Крупнейшая морская трагедия Испании. Потопление Castillo de Olite
В продолжение темы об испанском флоте следует осветить самую крупную морскую катастрофу в истории этой страны. Жертвами погибшего в годы гражданской войны вспомогательного крейсера Castillo de Olite стали почти полторы тысячи человек.
Впрочем, история этого судна гораздо более извилиста. Его построили на верфях компании Rotterdamsche Droogdok Maatschappij в Роттердаме (Нидерланды) для нужд компании Solleveld Van der Meer & TH Van Hattum.
Будущий Castillo de Olite в годы службы в качестве грузовоза, Нидерланды
Это было небольшое грузовое судно длиной 110,1 м, шириной 15,2 м и осадкой в 6,7 м. Полное водоизмещение составляло 3545 тонн. Энергетическая установка мощностью в 342 л.с. состояла из одной паровой машины тройного расширения, приводящей в движение один винт. Пар вырабатывался угольными котлами, а максимальная скорость не превышала 10 узлов.
Судно было заложено в 1920 году, 20 ноября спущено на воду, а 19 февраля 1921 года сдано заказчику. Под именем Zaandijk сухогруз ходил из Роттердама на голландские колонии Ява и Суматра с 1921 по 1929 год.
В 1930 году его продали другой нидерландской фирме, Stoomvaart Maatschappij Nederland. Новые владельцы переименовали судно в Zwartewater и использовали в основном у берегов Европы.
Однако долго у этих владельцев пароход не пробыл. Уже в 1935 году его приобрело правительство СССР для нужд Черноморского пароходства. Вскоре Zwartewater прибыл в Одессу, где получил имя «Постышев» в честь тогдашнего первого секретаря Киевского обкома компартии Украины. Сухогруз стал обслуживать внутренние линии.
В 1938 году случилось сразу несколько событий. Во-первых, в конце февраля Постышева сняли со всех постов и арестовали. Поэтому судно сменило название на нейтральное «Академик Павлов». Во-вторых, корабль стал обслуживать испанское направление.
С 1936 года в Испании шла гражданская война. СССР поддерживал республиканское правительство, снабжая его снаряжением, сырьём и военной техникой, а также посылал туда своих специалистов. «Академик Павлов», как и многие другие транспорты, возил в Испанию различные грузы. Но очередной его рейс закончился неожиданным поворотом.
31 мая 1938 года советский сухогруз с партией угля на борту уже подходил к берегам Испании, когда его перехватил вспомогательный крейсер Vicente Puchol флота националистов. Хотя СССР официально был нейтральной стороной, командир испанского корабля всё равно решил конфисковать «Академика Павлова» и его груз. В качестве трофея сухогруз привели на франкистскую базу.
Будущий Castillo de Olite под нидерландским флагом
Националисты выгрузили уголь и перевели захваченный транспорт в Кадис на верфь Echevarrieta y Larrinaga. Инженеры предложили переоборудовать трофейный грузовоз во вспомогательный крейсер, на что получили согласие. В итоге после некоторых переделок судно получило вооружение в виде одного 120-мм орудия на корме и одного 57-мм орудия Норденфельда на носу. Кроме того, его в очередной раз переименовали. Корабль получил название Castillo de Olite.
1 ноября 1938 года его официально приняли в эксплуатацию. В составе флота националистов Castillo de Olite принял участие в нескольких столкновениях, но никак себя не проявил.
4 марта 1939 года в Картахене, одной из ключевых баз республиканского флота, началось антикоммунистическое восстание. Националисты, получив об этом известие, решили высадить там десант. Предполагалось, что 20000 человек сойдут на берег и возьмут город под контроль прежде, чем республиканцы успеют подавить восстание.
Менее чем за 48 часов националисты собрали эскадру, в которую вошли четыре вспомогательных крейсера, три минных заградителя и транспорты. На Castillo de Olite находилось 2112 человек: два батальона 29-го полка, штаб 11-го полка, двенадцать 100-мм орудий и их обслуга, а также группа связистов и штат военно-полевого суда.
Эскадра вышла в море 6 марта, уже получив сообщение о том, что из Картахены в Оран ушёл почти весь флот республики. Поэтому при десанте ожидалось минимальное сопротивление. Однако к утру 7 марта республика подавила восстание в городе силами элитной 206-й бригады, так что националисты решили не рисковать и повернули обратно, практически подойдя к Картахене.
Но Castillo de Olite продолжил путь в Картахену. Несмотря на присутствие на борту отделения связистов и штаба одного из полков, до вспомогательного крейсера не дошло сообщение об отступлении. Республиканцы были удивлены, обнаружив одиноко идущий к городским докам корабль националистов. По крейсеру открыли предупредительный огонь.
Но на Castillo de Olite так и не поняли, что их предупреждают. Находясь в приподнятом настроении от известий об уходе флота Республики, ветераны-националисты решили, что это восставшие салютуют выстрелами. Крейсер продолжил приближаться к месту высадки. Тогда же франкистам на борту попытались сообщить об изменении ситуации и свои. Гидросамолёт Heinkel 60 сделал несколько кругов над кораблём, но и этот сигнал был не понят.
В этот момент командир батареи береговой обороны (три 152-мм орудия Vickers) Антонио Мартинес Пальярес не решался открыть огонь на поражение. Он заявлял, что этих подходящих к городу националистов будет легко взять в плен. На самом же деле Пальярес надеялся таким образом задобрить противника впоследствии. Он считал, что франкисты в конце концов победят в этой войне. Его игру спутало появление его непосредственного командира Кристобаля Гирао.
Castillo de Olite
Гирао имел категорический приказ не допустить высадки и потребовал открыть огонь. Палларес попытался отказаться, но Гирао навёл на него револьвер и пригрозил застрелить. В конце концов, командир батареи подчинился и произвёл по кораблю несколько выстрелов, один из которых попал точно в цель.
152-мм снаряд пробил обшивку Castillo de Olite и разорвался в трюме №3, где лежали боеприпасы для 100-мм орудий. Произошёл внутренний взрыв. Вскоре судно разломилось пополам. На борту начался хаос. Чтобы попасть на верхнюю палубу, солдаты не только шли по головам товарищей, но и стреляли в них. Многие из них даже плавать не умели, поэтому из кладовой забрали мешки с мукой и дрова, надеясь использовать их в качестве плотов. Castillo de Olite опустился на дно, но его мачты продолжали торчать из-под воды. За них тут же уцепились выжившие. По таким хорошим целям Гирао отдал приказ стрелять из винтовок, заставляя плыть к берегу.
Местные рыбаки проигнорировали приказы республиканцев и начали помогать выжившим националистам, перевозя их на лодках к островку Эскомбрерас. Там смотритель маяка устроил вместе с несколькими врачами медпункт. Четверо медиков в течение почти суток обрабатывали раны нескольких сотен человек.
Когда республиканцы всё-таки организовали спасение и подсчёт жертв, выяснилось, что из 2112 человек, находившихся на Castillo de Olite, погибло 1476. 342 человека было ранено, а 294 взято в плен. Это была самая крупная морская катастрофа в истории Испании.
Через 25 дней после этих событий гражданская война закончилась победой националистов. Пальярес был среди прочих арестован новыми властями и обвинён в уничтожении Castillo de Olite. Не помогли ни его попытки оправдаться, ни то, что корабль был фактически законной военной целью. Дополнительно ему также инкриминировали участие в мятеже и членство в коммунистической партии Испании, впрочем, не доказанное. В годовщину трагедии, 7 марта 1941 года, Пальяреса расстреляли.
Поднятые с Castillo de Olite предметы в Военно-морском музее Картахены, 2022 год
Отдавший же приказ открыть огонь Гирао смог пробраться во Францию, где и осел. Он вернулся в Испанию уже после амнистии всех республиканцев и умер в 2007 году. В 2004 году с борта Castillo de Olite было поднято несколько артефактов. Из них в Военно-морском музее Картахены выставлены остатки винтовок, патроны и пряжка от ремня.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»
3 комментария
3 недели назад
"Жертвами погибшего ... крейсера" - жертвами гибели крейсера
"Энергетическая установка .. состояла из одной паровой машины тройного расширения, .." - энергетическая установка - это совокупность машины и котлов
"Пар вырабатывался угольными котлами" - прямо таки сделанных из угля или угольного отопления?
"... ходил из Роттердама на голландские колонии ..." - не "на", а &q
Удалить комментарий?
Удалить Отмена