Война по заявкам Евросоюза
В связи с активизацией военных действий на границе непризнанной Донецкой народной республики (ДНР) президент Украины Петр Порошенко прервал турне по Европе и срочно вернулся из Берлина в Киев, чтобы, как сообщает его администрация, «координировать меры правительства по предотвращению гуманитарной катастрофы». При этом украинский лидер сделал вид, будто такое развитие событий стало для него большой неожиданностью. На самом деле обострение ситуации было неизбежно, и большой вопрос, кто в этом виноват – Киев или Донецк.
Еще месяц назад киевские официальные лица, подражая голосу Юрия Левитана (кто не помнит – диктор, читавший сводки Совинформбюро и приказы Сталина в годы Великой Отечественной войны), бодро рапортовали о том, что подразделения Вооруженных сил Украины (ВСУ) буквально каждый день отвоевывают у сепаратистов по квадратному метру оккупированной территории. Причем пик очередного «освободительного похода» малой интенсивности пришелся, насколько можно судить, на 29 и 30 января, когда в сутки на территорию ДНР прилетало по тысяче и более мин и снарядов крупных калибров. Ну а потом, как водится, настал черед бронетехники и живой силы…
После котлов под Иловайском и Дебальцевом украинское военное ведомство, да и сам Главковерх Петр Порошенко убеждали общественность, будто из этих поражений, заставивших Киев сесть за стол переговоров в Минске и подписать «невыгодные» для Украины соглашения, сделаны надлежащие выводы. Дескать, теперь украинские Вооруженные силы совсем не то что прежде, что на сегодняшний день это чуть ли не самая сильная европейская армия, заточенная исключительно на победу. Однако у руководства Донецка другие сведения. По сообщению заместителя командующего оперативным командованием ДНР Эдуарда Басурина, местным разведорганам якобы удалось перехватить доклад командования силами антитеррористической операции (АТО) в Киев, из которого следует: только за два дня боев (29 и 30 января) украинская сторона потеряла убитыми 78 военнослужащих и почти столько же оказались в госпиталях. Причем пока идут ожесточенные бои, по слухам, спровоцированные личным составом украинских добровольческих батальонов, мартиролог не закрыт – ежедневно поступают сведения о десятках убитых и раненых с обеих сторон.
По мнению Эдуарда Басурина, именно неудачное наступление на юго-востоке, сопряженное с большими потерями в рядах ВСУ, заставило Петра Порошенко в экстренном порядке вернуться в Киев. Так по крайней мере видится ему положение дел с его командной высоты.
Тогда как эксперты с более широким геополитическим кругозором полагают, что турне Петра Порошенко по Европе и активизация боевых действий на юго-востоке именно в этот момент – звенья одной цепи, что в таком развитии ситуации одинаково заинтересованы и в Киеве, и в Брюсселе.
УБИЙСТВЕННЫЕ АРГУМЕНТЫ ДЛЯ ТРАМПА
Как известно, избрание президентом США Дональда Трампа стало очень неприятным сюрпризом для нынешнего киевского истеблишмента, опрометчиво сделавшего ставку на Хиллари Клинтон. Уже задним числом представители украинской политической элиты, в числе которых оказался и министр внутренних дел Арсен Аваков, поспешили убрать из своих аккаунтов в социальных сетях откровенно оскорбительные посты в адрес Трампа, но осадок все равно остался. И теперь Петр Порошенко, по всей видимости, рассчитывает подправить хотя бы личные отношения с Дональдом Трампом во время предполагаемой в конце февраля поездки в США, когда Украина будет председательствовать в Совбезе ООН. Но фон у такой встречи, даже если она и состоится, для Киева весьма неблагоприятный. Во-первых, как уже можно было убедиться, обид, а тем более оскорблений Трамп не забывает. Во-вторых, у новой американской администрации, похоже, несколько иное отношение к Украине, чем при Бараке Обаме. В кулуарах Белого дома уже было сказано, что Вашингтону, дескать, нет дела до того, что происходит на «заднем дворе России», вместе с которой Дональд Трамп намерен свернуть шею запрещенному в РФ «Исламскому государству». И Пентагону уже дано указание пересмотреть стратегию борьбы с террористическим интернационалом.
При этом не секрет, что именно Америка на протяжении последних лет не только готовила и вооружала силовые структуры Украины, но и помогала Киеву материально. И если этот финансовый канал будет перекрыт, команде Порошенко, превратившей войну в главный источник существования, не позавидуешь. Кроме того, Украина может потерять статус западного форпоста на пути так называемой русской агрессии. А это уже и политическая смерть – как для Петра Порошенко, так и для киевского режима.
Так что маленькая война – не важно, победоносная или нет, главное, как можно больше шума – для Петра Порошенко в сложившейся ситуации была крайне необходима. И даже хорошо, что украинской армии в очередной раз, теперь уже под Авдеевкой, пришлось умыться кровью. Какое еще нужно доказательство «кровожадности путинского режима»?.. Да и кто там, на Западе, знает, что украинская армия сидит в окопах, а ее снаряды рвутся в жилых кварталах донецких городов и поселков? Например, ОБСЕ на такие нюансы внимания почему-то давно уже не обращает…
Иначе говоря, президент Порошенко вполне сознательно пошел ва-банк. Однако детали говорят, что это далеко не своя игра, что этот кровопролитный «концерт» на юго-востоке Украины специально для Дональда Трампа заказали не только в Киеве.
НЕРОМАНТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЕВРОПЕ
Хотя в чистоте крови Петра Порошенко сомневаются даже на Украине, во время своего европейского турне он старался показаться донельзя щирым, поэтому его русофобия, которую он без устали демонстрировал по поводу и без повода, подчас приобретала чуть ли не лирическое звучание. У могилы Густава Маннергейма Порошенко даже преклонил колено – как перед святыми мощами. А накануне, в Таллине, картинно приняв позу гоголевского Тараса Бульбы (кстати, в среде украинских националистов это не очень популярный персонаж. – О.А.), заявил, что, несмотря на итоги прошедших президентских выборов в США и тревожную перспективу предстоящих выборов в Европе, он по-прежнему верит «в солидарность зарубежных партнеров и в основывающуюся на этих ценностях политику». Параллельно в речах украинского лидера прозвучала надежда, что Запад, несмотря ни на что, не оставит Украину без поддержки.
И в Таллине, и в Хельсинки Петру Алексеевичу по привычке заученно кивали головами. Как еще мог Запад продемонстрировать солидарность с украинским президентом, если европейские лидеры, за десятилетия привыкшие жить по указаниям из Вашингтона, сами не знают, чего ожидать от Дональда Трампа?
Первой на разведку в Вашингтон ринулась британский премьер Тереза Мэй, захватив в подарок для Дональда Трампа шотландский кубок для употребления виски – надо полагать, чтобы напомнить визави об исторических корнях. И хотя в анонсе визита были заявлены в основном экономические проблемы – после брекзита Соединенное Королевство практически потеряло часть общеевропейского рынка, поэтому более тесное экономическое партнерство с США никак не повредит, – без глобальной политики, конечно же, не обошлось. И тут глава британского кабинета министров, которая откровенно примеряет на себя имидж Маргарет Тэтчер, не удержалась, чтобы не напомнить Дональду Трампу некоторые советы из эпохи ее великой предшественницы. Главный – с Россией, особенно путинской, можно дружить, но только с позиции силы. Тут же, как нельзя кстати, материализовался еще один исторический персонаж – 40-й президент США Рональд Рейган, который работал с Михаилом Горбачевым по принципу «Доверяй, но проверяй!».
В конце концов Терезе Мэй все-таки удалось вытащить из Дональда Трампа признание, будто бы он считает НАТО «оплотом их коллективной обороны» – так по крайней мере процитировала британского премьера Би-би-си. Но при этом Трамп так и не отказался от своих же слов, когда публично назвал НАТО архаичной организацией. Более того, еще раз подтвердил готовность вместе с Россией бороться против «Исламского государства». Не повлияло на упрямство американского президента и подоспевший к случаю (будто специально!) доклад Центра исторического анализа и исследования конфликтов при сухопутных войсках королевства, в котором черным по белому написано, что в столкновении с таким врагом, как Россия, британская армия может быть разгромлена за один день…
В общем, и у визита Терезы Мэй в США, и у вояжа Петра Порошенко по Европе наблюдалась солидная информационная поддержка. Не промолчал и глава Североатлантического альянса бывший норвежский комсомолец Йенс Столтенберг. В эфире все той же Би-би-си он, в частности, заявил: «Наличие многонационального контингента альянса в странах Балтии должно показать потенциальному агрессору, что НАТО придет на помощь этим странам в случае нападения на них». «Потенциальный агрессор» – это, понятно, Россия, которая спит и видит, чтобы бросить свои армады на Литву, Латвию, Эстонию, а дальше, как говорится, везде… Но тут же, буквально в следующем пассаже, Йенс Столтенберг заявляет: «Мы видим более напористую Россию, наращивание вооружений, но мы не видим угрозы». Вот те на: оказывается, руководство НАТО угрозы для альянса со стороны России не видит, к конфронтации не стремится, не стремится к возобновлению полноформатной холодной войны, а войска свои размещает на российских границах исключительно ради того, чтобы «предоставить возможность для ведения диалога».
Приходилось ли слышать что-нибудь подобное? И в каком формате видит подобный диалог господин генеральный секретарь НАТО – уж не при помощи ли «Томагавков» и «Калибров»?..
Трудно сказать, услышали ли Йенса Столтенберга в Вашингтоне. Одно несомненно: этот атлантический чиновник военно-политического толка является самым что ни на есть провокатором международного масштаба, под которым зашаталось его кресло. К тому же, пока не получен четкий сигнал из-за океана, он никак не может определиться, с какой же генеральной линией ему сейчас колебаться. Но записные европейские сумасшедшие, которые при помощи НАТО спят и видят реализовать свои геополитические фантазии, от его слов уже возбудились.
Так, проникшись русофобскими заявлениями Петра Порошенко в Балтии и специфической позицией Йенса Столтенберга, бывший пресс-секретарь президента Литвы, а ныне депутат Сейма Линас Бальсис предложил отторгнуть у России Калининградскую область. По мнению депутата, сообщает новостной портал BaltNews, «время Калининграда закончилось». Бальсис считает, что заняться вопросом отторжения российского эксклава должны либо Литва, либо ЕС, либо Вильнюс и Брюссель вместе.
В общем, что у трезво мыслящего политика в голове, то у неадекватного – на языке. Короче говоря, господин Бальсис по простоте душевной взял и разболтал все тайные планы, которые вынашивают в некоторых европейских столицах… И здесь нелишним будет напомнить, что при разделе Восточной Пруссии только треть территории досталась России, остальная – Польше, а Литва что называется с барской руки получила Клайпеду, которая на самом деле – немецкий Мемель. А если еще дальше углубляться в историю, то надо вспомнить, что до 1917 года район города Вильно был в составе Российской империи, с 1920 по 1939 год Вильнюсский край (он же Виленский) – это уже Польша. И если сейчас хотя бы тронуть эту конструкцию, мало никому не покажется. Так кто, спрашивается, создает реальную угрозу европейской стабильности? Разве Россия?..
Нельзя исключить, что в Брюсселе на самом деле рассчитывали, что обострение ситуации на юго-востоке Украины может повлиять на позицию Дональда Трампа. Но, видимо, учли не все, и когда Порошенко появился в Берлине, реакция Ангелы Меркель на канонаду в Донбассе была достаточно резкой. В ответ на приглашение посетить с визитом Украину, она заявила: «Мы узнали, что режима тишины нет, гибнут люди». Совершенно очевидно, что Петр Порошенко, без доброй воли которого украинские Вооруженные силы вряд ли начали бы наступление на позиции защитников ДНР, рассчитывал совсем на другие слова. Но он не учел, что прежде Ангела Меркель уже переговорила по телефону с нынешним хозяином Белого дома. А как скажет американский президент, так и будет. В любом случае, безусловной поддержки на Западе у Петра Порошенко уже нет.
1 комментарий
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена