из репертуара шведской группы ABBA.
Участницы Лицея были непохожими друг на друга как внешне, так и в плане вокальных данных. Но этот союз зазвучал, быстро набирая популярность, в отличие от предыдущего проекта Алексея.
Часто на своих первых концертах и в различных телепередачах девушки исполняли композицию «Cotton Fields» американской рок-группы Creedence. А в 1992 году группа начала исполняла песню «Лето» из репертуара Воскресения с оригинальным текстом, но позже Романов и Макаревич переписали её слова специально для Лицея, и песня стала называться «Стать самим собой».
«Воскресение» и «Лицей». Михаил Шевяков, Алексей Макаревич, Алексей Романов, Изольда Ишханишвили, Настя Макаревич, Лена Перова, Евгений Маргулис, Андрей Сапунов
В 1993 году вышел дебютный альбома группы — «Домашний арест». В него вошли 3 кавер-версии песен Воскресения, 2 песни Валентина Овсянникова, а остальные были написаны Алексеем в соавторстве с поэтом Кареном Кавалеряном, включая хит «След на воде». А музыку к заглавной песне «Домашний арест» Макаревич написал совместно с дочерью.
В 1994 году был записан 2-ой альбом — «Подруга ночь», саунд-продюсером обоих альбома был Кутиков. В период записи этих альбомов девушки ещё только заканчивали школу, поэтому не могли активно гастролировать в их поддержку. Выступления проходили в основном по клубам.
Тем не менее, в 1992-95 гг. Лицей выступил в сборных концертах на одной сцене вместе с такими группами, как Воскресение, МВ и даже американскими блюзменами ZZ Top. Исполняли песню «Хали-гали» с певцом Муслимом Магомаевым (подробнее — здесь: «Золотой голос Азербайджана»).Фото солисток появились во всех музыкальных и молодёжных периодических изданиях.
Группа «Лицей» на обложке журнала «Пионер», №5-6 за 1995 г..
А Алексей в 1994 году на время возвращается в Воскресение для участия в нескольких юбилейных концертах группы.
«Кто позвонил Маргулису, я не знаю, а он, как водится, не помнит. Но то, что именно он позвал с собой Алёшу Макаревича, не отрицает никто. В самом его согласии была уже изрядная доля авантюры: к тому времени он уже плотно вошёл в рабочий режим Машины Времени, и как было совмещать гастрольные поездки, никто не задумывался, но я, пожалуй, знаю подноготную вопроса: Женя всегда любил именно бас-гитару, а в Машине это место было прочно занято Сашей Кутиковым. Впрочем, и особое отношение Гули к Лёшиным песням тоже сработало.
Но и тут, чтобы среди 3 музыкантов с опытом игры на бас-гитаре стать именно басистом, нужно было закрыть лакуну с соло-гитарой после ухода Того-Кого-Нельзя-Называть…
И — фанфары!!! — опытный дизайнер и успешный продюсер Алексей Лазаревич Макаревич вновь, по прошествии 14 лет, стал музыкантом, причём соло-гитаристом…
Думаю, что все были взрослыми мальчиками и понимали, какая бомба была заложена в этом раскладе, но самым главным было отыграть 3 концерта в России, а там уж — как Бог подскажет. А Гуля и Алёша, заняли свои места в коллективе, как будто и не уходили на полтора десятилетия, и концерты в «России» прошли тогда “на ура”.
На этих концертах был записан концертный альбом «Мы вас любим!», и решилось самое главное: группа обрела уверенность в своём будущем, по крайней мере, в ближайшем.
И к ним посыпались заявки на проведение концертов по огромной стране!» (Сергей Миров, из книги «"Воскресение". Книга о Музыке, Дружбе, Времени и Судьбе», 2017).
Воскресение «Воскресения» Сапунов, Романов, Шевяков, Маргулис, Кавагое, Ал. Макаревич. 1994 год
Лицей же в 1995 году получает национальную музыкальную премию в области зрелищ и популярной музыки «Овация» в номинации «Открытие года». Участницы трио работали с полной отдачей, выпуская альбомы каждый год.
А Макаревич стал в группе не только продюсером, но и звукорежиссёром, администратором, стилистом и художником по костюмам (их для выступлений шили в ателье по его заказу). Правда, сначала в стилистике коллектива преобладали белый (рубашки, кеды) и синий (джинсы) цвета. Именно так Алексей видел воплощение музыкального языка группы. Белые оттенки должны были придавать выступлению девочек «доверительность и праздничность», а наличие джинсов говорило о демократичности, что должно было быть понятно любому человеку.
Был Макаревич и автором многих песен коллектива (он считал недопустимым эксплуатировать слишком детскую тематику песен, несмотря на юный возраст участниц), в том числе, автором слов и музыки главного хита Лицея «Осень», вошедшего в альбом «Открытый занавес» (1996).
А в 1996 году проходят первые живые сольные концерты группы — 26 октября в московском Дворце Молодёжи и 20 декабря в Петербургском БКЗ «Октябрьский». В том же году «Открытый занавес» вошёл в 10 наиболее продаваемых CD фирмы «Союз». А композиция Макаревича «Осень» получила премию «Стопроцентный хит» журнала «Алла» (май 1996), премию «Золотой граммофон» радиостанции «Русское радио» и более полугода продержалась в хит-парадах.
«Вторая половина 1990-х гг., я сижу в мастерской фотографа Мишки Королёва и договариваюсь с ним о портфолио для моего сына.
Деловой разговор окончен, сидим, треплемся дальше, перемываем косточки общим друзьям, и вдруг в мастерской открывается дверь и заходит роскошная пара, в которой я не сразу узнаю Алёшу Макаревича и его дочь Настю.
В телевизоре она продолжает выглядеть совсем девчонкой, а тут — фантастической красоты юная дама «в мехах и брульянтах»!
Разговор продолжается уже вчетвером, и вдруг Алёша безо всякой подготовки спрашивает меня:
— Серёга, пойдёшь директором к моим девочкам? Работы много, денег тоже хватит!
Да, да! Долгое сидение Алексея Лазаревича «на дизайнерской печи» резко оборвалось, когда группа Лицей неожиданно взлетела на верхушку телевизионных и радийных хит-парадов! Тогда Алёшка среди старых соратников перестал чувствовать себя неудачником, более того, он оказался верхом на лихом коне, который иногда скакал даже резвее, чем его друзья-соперники, он торжествовал, и это было видно по его осанке, слышно по интонации!..
Тогда, у Королёва, я не принял Алёшиного предложения. Во-первых, работа у меня уже была, а во-вторых, я не чувствовал себя таким уж хорошим директором для набирающего силы girl-band.
Ну и, слава Богу. Девочки и без меня справлялись “на пятёрку”» (С. Миров, «"Воскресение". Книга о Музыке, Дружбе, Времени и Судьбе»).
Но в 1997 году в группе случился разлад, причиной которого стало участие Перовой (вопреки условиям контракта) в качестве ведущей в детской музыкальной программе «Щас спою!» на канале ТВ-Центр. После нескольких её эфиров Алексей Лену уволил, из-за чего в проекте к 850-летию Москвы «10 песен о Москве» песню «Москвичи» («Серёжка с Малой Бронной…») со Львом Лещенко поют только Настя и Изольда.
В Лицей же после увольнения Лены взяли Анну Плетнёву. Она за 2 недели выучила весь музыкальный материал группы и даже научилась играть на гитаре. После этого Лицей перепел в обновлённом составе целых 30 песен из своего репертуара. В новом составе прошли также «живой бой» в программе Ленинградского ТВ «Музыкальный ринг» против МВ и «живой» концерт в программе РТР «Живая коллекция», выпущенный в 1998 году на CD.
В 2000 году группа записывает свой 6-ой альбом «Ты стала другой», в котором Настя и Анна выступили ещё и как авторы 4 песен. Стиль группы становится другим — более модным и современным.
А в следующем году коллектив покидает Изольда, сославшись на усталость и желание заняться личной жизнью. На её место ненадолго пришла Светлана Беляева. Группа записала новый хит — «Ты станешь взрослой», но после съёмок клипа на эту песню Беляева группу покидает, и её заменяет София Тайх.
Хотя Макаревич никого из группы не выделял, всё же Перова после ухода из Лицея дала понять, что была недовольна солированием Насти, мол, девчонки служили лишь фоном для неё. Уже спустя годы выяснилось, что и другие участницы, оказывается, были не очень-то довольны центральным положением в группе дочери руководителя проекта.
2002 год Алексей, по приглашению телеканала «Россия», проводит в качестве судьи при отборе участников в проект по поддержке молодых исполнителей «Стань звездой».
А Лицей тем временем (2002-05 гг.) записывает новые хиты: «Как ты о нём мечтала», «Она не верит больше в любовь», «Падает дождь», «Двери открой». А ещё в этот отрезок времени Плетнёва «успевает» родить дочь Варвару (22.01.2003), а Макаревич — сына Матвея (8.07.2003), а позднее ещё и Макара (6.11.2009).
Но в октябре 2005 года, Анна, решив заняться сольной карьерой, группу покинула, создав вместе с музыкантом Алексеем Романоффом поп-дуэт Винтаж.
А Лицей выпускает свой 7-ой диск — «44 минуты», с приглашённой на место Плетнёвой Еленой Иксановой. Затем, в течение последующих лет, в группе происходит ещё целый ряд замен, а также камбэков. «Неизменной» остаётся только Настя.
Всего при продюсерском сопровождении Макаревича группа выпустила 10 альбомов, содержащих несколько десятков известных хитов. Поучаствовала в мюзиклах-сказках режиссёра Андрея Морсина «Волшебник Изумрудного города» (1994) и «Снежная королева» (1996).
Лицей также стал лауреатом ряда музыкальных премий: «Серебряный микрофон» от конкурса «Хит-парад Останкино» (1994), «Музыкальный экзамен» (номинация «Лучшая группа», Санкт-Петербург, 1994) и теле-фестиваля «Песня года» (на протяжении 12 лет: 1993-2005).
Но в ночь на 29 августа 2014 года, за 3 месяца до своего 60-летия, Алексей Лазаревич Макаревич скоропостижно скончался в своей московской квартире. По данным официальных источников, причиной смерти стала острая сердечная недостаточность. Похороны музыканта состоялись 2 сентября на Даниловском кладбище Москвы (Донской р-н ЮАО).
А группа Лицей де-юре всё ещё существует и иногда выступает. Поют девушки всё те же свои хиты из 1990-х гг. (хотя, есть и новые песни, но они не слишком известны). От старого состава осталась только Анастасия, остальные 2 участницы периодически меняются. На 2024 год трио состоит из Макаревич, Дарьи Нетунаевой и Анны Щёголевой. Продюсер группы — Настя.
Бывшая жена Макаревича (супруги развелись после 20 лет брака) уже более 15 лет живёт в Кейптауне (ЮАР), на родине своего нынешнего мужа — ресторатора по имени Рэй. Она автор популярной книги рецептов «Любовь и морковь по-африкански» (Серия «Записная книжка путешественника», 2010).
Алексей Романов и Настя Макаревич на концерте памяти Алексея Макаревича
Дискография Ал. Макаревича:
с группой Воскресение (гитарист): «Воскресение-1» (1979), «Мы вас любим!» (live-концерт в ГЦКЗ «Россия», 1995);
альбомы группы Лицей (автор слов, музыки): «Домашний арест» (1992), «Подруга ночь» (1994), «Открытый занавес» (1996), «Паровозик-облачко» (1997), «Для тебя» (live-концерт в «России», 1997), «Живая коллекция» (live-концерт в программе «Живая коллекция», 1998), «Небо» (1999), «Ты стала другой» (2000), «44 минуты» (2005), «Grand collection» (2008), «Мчится время» (2019).
Участие в качестве художника-постановщика: фестиваль «Дирижабль в Лужниках» (май 1989), «Бал Александра Малинина» (1990-93, также, совместно с А. Малининым, — режиссёр-постановщик), фестиваль «Звуковая Дорожка МК» (24.06.1990), «Площадка “Обоза”» (1992), Владимир Пресняков, «Замок из дождя» (1994), «Лицей: Для Тебя» (концерт в ГЦКЗ «Россия», 23.03.1997, также, совместно с Л. Лазаревой, — режиссёр-постановщик и художник по костюмам).
** Андрей Вадимович Макаревич включён Минюстом в список лиц, выполняющих функции иностранного агента на территории РФ (так, на всякий случай).
Источники:
Сергей Миров, «"Воскресение". Книга о Музыке, Дружбе, Времени и Судьбе» (Серия «Легенды русского рока», М.: АСТ, 2017);
https://24smi.org/celebrity/160821-aleksei-makarevich.html
https://vk.com/wall-199123005_318
https://dzen.ru/a/XeZJU_4okQCwtJdc
https://dzen.ru/a/Y2zcK9eOw3Ws8Icn
https://www.kp.ru/daily/26276.7/3153338/
https://ru.ruwiki.ru/wiki/Макаревич,_Алексей_Лазаревич
11 комментариев
Месяц назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаМесяц назад
-----------------
есть на Флибусте
скачал
почитаю
читал книжки Макара про МВ и Подгородецкого "Машина с евреями"
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаМесяц назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена