Один в двух лицах
Своё 85-летие отмечает Юрий Никитин
Советский и российский писатель в жанрах научной фантастики, исторического романа и «славянского фэнтези» Юрий Александрович Никитин родился 30 ноября 1939 года в Харькове (УССР).
Раннее детство Юрий провёл в харьковском рабочем пригороде «Журавлёвка». Отца он не помнил — в 1941 году он добровольцем ушёл на фронт и погиб в 1945 году, немного не дойдя до Берлина. Сына воспитывала мать с помощью бабушки и дедушки, совмещая этот процесс с трудом на ткацкой фабрике в 2 смены.
Из-за тяжелого детства здоровье парня было подорвано. Он часто болел ангиной, и в итоге, как это часто случается при хронических тонзиллитах, инфекция перекинулась на сердце. Врачи сказали, что без операции он протянет полгода, а оперировать Юрия было нельзя из-за низкой свертываемости крови. И тогда Юрий занялся здоровьем самостоятельно, увлекся спортом, йогой и благодаря этому выжил.
По окончании школы Никитин пошёл работать на Харьковский электротехнический завод (ныне — публичное акционерное общество «Укрэлектромаш»/ХЭЛЗ), где изучал столярное дело. А затем поехал на Крайний Север, где работал чокеровщиком (работником, занятым на лесокультурных работах, подцепляющим к трактору срубленные деревья-хлысты) и плотогоном на лесоразработках.
Работал так же и в геологоразведке: Сихотэ-Алинь, Уссурийский край, Дальний Восток, Приморье. В 1964 году Юрий вернулся на Украину, где устроился на завод литейщиком, а чуть позже стал работать художником (!). Тогда же продолжил серьёзно заниматься спортом, получив даже звание мастера спорта по гребле на каноэ, а также несколько разрядов по лёгкой атлетике, боксу и самбо.
А затем переключился на литературное творчество. Публиковаться Юрий начал в 1965 году, «выдавая» преимущественно фантастические рассказы и юморески в редакции «молодогвардейской» группы фантастов (группировка писателей вокруг редакции фантастической литературы издательства «Молодая гвардия») под руководством Владимира Щербакова, трансформировавшуюся позже в школу Ивана Ефремова.
Первым одобренным советскими цензорами литературным «детищем» Никитина стал сборник произведений «Человек, изменивший мир» (1973). В то время к печати допускались только произведения, укрепляющие авторитет Коммунистической партии. Вполне возможно, что Юрий тогда нарочно «отправил» главных героев «Человека...» на другую планету, чтобы усыпить бдительность партийцев...
С педагогами и однокурсниками, 1970-е г
А за «производственный роман» о работе литейщиков «Огнепоклонники» (1976, впервые опубликован в республиканском журнале «Прапор» (Харьков) на украинском) Юрий получил свои первые литературные премии и был принят в Союз писателей СССР.
Но в 1979 году, после издания книги «Шпага Александра Засядько» («Золотая шпага»): «Армия не знала лучшего офицера, дуэлянты страшились лучшей шпаги Российской Империи, женщины сходили с ума по красавцу атлету, который ломал по 2 подковы разом и был вхож к императорам. Александр Засядько — кавалер высших боевых орденов, герой сражений, создатель ракетного оружия и теории ракетной тяги. Его ракетные войска одним залпом взяли Варну, и на этом победно кончилась русско-турецкая война...», писатель был подвергнут гонениям (часть тиража была изъята по цензурным соображениям) и около 7 лет был «отлучён» от литературной жизни.
Но Юрий не сдался и в 1980-х гг. окончил Высшие литературные курсы (ВЛК) в Литинституте им. А.М. Горького, после чего остался в Москве, где некоторое время работал главным редактором издательства «Отечество». А в начале 1990-х гг., совместно с Лилией Шишикиной, учредил издательство под названием «Змей Горыныч» (известное также как «Равлик»). Его деятельность включала в себя публикацию произведений зарубежной фантастики, однако со временем (ориентировочно в 1993 году) оно практически полностью перешло исключительному к изданию произведений самого Никитина. Однако, в настоящее время издательство свою деятельность прекратило, и книги автора выпускаются ныне под эгидой издательств «Центрполиграф» и «Эксмо». А оформлением обложек к книгам занимаются художники-иллюстраторы Лео Хао и Михаил Петров.
Всего Никитин выпустил более 60 книг, а их общий тираж сравним с публикациями популярных писателей, таких как Василий Головачёв и Сергей Лукьяненко.
Юрий Никитин и Василий Головачёв, 18.10.2003, КЛФ в ЦДЛ
Наиболее же известен Никитин как автор, пишущий в жанре «славянское фэнтези». Многие критики даже называют его наряду с Марией Семёновой (подробнее — здесь: Не только «славянское фэнтези» разносторонней женщины) основоположником этого направления. Наиболее популярные произведения автора в этом жанре — цикл «Трое из Леса» (1993-2023): «Трое из Леса в песках», «Трое и боги», «Трое в долине», «Мрак» и др.
В основе сюжета лежит жизнь невров, по мнению автора, далёких предков восточных славян, а также их соседей: скифов, киммерийцев и др. В центре повествования жизнь и приключения 3-х юношей из небольшой деревеньки в дремучих лесах. Чтобы выжить, жителями были придуманы строгие правила. Одно из них гласило, что каждый должен найти своё призвание и работу, быть полезным, а неумех нужно изгонять прочь в страшный лес. Вот и герои цикла — Таргитай, наивный и глупый дудочник, и Олег, рожденный в горящем доме (и по совместительству неудавшийся маг) — были прогнаны из родных краёв. Вместе с ними ушёл и Мрак — нелюдимый и неразговорчивый. И эта троица, ранее считавшая, что лес тянется до самого края мира, вдруг узнаёт, что они очень ошибались. Жестокие племена, страшные обряды, магия… И трое, чьи сердца пылают справедливостью, берутся изменить весь мир, свергнуть жестоких тиранов, а то сразиться и с Богами.
«— Меня темы славянского фэнтези заинтересовали 40-50 лет тому назад. Да и связано это было больше с тем, что это было под запретом КПСС, а мы все бунтарили. С той поры я далеко ушёл от местечковости. Мир, оказывается, широк, кто бы думал! И намного интереснее, чем ожидалось в те далекие годы. Сожалею,
— Связь, конечно, есть, но слабенькая. У нас вообще фольклор слабенький. В детстве я но история славянского фэнтези меня абсолютно не интересует и сказать что-то о нём не могу.
— А кто герои русских фэнтезийных книг? Насколько прочно такие книги связаны со сказками и легендами?
читал и перечитывал мифы Эллады, Шах-наме, сказания о нартах, Калевалу, «Витязя в тигровой шкуре», эпос о Манасе, Рамаяну, «Песнь о Роланде», Сид, Олонхо, Джангар и горевал, что у нас ничего подобного нет, а только дохлые сказочки, где в героях либо Иван-дурак, либо Емеля, который не просто дурак, а ещё и ленивый дурак. Так что наши фэнтезисты чаще берут либо сюжеты из западного эпоса, либо придумывает что-то своё, доморощенное, хоть сопливенькое, но своё.
Я с 1960-х гг. накопил примерно 5000 книг англоязычной фантастики на языке оригинала, читал запоем, потому видел совсем не радостную картину в нашей фантастике. И по юношескому задору пытался поправить ситуацию «Троими из Леса», но при советской власти это не прошло, пришлось дожидаться перестройки» (из интервью Ю. Никитина Ирине Браславской, МК, 2017).
Также в 1999 году Никитин написал роман «Фарамунд», посвящённый жизни и приключениям полулегендарного прародителя франкских королей из династии Меровингов в эпоху великого переселения народов.
Вторым циклом на тематику Руси стала «Гиперборея», написанная в жанре альтернативной истории, к которой сам писатель в итоге отнёс и опальную «Золотую шпагу».
Его творчество влияло и на мировоззрение поклонников: в частности, сам Юрий говорит, что после публикации цикла «Русские идут!» повысилось количество людей, принявших ислам, а после «Скифов» фанаты называли себя скифами во время переписи населения.
А затем Никитин взялся и за научную фантастику, «странные романы» и острополитические триллеры.
Так в цикле «Странные романы» автор создал «трансгуманистический» подцикл, состоящий из книг «Трансчеловек», «Я живу в этом теле», «Проходящий сквозь стены», «Я — сингуляр», «Сингомэйкеры» и «2024-й». В нём Никитин поднимает вопросы изменения человеческого общества под влиянием новых технологий, изменения общественной морали и нравственности , место человека в будущем, возможность и перспективы его бессмертия, а так же проблемы «информационных войн».
Литературовед С.П. Оробий считает, что романы этой серии представляют собой уникальный пример литературного творчества, где границы жанровой фантастики становятся размытыми, а стандартные литературные схемы нарушаются. Они успешно интегрируют художественные элементы «романа идей» в современную массовую культуру. Каждый из романов раскрывает важные политические, социальные или моральные проблемы, предлагая читателю глубокий анализ современных вызовов и тенденций.
«— Фэнтези, научная фантастика, политические книги и повествования об историческом прошлом — для вас равновеликие вещи?
— Фэнтези всё-таки развлекуха, а вот политические книги («Ярость», «Скифы» и другие) я писал всерьёз. А теперь пишу всерьёз научную фантастику. О том мире, что наступит всего через 20-30 лет. На эту тему писать дико трудно, если без дураков, а не расписывать всякие там апокалипсисы и дикие племена на бэтээрах» (из интервью И. Браславской).
Писатель, не смотря на возраст, не отстаёт от новых технологий, высоко оценивая компьютерные игры, рассматривая их не только как развлечение, но и утверждая об их положительном влиянии на когнитивные функции пользователей.
Автор высоко почитается некоторыми московскими неоязычниками как учитель в писательском ремесле. В 2001 году он даже присутствовал на их ежегодном празднике «Колесо Года».
Любит Юрий и пошутить, и создать вокруг себя ореол таинственности и мистики.
Так 29 марта 2014 года на фестивале фантастики «РОСКОН» во время вручения премии «Фантаст года» писателю Гаю Юлию Орловскому за цикл из почти 50 (на то время) романов о похождениях сэра Ричарда Длинные Руки, на сцену вышел человек в рыцарском шлеме. Получив премию, он шлем снял и явил под ним Юрия Никитина.
Хотя похожесть стилистики, оборотов речи и идей, продвигаемых в романах, а также наличие Гая Юлия в качестве псевдонима героя одного из рассказов Никитина — всё давно наводило на мысль о тождестве Никитина и Орловского, но интрига довольно долго сохранялась. Получилось так, что под псевдонимом писатель издал книг, в разы больше, чем под своим реальным именем.
Писатель стоит особняком в литературном процессе, он сам себе — литпроцесс, законодатель жанра и языка. Он создал, по меньшей мере, 60 книг (кое-где в Интернете пишут, что 130, но и первая цифра впечатляет). Если говорить о тиражах его книг, то это около 1 млн. экземпляров в год, что за годы творческой активности Никитина складывается в астрономическое число.
Поклонники творчества писателя в своем кругу называют его исключительно ЮАН — по буквам имени, отчества и фамилии. В России таковыми, немного сумасшедшими, фанатами могут похвастаться разве что поп-, рок- или рэп-звезды. А Никитина сопровождает армия фэнов ещё со времен КФЛ — клубов любителей фантастики, действовавших во всех городах бывшего Союза. Во вселенных Никитина живут, к ним сочиняют фанфики-продолжения и с головой погружаются в вымышленную реальность.
Произведения писателя оказали влияние и на другие жанры. Так пауэр-метал-группа Арда в свой мини-альбом «Экзорцист» (2005) включила песню «Мрак», написанную по мотивам одноимённой книги из цикла «Трое из Леса»; фолк-группа Дорога Водана в некоторые из своих альбомов 2006-08 гг. ввела целый ряд песен, восходящих к героям и сюжетам цикла «Трое из Леса» («Песня Мрака», «Песня Даны», «Вещий Олег», «Корчма», «Ты вспомни обо мне»).
По книгам Никитина создана браузерная многопользовательская ролевая онлайн-игра «Троецарствие» (2007), разработанная компанией «IT Territory», входящей в состав холдинга «Mail.Ru Group».
О своей личной жизни Никитин написал в автобиографических книгах «Мне – 65» и «Мне – 75». Писатель дважды женат 1-й брак он зарегистрировал в 1969 году с девушкой Ириной. Молодые люди познакомились на поэтическом вечере и уже через 2 месяца расписались. В этом браке у них родились сын и дочь. Но через некоторое время супруги развелись. С 2010 года Юрий Александрович состоит в браке с Лилией Шишкиной.
Юрий Никитин и его жена Лилия.
Один из последних проектов писателя — цикл «Золотой Талисман», который он пишет совместно с молодыми авторами. В нём задействованы герои различных, как традиционных, так и необычных фэнтезийных рас. В первых 4-х книгах некий Чародей отправляет героев на поиски Золотого Талисмана — таинственного артефакта, который должен через 3 дня упасть на вершину огромной Горы. В последующих книгах оказывается, что при падении Талисман разбился, и герою каждой расы достался лишь осколок.
Первые 6 книг цикла были выпущены на бумаге. Последующие же книги выпускаются только в электронном виде и распространяются через онлайн-магазины.
Премии:
Лауреат:
Премия «РосКон»’а — одной из крупнейших российских конференций, проводимой ежегодно с 2000 г. в Подмосковье. «РосКон» — традиционное место встречи издателей, писателей, журналистов, литагентов, критиков, переводчиков, художников, работающих в жанре фантастики из РФ и зарубежных стран. На конференции демократическим путем (без номинационных списков, голосование в 2 тура) — вручаются основные премии «Роскон» в 3-х номинациях: «Роман», «Повесть, рассказ», «Фантастиковедение». Победителям в номинациях вручаются призы: «Золотой РосКон» за 1-ое, «Серебряный РосКон» за 2-ое и «Бронзовый РосКон» за 3-е место. Кроме того, на конференции проходит вручение литературных премий за достижения в области фантастики: «Большой РосКон» (за многолетний вклад в отечественную фантастику), «Алиса» (за лучшую книгу для детей и юношества), «Фантаст года» (с 2003 г., за наибольший коммерческий успех), «Час Быка» (с 2010 г., за «самое социально ориентированное произведение»), «Интернет-Роскон» (с 2010 г., за лучший ресурс интернета по фантастике):
2012 — Приз «Фантаст года» (как Г.Ю. Орловский);
2014 — Приз «Фантаст года».
Номинант:
Премия «Аэлита» — одна из первых советских НФ-премий «За вклад в фантастику», учреждённая в 1981 г. журналом «УС» совместно с Советом по приключенческой и научно-фантастической литературе СП РСФСР за лучшее произведение отечественной фантастики предшествующих 2-х лет. Вручается с 1981 г. на фестивале фантастики «Аэлита» в Свердловске (Екатеринбурге). Премию можно получить 1 раз в жизни. С 1989 г. в рамках фестиваля вручается премия «Старт» («За лучший дебют») за лучшую дебютную книгу молодого автора (не старше 35 лет) по результатам голосования клубов любителей фантастики (КЛФ) — 2009, 2011, 2014;
2004 — РосКон — «Фантаст года».
Библиография Ю. Никитина:
Цикл «Трое из Леса»: «Трое из Леса» (1993), «Трое из Леса в песках» («Трое в песках») (1993), «Трое и боги» («Трое и Дана») (1994), «Святой Грааль» (1994), «Стоунхендж» («Святой Грааль-2») (1994), «Гиперборей» (1995, написан в 1992), «Откровение» (1996), «Мрак» (1996), «Трое в долине» (1997), Семеро тайных» (1998), «Фарамунд» (1999), «Башня — два» (1999), «Изгой» (2000), «Передышка в Барбусе» («Мрак-2) (2001), «Человек с топором» (2001), «Зачеловек» (2003), «Возвращение Томаса» (2006), «Истребивший магию» (2010), «Таргитай» (2021, совместно с Юрием Молчаном), «Яфет» (2021, с Ю. Молчаном), «Вещий Олег» (2021, с Дмитрием Гавриловым), «Битва за Царьград» (2022, с Д. Гавриловым), «Передышка не бывает долгой» (2023), «Меч Томаса (2023, с Марго Генер), «Таргитай-2. Освобождение» (2023, с Ю. Молчаном)
Отдельные романы и повести: «Человек, изменивший мир» (1973), «Огнепоклонники» (1976), «Золотая шпага» (1979), «Ингвар и Ольха» (1995), «Ярость» (1997), «Труба Иерихона» (2000), «Имаго» (2002), «Иммортист» (2003), «Земля наша велика и обильна…» (2004), «Ютланд, брат Придона» (2011), «На пороге» (2016), «Человек из будущего» (2017).
Под именем Г.Ю. Орловский:
Цикл «Ричард Длинные Руки» (56 книг): «Ричард Длинные Руки» (2001, переиздания 2003, 2004), «Ричард Длинные Руки — воин Господа» (2001, переиздания 2003, 2004), «Ричард Длинные Руки — паладин Господа» (2002, переиздания 2003, 2004), «Ричард Длинные Руки — сеньор» (2003, переиздание 2004), «Ричард де Амальфи» (2004), «Ричард Длинные Руки — властелин трёх замков» (2004), «Ричард Длинные Руки — виконт» (2005), «Ричард Длинные Руки — барон» (2005), «Ричард Длинные Руки — ярл» (2005), «Ричард Длинные Руки — граф» (2005), «Ричард Длинные Руки — бургграф» (2006), «Ричард Длинные Руки — ландлорд» (2006), «Ричард Длинные Руки — пфальцграф» (2007), «Ричард Длинные Руки — оверлорд» (2007), «Ричард Длинные Руки — коннетабль» (2007), «Ричард Длинные Руки — маркиз» (2008), «Ричард Длинные Руки — гроссграф» (2008), «Ричард Длинные Руки — лорд-протектор» (2008), «Ричард Длинные Руки — майордом» (2008), «Ричард Длинные Руки — маркграф» (2009), «Ричард Длинные Руки — гауграф» (2009), «Ричард Длинные Руки — фрейграф» (2009), «Ричард Длинные Руки — вильдграф» (2009), «Ричард Длинные Руки — рауграф» (2010), «Ричард Длинные руки — конунг» (2010), «Ричард Длинные руки — герцог» (2010), «Ричард Длинные руки — эрцгерцог» (2010), «Ричард Длинные руки — фюрст» (2011), «Ричард Длинные руки — курфюрст» (2011), «Ричард Длинные руки — гроссфюрст» (2011), «Ричард Длинные руки — ландесфюрст» (2011), «Ричард Длинные руки — гранд» (2011), «Ричард Длинные руки — князь» (2012), «Ричард Длинные руки — эрцфюрст» (2012), «Ричард Длинные руки — рейхсфюрст» (2012), «Ричард Длинные руки — принц» (2012), «Ричард Длинные руки — принц-консорт» (2012), «Ричард Длинные руки — вице-принц» (2012), «Ричард Длинные руки — эрцпринц» (2012), «Ричард Длинные руки — курпринц» (2013), «Ричард Длинные руки — Эрбпринц» (2013), «Ричард Длинные руки — принц короны» (2013), «Ричард Длинные руки — грандпринц» (2013), «Ричард Длинные руки — принц-регент» (2013), «Ричард Длинные руки — король» (2013), «Ричард Длинные руки — король-консорт» (2013), «Ричард Длинные руки — монарх» (2014), «Ричард Длинные руки — штатгалтер» (2014), «Ричард Длинные руки — принц императорской мантии» (2014), «Ричард Длинные руки — император» (2014), «Властелин Багровой Звезды Зла» (2017), «Ричард и Великие маги» (2018), «Ричард Длинные руки в западне» (2018), «Удар в спину» (2018), «Демон Огня и Стали» (2019), «Церковь и демоны» (2020).
Цикл «Юджин — повелитель времени» (9 книг): «Мир Трёх Лун» (2015), «Высокий глерд» (2015), «Патроны чародея» (2015), «Все женщины — химеры» (2015), «Любовные чары» (2015), «Небоскрёбы магов» (2015), «Её Высочество» (2015), «Королевство Гаргалот» (2015), «Победный “Факел Гаргалота”» (2016).
Цикл «Михаил, Меч Господа» (5 книг): «Просьба Азазеля» (2017), «Подземный город Содома» (2017), «Рейд во спасение» (2017), «Ангел с чёрным мечом» (2018), «ЧВК Всевышнего» (2019).
+ Цикл «Золотой Талисман» (11 книг) в соавторстве (Марго Генер, Диана Хант, Юрий Молчан, Павел Шмидт).
Источники:
https://www.syl.ru/article/297172/pisatel-yuriy-nikitin-biografiya-tvorchestvo-knigi-i-otzyivyi
https://24smi.org/celebrity/29016-iurii-nikitin.html
https://vk.com/wall-114217764_85
https://dzen.ru/a/XOO8jbMhegCziIzP
6 комментариев
4 недели назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 недели назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 недели назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена