История зарницы
Именно ею в начале шестидесятых годов прошлого века в небольшом селе Мысы Краснокамского района Пермской области и была придумана военизированная игра «Зарница», в которую играли миллионы советских ребятишек. Она традиционно начиналась торжественным построением и заканчивалась пионерским костром и песнями. Помните, как вдохновенно перед игрой ребята пришивали погоны к своим кофтам и рубашкам? По всему периметру. Мелкими стежками. Чтобы никто и никогда не сорвал. «Умирать» — последнее дело. Намного почетнее хвастаться количеством сорванных погон армии «противника»!
— В школу меня пригласили в сентябре 1962 года. Пионерская работа шла вяло, и я все время думала, как сделать ее интересной, — вспоминает Зоя Васильевна.
В первый февраль — как мы тогда говорили, «военный месяц» — мы провели, как и все, смотр строя и песни. Скучно…
И вот что я придумала к 23 февраля 1964 года. Школа — это армия. Каждый класс выбрал свой род войск. Были летчики, моряки, пехотинцы, ракетчики, артиллеристы. Один класс даже представлял партизан. У каждого класса — соответствующая форма. Командиры отыскали настоящую военную форму у вернувшихся из армии родственников и знакомых. Учителя превратились в генералов. Уроки проходили, как на армейских занятиях: «Рядовой Зырянов! К доске!» «Есть!» — и, чеканя шаг, ученик идет решать уравнения или отвечать у карты мира.
После уроков провели традиционный смотр строя и песни. А завершили день военной игрой на одном из холмов, окружающих наши Мысы. Надо было пройти по снегу все полосы препятствий — минное поле, полосу заграждений (колючку), рукопашную схватку (обрывали бумажные погоны) и другие. Тот, кто первым ворвался в крепость и захватил знамя, — считался победителем. Приз за победу — большой торт, который вручался на торжественной линейке под бой барабанов.
Еще долго после этого дня школа бурлила воспоминаниями. Все жили под впечатлением проведенного праздника.
А потом я поехала в Пермь, в гарнизон, расположенный в Красных казармах, чтобы нам выделили солдат для проведения военной игры в День Победы 9 мая. Обещали помочь. Не давала им покоя, звонила, напоминала. Тогда направили меня в высшее командно-инженерное училище. Там, оказалось, преподавал бывший выпускник нашей школы, учитель немецкого языка подполковник Сергей Дмитриевич Деменев. Он и провел с ребятами игру на местности по всем правилам военного боя. Вместе с ним были курсанты ВКИУ и Герой Советского Союза Астафьев. Они привезли настоящие автоматы с холостыми патронами, ракетницы, взрывпакеты, походную кухню.
Теперь школа разделилась на две армии — «зеленых» и «синих». Одной командовал подполковник Деменев при полном параде. Другой — полковник Астафьев. Тоже в парадной форме и со Звездой Героя на груди. Представляете, наша маленькая сельская школа — и такое чудо! Наш директор школы Иван Михайлович Корбут — кавалер орденов Славы двух степеней — тоже в форме. Кстати, впервые за всю историю своей работы в школе.
И был «парад войск». Строем под звуки горнов и барабанов, с пионерскими и комсомольскими знаменами. Во главе — офицеры. Все двинулись на место, где должна проходить игра. Мысовляне высыпали на улицу. На поляне в окружении леса взметнулась вверх зеленая ракета. Это — сигнал к наступлению. С криками «ура!» армия «зеленых» пошла в атаку. Строчили автоматы. Грохотали взрывпакеты. Армия «синих» держала оборону.
Чуть в стороне — «медсанбат». Сельский фельдшер Галина Чувашова и ее помощники — сандружинники из старших классов — принимали первых «раненых». Жители села наблюдали в стороне. Напуганные взрывами, сбежались посмотреть, что происходит.
И снова взметнулась в небо ракета — теперь красная — бой завершен. Подводятся итоги. Ребята обедают, расположившись вокруг походной кухни. А потом — большой пионерский костер, разговоры и песни у костра, которые не стихали до самого утра. Вот так проходила первая в Советском Союзе военизированная игра.
А Зою Кротову директор школы заставил выступать на августовском педсовете перед всеми учителями города. Весь зал слушал, затаив дыхание. Это было ново, интересно. Все школы Краснокамска, а позднее и Перми переняли начинание у мысовлян. Уже через год в военную игру играла половина Пермской области. Когда через год Зоя Васильевна снова обратилась в Пермский гарнизон за помощью, ей… отказали. Оказалось, что уже все части разобраны другими школами!
Через пару лет Зоя Васильевна прочитала в «Пионерской правде», что проводится Всесоюзная игра «Зарница» во главе с главнокомандующим маршалом Иваном Баграмяном. Так удивительная игра, зародившаяся в маленьком селе Краснокамского района, получила широкую славу и всесоюзное значение.
По официальным данным, военно-спортивная игра «Зарница» была организована в СССР в 1967 году. Целью игры было военно-патриотическое воспитание советской молодёжи. «Зарница» входила в план организации начальной военной подготовки в средних учебных заведениях в связи с сокращением военной службы с 3 до 2 лет.
10 января 1967 года «Пионерская правда» напечатала приказ № 1 первого командующего игрой, Героя Советского Союза, маршала артиллерии Василия Ивановича Казакова.
Своим приказом маршал поставил задачу создать юнармейские батальоны, обучить молодёжь навыкам армейской жизни, а также воспитывать её в духе любви к Родине и готовности противостоять любым врагам.
В том же 1967 г. прошёл первый финал Всесоюзной игры «Зарница», которая была проведена в Севастополе, на знаменитой Сапун-горе.
В игре «Зарница» участвовали ученики 4-7-х классов, которые отдыхали в пионерских лагерях. Подростки постарше играли в схожую военно-спортивную игру «Орлёнок». Цель игр «Зарниц» и «Орлят» зависела от возраста играющих и заключалась как от простого срывания бумажных погон с игроков другой команды до самых настоящих военных учений с привлечением бронетехники, дымовых шашек и взрывпакетов.
Правила игры
Обычно, играющие в зарницу люди делятся на две команды и арбитра и нескольких нейтральных наблюдающих. Затем, пока команды вырабатывают тактику, арбитр определяет местоположение баз обоих лагерей противников; меткой базы является какой-то достаточно заметный предмет, например, флаг. Целью обеих команд является захват флага противника. У каждого из участвующих есть индикатор жизни/здоровья — погоны: каждому человеку наклеиваются или пришиваются по два погона на плечи; у капитана их четыре. Для того, чтобы «убить» человека, надо сорвать с него погоны; если сорвана только половина, то человек не может бегать и просто ходит.
Чаще всего, победитель выявляется по сумме набранных им баллов: за захват флагов и убийство противников баллы начисляются, за нечестную игру и, например, бег при половине жизни — уменьшаются. Иногда победителем считают первого добывшего флаг противника.
10 комментариев
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена