А так ли страшна ЕвроПРО?
В декабре 2015 года объект европейского сегмента американской глобальной системы противоракетной обороны (ПРО) вблизи румынского населенного пункта Девеселу был признан технически функциональным. После подключения к системе ЕвроПРО этот объект начнет полноценно функционировать.
Вполне понятное замалчивание этого факта на Западе, как ни странно, поддержали отечественные СМИ достаточно вялой и кратковременной реакцией. А событие явно не второсортное и малозначимое. Сам собой напрашивается вопрос…
Почему?
Сегодня существует два противоречащих друг другу мнения относительно возможностей объектов Евро ПРО в борьбе с баллистическими ракетами. Первое основано на недостаточных возможностях существующих противоракет (ПР) типа SM-3 «Стандарт» по дальности и высоте поражения, которые составляют около 500 и 200 километров соответственно. Делается вывод: в совокупности с тем, что основным направлением полета для наших межконтинентальных баллистических ракет (МБР) является северное, эти противоракеты не угрожают нашим МБР, и угроза для России со стороны ЕвроПРО преувеличена.
Но прагматичны и ближе к истине те, кто рассматривает ЕвроПРО в качестве реальной угрозы для нашей безопасности, что подтверждается происходящими событиями. Сегодня США усиленно совершенствуют противоракеты, и к 2018 году их дальность может составлять 1000 и более километров. Кроме того, пусковые установки Мk-41 для SM-3 могут быть использованы для запуска высокоточных крылатых ракет типа «Томагавк» с дальностью действия 2500 километров и более.
В этом случае часть пунктов базирования российских наземных МБР оказывается в зоне их досягаемости. Не стоит забывать о Японии и Южной Корее, где США также создаются районы для размещения объектов американской ПРО. В итоге Россия оказывается в «противоракетном» кольце. Возникает резонный вопрос: что может Россия противопоставить нашим вероятным противникам, которых называть сегодня по-другому нет оснований?
ЕвроПРО в планах
Европейский сегмент глобальной системы ПРО США должен быть создан в четыре этапа до 2020 года. На первом (2011) в Европе должны быть развернуты системы ПРО, в том числе морского базирования с противоракетами SM-3 block 1A, а на втором (2015) — комплекс ПРО «Иджис Эшор» в Румынии с наземными противоракетами SM-3 block 1B и средствами обнаружения ракет малой и средней дальности. На третьем этапе (2018) в Румынии и Польше размещаются усовершенствованные ракеты SM-3 block 2A, а на четвертом (до 2020) — ПР SM-3 block 2B, способные перехватывать баллистические ракеты средней и большой дальности, а также МБР.
Кроме того, элементы ПРО морского базирования планировалось разместить у берегов Румынии и Испании, в акваториях Черного, Балтийского и Баренцева морей. В этом случае МБР ракетных баз в Козельске, Татищево и Тейково могут быть перехвачены противоракетами с Балтики, а ракеты атомных подводных ракетоносцев (Североморск) — противоракетами из Баренцева моря. Кроме того, в Турции установят мощный мобильный радар передового базирования AN/TPY-2.
В совокупности с «дальневосточными возможностями» реальная угроза со стороны США очевидна. В результате к 2020 году системы ПРО в Европе и на Дальнем Востоке перекроют до 90% вероятных направлений полета российских МБР наземного и морского базирования. Модернизированные противоракеты SM-3 с дальностью до 1000 километров смогут поражать не защищенные ложными целями ракеты на взлете, а крылатые ракеты — наносить упреждающий удар по местам базирования еще до пуска МБР.
Первая, но не последняя…
Однако почему более пристального внимания заслуживает база ПРО в Девеселу? Как первый объект ЕвроПРО она стала своего рода находкой для США и Румынии. Первых она привлекла близостью к южным границам РФ и низкой платой за аренду, а вторые в своем рвении угодить Дяде Сэму готовы на все.
Есть еще одна, возможно, более важная и официально не подтверждаемая причина выбора Девеселу на роль американского противоракетного меча. В зону досягаемости крылатых ракет теперь попадает Крым, до которого от Девеселу менее 1000 километров. И еще одно: американская военная инфраструктура максимально приближается к российским границам на Черном море, которое в советские времена считалось чуть ли не нашим внутренним водоемом.
Тогда наши боевые корабли встречали американские у Босфора и сопровождали их, пока те не уходили из Черного моря. С развалом СССР ситуация кардинально изменилась, и корабли США и НАТО чувствовали себя в Черном море как дома. Присоединение Крыма улучшило стратегические позиции России, крымская группировка войск влияет на ситуацию в Средиземноморье и Европе, что явно не нравится нашим заокеанским «коллегам». Так чем же может ответить Россия на ЕвроПРО?
Наш «ответ Чемберлену»
Россия не ждет лучших времен и, несмотря на тяжелые финансовые времена, принимает обоснованные меры. Одни из них уже реализуются, вторые находятся в стадии выполнения, что не является секретом — об этом говорит наше военно-политическое руководство.
Сегодня у западных границ России размещены высокоточные ракетные комплексы типа «Искандер-М» с дальностью поражения целей от 500 до 2000 километров. Шансов уцелеть после их ударов у объектов ЕвроПРО нет, ибо непредсказуемая траектория полета ракеты «Искандера» делает ее практически неуязвимой для средств противодействия НАТО. Европа была шокирована первыми сообщениями о размещении комплексов «Искандер» в Калининградской области.
Россия имеет может применить также и крылатые ракеты типа «Калибр», эффективность которых подтвердили результаты ударов по объектам ИГИЛ в Сирии. Первая демонстрация «Калибра» в 2010 году в виде экспортного контейнерного комплекса ракетного оружия «Клаб-К» привела к истерике в западных СМИ, которые назвали его оружием сдерживания для бедных.
Информационная компонента ЕвроПРО (радары, средства связи и управления) и головки самонаведения ракет могут подавить средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ). А в этой области преимущество России признают даже американские военные. По их словам, достижения России в области РЭБ «сводят на нет все преимущества высокотехнологичного оружия НАТО» (генерал Франк Горенк), «российские подразделения РЭБ обладают заоблачными возможностями» (командующий силами НАТО в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес), «наши возможности и до одной десятой от аналогичных показателей Российской армии недотягивают» (бывший начальник управления РЭБ сухопутных войск США Лори Бакхут).
Так, в 2014 году российский бомбардировщик Су-24 с аппаратурой РЭБ «Хибины» на борту «вырубил» всю электронику американского корабля «Дональд Кук» с системой «Иджис» и противоракетами SM-3 на борту. В 12 заходах ответной реакции со стороны эсминца не было. Как заявил генеральный конструктор концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Юрий Маевский, уже создаются специализированные средства РЭБ для противодействия средствам ПРО в Европе. С 2010 по 2014 годы госиспытания прошли 18 новых образцов техники РЭБ, которые уже поступают в войска. Именно мобильные системы РЭБ «Красуха-4» и «Москва-1», способные парализовать любое наступательное и оборонительное оружие, стали причиной уныния натовских генералов.
Наряду с этим совершенствуются средства преодоления системы ПРО противника, которые устанавливаются на каждой МБР. К 2018 году, по словам командующего РВСН генерал-полковника Сергея Каракаева, должна поступить на вооружение новая тяжелая жидкостная МБР. Она заменит тяжелую ракету «Воевода», более известную как «Сатана».
Есть и другие ответы на ЕвроПРО. Например, новое ядерное боевое оснащение МБР, которое способно преодолеть все существующие и перспективные системы ПРО. По словам генерального конструктора Московского института теплотехники Юрия Соломонова, прошедшая в 2010 году работа «поставит вообще точку на всех разговорах относительно нашей борьбы с несуществующей системой противоракетной обороны предполагаемого противника».
Избавить Запад от иллюзий безнаказанного удара по России может и реанимация комплекса «Периметр». В начале 1990-х годов он напугал Запад и получил название «Мертвая рука». В мирное время «Периметр» в дежурном режиме может отслеживать обстановку. При угрозе широкомасштабного ракетного нападения он автоматически приводится в боевую готовность, после подтверждения факта массированного удара и при потере связи с основными командными пунктами самостоятельно выпускает несколько командных ракет. В полете над своей территорией они выдают контрольный сигнал и пусковые коды для автоматического запуска МБР и нанесения гарантированного ответного удара по противнику даже при гибели всего личного состава. Известно, что комплекс «Периметр» испытан и в 1985 году был поставлен на боевое дежурство, а в июне 1995 года по соглашению СНВ-1 был снят с боевого дежурства.
Очевидно, что этим подобные ответы России на ЕвроПРО не ограничены. Мы не сторонники запугивания. Но наши противники должны знать, что любые агрессивные действия не останутся без адекватного ответа.
9 комментариев
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
НАТО декларирует, что будут установлены противоракеты.
Опасение России - заменить противоракету на баллистическую дело "5 минут".
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена