Генерал Василий Баданов
Лучшее ПВО, это наши танки на вражеском аэродроме
В декабре 1942 года исход Сталинградской битвы оставался неопределенным. Хотя 6-я армия генерала Паулюса оказалась в кольце, немецкие войска не собирались капитулировать. Окруженные части поддерживались по «воздушному мосту» силами группы армий «Дон» фельдмаршала Манштейна: транспортные самолеты регулярно доставляли им боеприпасы и провизию, эвакуируя раненых. Главным узлом этой воздушной коммуникации служил аэродром в станице Тацинская, расположенной в 300 километрах от Сталинграда.
Получив эти данные от разведки, командующий фронтом Николай Ватутин поручил генералу Василию Баданову, возглавлявшему 24-й танковый корпус, совершить глубокий рейд по вражеским тылам. Целью было овладеть Тацинской, захватить аэродром и ликвидировать критически важную базу.
В ночь на 19 декабря корпус Баданова в составе 5 тысяч бойцов, батареи «катюш» и 144 танков скрытно форсировал линию фронта в районе Богучарского плацдарма на Дону. Движение осуществлялось с выключенными фарами для сохранения скрытности.
Утром того же дня танкисты неожиданно атаковали в Маньково-Калитвенском ничего не подозревавшие итальянские части. Сражение превратилось в разгром: застигнутые врасплох, почти все итальянские солдаты были уничтожены. Пополнив запасы горючего за счет трофейного бензина, танки Баданова вновь исчезли в степных просторах, по пути уничтожая встречавшиеся небольшие немецкие и итальянские подразделения.
Лишь спустя пять дней, утром 24 декабря, корпус вышел к Тацинской. Атаку начал залп восьми «катюш», оказавшийся чрезвычайно эффективным: снаряды разрушили узел связи, лишив противника возможности запросить подкрепление. Оборона аэродрома была быстро подавлена. Танки, ведя огонь с ходу, прорвали укрепления и ворвались на летное поле.
Истратив почти все снаряды, экипажи пошли на таран готовившихся к взлету бомбардировщиков. В результате было уничтожено около 50 самолетов, еще порядка сотни машин наши бойцы захватили на земле. Немцам удалось эвакуировать лишь 108 самолетов.
В ярости Манштейн направил к Тацинской 6-ю и 11-ю танковые дивизии — свои наиболее боеспособные свежие резервы, которые предназначались для деблокады армии Паулюса. Переброска этих сил фактически означала отказ Манштейна от попыток прорвать сталинградское кольцо. Сталин приказал Баданову удерживать захваченную базу любой ценой.
Однако соотношение сил было неравным, а после длительного рейда у корпуса заканчивались боеприпасы и горючее. Организовать снабжение по воздуху советской авиации не удалось из-за мощного противодействия немецкой ПВО. В ночь на 28 декабря Баданов принял решение на прорыв. Для прикрытия на аэродроме остались 300 добровольцев, которые отвлекли на себя атаки немцев, пока основные силы корпуса уходили в другом направлении.
В результате из первоначальных 5 тысяч человек к своим вышло 927 бойцов. Баданов был награжден орденом Суворова II степени, но не получил звания Героя Советского Союза. Сталин не смог простить генералу, что тот счел спасение жизни солдат более важной задачей, чем неукоснительное выполнение приказа об удержании станицы до конца.
Источник:

1 комментарий
3 часа назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена