Тема сайта
Авторизация
Спецпроекты
Популярное
Тоже интересное
Кое-что важное

Как «Свобода» превратилась в маленькое Гуантанамо

bez_tebya
45524
9 лет назад · 1632 просмотров
Ко дню годовщины бесланской трагедии «Ридус» пообщался по «скайпу» с уволенными некогда из пражской редакции «Радио Свобода» журналистами. У каждого из них своя история, но недовольство одинаково.
Радиостанция «Свободная Европа/Радио «Свобода» (РСЕ/РС) была создана конгрессом США в 1953 году и расквартирована в Мюнхене, но в 1995 году редакция перебазировалась из Германии в Чехию по личному приглашению президента Вацлава Гавела. Последний видел в этом повод для гордости за страну — в столице размещается великий оплот справедливости, несущий дух демократии на 28 языках в 21 страну мира одновременно.
Однако гордость за направляемую во вне «свободу», неожиданно обернулась стыдом, за происходящее внутри самого «оплота демократии». Информация, просочившаяся недавно за пределы редакции, показывает, чем на практике оборачивается «дух свободы» для тех, кто призван нести его на волнах эфира.

Тройные стандарты свободы

В марте нынешнего года за «неправильное освещение событий на Донбассе» сокращению подвергся Андрей Бабицкий, проработавший в радиостанции с начала нулевых. «2 сентября 2014 года я снял на камеру эксгумацию четырех тел: двух гражданских и двух повстанцев, — описывал журналист события, предшествовавшие исходу с радиостанции. — По свидетельствам местных жителей, а не ополченцев, простых жителей поселка Новосветловка, этих людей казнили украинские добровольцы из батальона «Айдар». Я никак это не прокомментировал, а только записал на камеру и отправил в молдавскую редакцию «Радио Свобода». Видео опубликовали на сайте. В этот момент националисты, которые сидят в украинской редакции «Радио Свобода», впали в истерику. Вышел жуткий скандал. При этом я опубликовал лишь видео, на котором было то, что я действительно видел — без моих комментариев. Но видео вскоре убрали. 26 сентября я вернулся в Прагу. Меня пригласили и сообщили, что мое место было сокращено. «Радио Свобода» определенно и очевидно превратилась исключительно в инструмент американской пропаганды».

Впрочем, как отметил Бабицкий, в его случае, основания и обстоятельства расставания с бывшими коллегами были, хоть и неприятными, но законными. «Размещение видео — это мое понимание причины увольнения, — подчеркнул Бабицкий в беседе с «Ридусом». — Официальный повод — реорганизация подразделения, где я работал и сокращение моей позиции. На это корпорация имеет полное право. Просто для меня, очевидно, что при любой реорганизации меня бы уволили в самую последнюю очередь, поскольку мое имя встроено в профессиональный бренд «Радио Свобода». То есть вероятность того, что увольнение является следствием перестройки подразделений — нулевая. Поэтому я и утверждают, что подтекст этого решения — сугубо политический. Помимо этого, увольнение явилось итогом длительного наказания, которому я подвергся задолго до присланного видео. Речь идет об отстранении с должности главного редактора «Эха Кавказа» — одного из подразделений корпорации — за мой текст, в котором я поддержал решение Путина взять под защиту население Крыма».

Однако если Андрей Бабицкий признает законность своего увольнения, то говоря о своих коллегах гражданке Хорватии Снежане Пеливан и гражданке Армении Анне Карапетян, он соглашается, что в их случае при увольнении «не были соблюдены все законные процедуры».
Анна и Снежана долгое время работали на радиостанции. А потом их уволили. Просто уволили. Оказалось, что на «Свободе» действуют даже не двойные, а тройные стандарты. Граждане США работают на одних условиях, чехи — на других, представители «третьих стран», то есть люди с российскими, украинскими, хорватскими, сербскими, грузинскими и другими паспортами — на третьих. Их могут выгнать в любой момент, и судебные органы окажутся на стороне редакции.

Снежана Пеливан и Анна Карапетян не согласились с увольнением. У них был выбор: взять «отступные» и молчать о происходящем в пражской редакции, или… Они выбрали второе. Скандал и суд. Они прошли через чешские суды, вплоть до Верховного и Конституционного, а затем — Европейский суд по правам человека.
Ведь если Бабицкий предполагает основания для увольнения, то коллеги даже не представляют причин, оттого негодуют еще больше. «Внезапность и бредовость моего увольнения была просто невероятная», — рассказывает Анна Карапетян, проработавшая в пражской редакции 12 лет.
К этому моменту у меня было трое малолетних детей — даже это администрацию радиостанции не остановило. Из здания радиостанции меня вывели под конвоем, попрощаться со слушателями не дали. Я попыталась встретиться с и. о. президента радиостанции Джеффом Тримблом, но он меня не принял. Сейчас он высокопоставленный чиновник Совета Управляющих Вещанием (СУВ) в Вашингтоне, а это ведь совет директоров РСЕ/РС.
«Причины моего увольнения РСЕ/РС не раскрыло даже в чешских судах, как и Анна, я и по сей день этого не знаю, — вторит коллеге Снежана Пеливан, дочь первого премьер-министра независимой Боснии. — В судах радиостанция настаивала на своем американском праве увольнять иностранных сотрудников без указания причины. По немецкой поговорке — «Настаиваю на своем праве быть свиньей». Таковы последствия того, что иностранцы подписывают стандартные трудовые контракты, регулируемые американским законодательством».
В итоге каждая из европейских судебных инстанций прогнулась под американское законодательство. «Европейский суд по правам человека наши жалобы оставил без рассмотрения, вообще без всякой мотивации, — рассказывает Пеливан. — Видимо, американские законы и в его «оптику» не попадают. Соответственно, последней инстанцией для нас стал Совет ООН по правам человека». Жалобу в ООН обе журналистики подали в июне, теперь ждут ее рассмотрения.

Анна и Снежана — далеко не первые и не последние сотрудники, с которыми бесчеловечно обошлось руководство «Радио Свобода», просто они единственные, кто вынес сор из избы.
Стоит ли удивляться, что на РСЕ/РС бытуют такие шутки как «в Праге дикий Запад встретился с диким Востоком», а свое место работы инсайдеры окрестили «нашим маленьким Гуантанамо». Но публично протестовать боятся, — замечает Анна Карапетян.

Снежана Пеливан.
Снежана Пеливан раскрыла в беседе структуру руководства «Ради Свобода». Верхушкой, по ее словам, является СУВ — это федеральное государственное агентство США.
«Все очень просто, хотя и нелепо, — замечает Снежана. — Согласно законодательству США, а именно, «Акту о международном вещании Соединенных Штатов 1994 года», СУВ выполняет двойственные функции: а) СУВ подчинено «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» и ряд редакций этого медиапроекта в других регионах мира; в) при этом одновременно СУВ является Советом Директоров этой медиаструктуры. Получается, что СУВ контролирует сам себя».
Члены СУВ назначаются президентом Соединенных Штатов и утверждаются Сенатом, — продолжает журналист. — Всего их восемь человек. Госсекретарь США, в настоящее время Джон Керри, а до него — Хиллари Клинтон, входит в СУВ по должности. СУВ это вроде бы и медийная, а вроде бы и политическая структура. Он должен быть демократическим, и строго двухпартийным: по законодательству США, не более четырех членов Совета должны быть членами одной и той же политической партии.
Совет контролирует следующие вещательные организации, вещающие на 61 языках в более чем 125 странах:
Голос Америки
The Middle East Broadcasting Networks, Inc (MBN). MBN включает телекомпанию Аль-Хурра и Радио Сава
Радио Свободная Европа/Радио Свобода включает в себя Радио Фарда, Радио Азади и Радио Машааль
Радио Свободная Азия
Радио и телевидение Марти.
Список СУВ по состоянию на январь 2015 года выглядит следующим образом:
Джеффри Шелл, председатель
Мэттью Армстронг
Леон Арон
Райан Крокер
Майкл Кемпнер
Карен Корнблах
Джон Керри
Майкл Михан
Кеннет Вайнштейн.
«Как видно, в СУВ входят достаточно известные лица в медиа-пространстве США, — отмечает Пеливан. — При этом они, в общем, не имеют никакого отношения к «низовым», так сказать, сотрудникам «Радио Свобода» по всему миру. Но, тем не менее, именно СУВ, а не отдельные редакции, так гласят правила, принимает все основные решения, касающиеся политики РСЕ/РС, включая, разумеется, и политику трудовую».
«Именно по решению СУВ сотрудники радиостанции после ее переезда из Мюнхена в Прагу (в Мюнхене все подчинялись немецким законам) были разделены на три неравные «касты», как выразилась старейшая чешская газета «Лидове новины», — резюмирует Снежана. — Это чехи, которые пользуются всеми благами строжайшего чешского трудового законодательства; американцы, которых защищают Комиссия равных трудовых возможностей и американские суды; и это иностранцы, вот как мы с Анной и сотни наших бывших коллег на РСЕ/РС, «каста аборигенов» — русские, армяне, азербайджанцы, узбеки, сербы и пр., — для которых есть только один закон, Правила внутреннего трудового распорядка РСЕ/РС, диктуемые из Вашингтона».
Вместе с тем миссия СУВ сформулирована весьма амбициозно: «Информировать, вовлекать и объединять народы мира в поддержку свободы и демократии».
Однако Снежана Пеливан весьма негативно теперь отзывается об американской демократии и системе судопроизводства. «Ни один правозащитный или трудовой закон Соединенных Штатов, вопреки тому, что контракты РСЕ/РС с иностранцами якобы подчиняют их американским законам, не распространяется на неамериканских граждан, работающих у американского нанимателя за пределами Соединенных Штатов. В американских судах таким иностранцам нечего искать, кроме пустых расходов», — заключает журналист.
Методы распространения свободы
Во времена Холодной войны финансирование и контроль «Радио Свобода» со стороны Штатов были неприкрытыми, сейчас же — все более тонко.
Финансирование РСЕ/РС через ЦРУ — это дела давно ушедших дней, так было до начала 70-х годов прошлого века, до вмешательства сенатора Фулбрайта, я этого уже не застала, как не застала и того политического отдела, который когда-то в Мюнхене предварительно просматривал тексты передач, т. е. занимался предварительной цензурой, — рассказывает Анна Карапетян.
Сегодня столь открытой внутренней цензуры рядовые сотрудники не наблюдают, однако незримо она есть. «Я, конечно, не исключаю, что среди американского персонала есть бывшие, а возможно и действующие сотрудники ЦРУ, но их присутствие никак не ощущалось», — отмечает Карапетян.
Я помню, иногда бывали редакционные рекомендации «сверху», — рассказывает Анна Карапетян. — Например, чеченцев, взявших в заложники школьников в Беслане, рекомендовалось именовать не террористами, а захватчиками…
«РСЕ/РС — это организация, финансируемая американским Конгрессом в интересах Соединенных Штатов, коротко говоря, — организация проамериканская по определению, — резюмирует Карапетян. — Активное, систематическое несогласие с этим, несогласие, выраженное антиамериканским текстом в эфире — это естественное основание для увольнения».
Сегодня РСЕ/РС финансируется американским конгрессом через СУВ. «После переезда радиостанции в Прагу одна только РСЕ/РС уже обошлась американскому налогоплательщику более чем в полтора миллиарда долларов, — рассказывает Снежана Пеливан. — В 2015 году СУВ хотели потратить около 750 миллионов долларов, а в 2016 году, как я представляю себе ситуацию, они запросят еще больше, потому что захотят наращивать активность и агрессивность своей деятельности».
Львиная доля бюджета СУВ, как рассказали журналистки, тратится сегодня на работу «троллей» в сетях. «Весной этого года сообщалось, что в этом году СУВ отчитывался перед Конгрессом о намерении создать на базе чешского офиса «Радио Свобода» в Праге некий «цифровой медиадепартамент» (DIGIM), где будут работать специалисты по социальным сетям, задачей которых является «противостоять дезинформации в российской медиасфере посредством различных соцмедиаплатформ», — рассказывает Снежана. — Этот проект СУВ считает самым приоритетным наравне с информационным противостоянием с ИГИЛ, что, как мне кажется, о многом говорит в плане того, насколько неприятны СУВ процессы, происходящие в российском информационном поле, и как они будут, двигаясь в векторе, который им дает Конгресс США, пытаться эти процессы изменить. СУВ не раз упрекали (в том числе и в самих США) в неэффективности, и как мне кажется, они решили, наконец, пойти в ногу со временем».
«Вернуться на то «Радио Свобода», какое оно сейчас, не хочу, — заключает Анна Карапетян. — РСЕ/РС давно не является источником действительно объективной информации в сегодняшнем мире».
Посты на ту же тему
7 комментариев
Лучший комментарий
Показать 7 комментариев

На что жалуетесь?