Как Борис Ельцин спас мир от ядерной войны | Норвежский ракетный инцидент
Событие вошло в историю, как "Норвежский ракетный инцидент", который считается одним из самых опасных за всю иторию.
Как и в прошлых постах, если вы предпочитаете больше подробностей и деталей, то смотрите это видео. Если вы любите читать, то листайте ниже, там для вас будут фото и факты :)
(05:35-07:33 рекламная вставка, которую можно промотать)
Год 1995-й. В продаже появляется легендарная Windows-95, в оборот входит 100 долларовая купюра нового образца, президент России продолжает удивлять мировую общественность своими выходкам, а на большом экране впервые появляется обворожительная Сальма Хаек.
кадр из х/ф "Отчаянный", 1995
На первый взгляд это был обычный год, наполненный как плохими так и хорошими событиями, на фоне которых, небольшой научный эксперимент норвежских ученых должен был просто затеряться. Но именно этот эксперимент мог стать причиной того, что в следующем 96-м году мы бы не увидели ни Сальму Хаек в новой роли, ни 96-й год вообще.
кадр из х/ф "От заката до рассвета", 1996
Обычная метеорологическая ракета, запущенная из Норвегии, и невероятное стечение обстоятельств поставили мир, как никогда близко в истории, на грань начала ядерной войны. В тот день, без преувеличения, судьба всего человечества зависела от решения одного человека - Бориса Ельцина.
16 июля 1945 года в пустыне на юге американского штата Нью-Мексико США провели первые в мире испытания ядерного оружия, применение которого позволило уже в том же году закончить Вторую Мировую Войну. Но спустя всего 4 года прогремевший на Семипалатинском полигоне ядерный взрыв, ознаменовал конец монополии Соединенных Штатов на атомное оружие. С этого момента почти каждый конфликт, в который в той или иной мере были вовлечены СССР и США, имел риск перерасти в глобальную ядерную войну.
К счастью лидеры обеих сверхдержав в ходе Холодной Войны отдавали себе отчет, что приказ о применении ядерного оружия будет иметь катастрофические последствия не только для противника, но и для всего населения Земли, и поэтому даже в ходе самых острых международных кризисов сторонам удавалось находить общее решение без доведения ситуации до критического предела. А подходили противоборствующие стороны к этому пределу иногда очень близко.
Но что интересно, говоря о подобных ситуациях, чаще всего будут говорить о Карибском кризисе 60-х, возможно, кто-то вспомнит эпизод с подполковником Петровым в 83 году. Но при этом редко кто вспоминает о так называемом “Норвежском ракетном инциденте”, а между тем считается, что в ходе именно этого малоизвестного инцидента, мир ближе всего стоял к началу ядерной войны. И, что вдвойне интересно, случилось это не в ходе какого-то военного конфликта, и даже не в период Холодной Войны, а после ее окончания, когда казалось, что угроза ядерной войны была уже позади.
КАНАДСКИЙ ГУСЬ
В 1945 году Канада, пытаясь сохранить созданные в период Второй Мировой Войны научные предприятия и персонал от, в частности, возможного перетекания в США, создала так называемый отдел разработки и проектирования вооружений или сокращенно CARDE. Отдел занялся одним из самых перспективных в то время направлений - ракетными технологиями.
Первым результатом работы этого отдела стали созданные в начале 50-х годов канадские образцы противотанковых и авиационных ракет, а уже во второй половине 50-х отделу было поручено заняться разработкой противоракеты для защиты территории Канады от советских баллистических ракет. В 1957 году для испытаний новых конструкций двигателя и нового топлива было создано изделие, которое назвали "Ракета для испытания двигателей" (Propulsion Test Vehicle), первый запуск которой состоялся спустя два года в 1959-м.
Несмотря на то, что эти исследования не привели к разработке каких-то конкретных проектов противоракет, результатом этих работ стало появление всемирно известной теперь метеорологической ракеты Black Brant (Черная казарка). Первая модель этой ракеты поднимала груз в 68 кг на высоту до 150 километров, но начиная с 60-х была разработана целая серия ракет и различных модификаций и, например, последняя модель Блэк Брэнт 12 уже поднимала от 100 до 400 кг полезного груза на высоту в 1500 километров. Это даже выше орбиты космических шаттлов и МКС.
Но одной из самых важных характеристик этой ракеты стала ее феноменальная надежность. Из более чем 1000 пусков этой канадской ракеты, менее, чем 2% оказались неудачными. Что сделало ракету Black Brant одной из самых надежных за всю историю ракетостроения.
Благодаря прекрасным характеристикам и высокой надежности Black Brant стала одной из самых популярных и востребованных исследовательских ракет для проведения физических, астрофизических, химических и медико-биологических исследований верхних слоев атмосферы и близлежащего космоса. Канадское космическое агентство, а также НАСА многократно использовали эту ракету для своих экспериментов.
Исключением не должен был стать и запланированный на 25 января 1995 года запуск ракеты из Норвегии в рамках совместного американо-норвежского научного проекта по изучению феномена северного сияния. Ракета успешно стартовала и казалось, что это будет очередной - уже 607 по счету, запуск Black Brant с норвежского ракетного полигона Аннёйа (Andøya). Но общее ликование и радость ученых нарушил телефонный звонок и взявший трубку руководитель ракетного полигона Кольбьорн Адольфсон с ужасом узнал, что запуск их ракеты чуть было не спровоцировал ядерную войну.
1995
90-е года прошлого столетия стали временем больших перемен. Падение Берлинской Стены, одного из самых ярких символов Холодной Войны, запустило череду необратимых событий, как в самой Германи так и в других странах, приведших в итоге к полному демонтажу коммунистической системы в Европе. Тогда казалось, что Холодная Война наконец закончена и из Западной Германии постепенно начали уходить американские войска, а из бывшей ГДР на восток потянулись бесконечные эшелоны с советскими танками, некогда наводивших ужас на всю Европу.
Окончательным выводом советских войск и последним парадом в Германии дирижировал, в прямом и переносном смысле, первый президент России Борис Ельцин. Стоить сказать, что на мировой арене репутация Ельцина была, скажем так, не совсем однозначной. Западный мир приветствовал его роль и заслуги в развале СССР, запуске различных экономических реформ и попытках преобразовать Россию в современное демократическое общество. Но при этом трудно было не замечать странные выходки российского президента, которые чаще всего были результатом нездорового пристрастия Ельцина к алкоголю.
Но отношение к Ельцину было далеко неоднозначным и в самой России. Да и общее положении вещей в России того времени однозначным никак не назовешь.
Если говорить о 1995-м, то в Россию уже приехала Тётя Ася и другие иностранные бренды, но вот западная демократия на российской почве никак не приживалась. Политическая ситуация была очень нестабильной. Прошло менее, чем два года, после того как завершился, так называемый “Ельцинский переворот” («Расстрел Белого дома») в ходе, которого погибло более ста человек, а результатом переворота, в частности, стало принятие новой конституции, дававшей президенту России более широкие полномочия.
В новом 1995 году, вдобавок к серьезным политическим и экономическим проблемам, всё хуже и напряженней становилась обстановка в Чечне. Ко всему прочему ещё и на мировой арене по престижу России был нанесен серьезный удар. Несмотря на казавшуюся разрядку и окончание Холодной Войны, блок НАТО заявил о возможном расширении на восток за счет стран бывшего Варшавского договора и некоторых советских республик.
Несмотря на высказанные протесты, оказалось, что мнение России теперь вообще никому не интересно, особенно в военной организации членом которой она даже не являлась. Для России этот удар оказался очень болезненным, особенно для российских военных. Неожиданно оказалось, что Холодная Война и напряжение между западом и востоком никуда не исчезло.
И именно в это прекрасное время на экранах российских военных радаров появилась неизвестная ракета.
ЯДЕРНЫЙ ЧЕМОДАНЧИК
ЯДЕРНЫЙ ЧЕМОДАНЧИК
25 января 1995 года примерно в полдесятого утра несколько радаров российской системы предупреждения о ракетном нападении обнаружили неизвестную ракету. Справедливости ради стоит сказать, что неизвестной она была лишь для российских военных. Министерство иностранных дел Норвегии дважды - 21 декабря и 16 января, известили более 30 стран, в том числе и Россию, о предстоящем пуске геофизической ракеты с норвежского полигона Аннёйа. В предупреждении сообщались место запуска и области падения ступеней ракеты, но не были указаны точная дата и время, поскольку они зависели от погодных условий. Это было обычной практикой того времени. Но по неизвестным причинам это предупреждение почему-то не было доведено до российских военных, ну или как минимум до персонала радарных станций.
Поэтому появившаяся неизвестная ракета вызвала среди российских военных вполне обоснованное беспокойство. Одной из проблем было то, что точное место запуска определить было невозможно, а только лишь предполагаемый район с погрешностью в несколько десятков километров. И хуже всего, что предположительное место пуска ракеты идеально совпадало с одним из наиболее вероятных сценариев ракетной атаки - ситуация в тот момент выглядела, как запуск боевой баллистической ракеты с атомной подводной лодки, находящейся в Норвежском море. Справедливости ради стоит добавить, что Black Brant, запущенная в тот день из Норвегии, не была совсем уж обычной, если так можно сказать, исследовательской ракетой. Это была 12-я модель, которая представляла из себя огромную 15 метровую 4-х ступенчатую ракету.
Поэтому, наблюдая за объектом, от которого отделялись ступени и который двигался на огромной скорости и по высокой траектории, неудивительно, что операторы российских радаров могли ошибочно принять ее за боевую ракету, т.к все характеристики во многом совпадали с баллистической ракетой Трайдент 2, стоявшей в то время на вооружении ВМС США.
На первом этапе полета траектория ракеты выглядела так, что предположительная дальность полета должна была составлять примерно 3-3,5 тыс. км, что делало Москву возможной целью поражения.
Конечно, одиночная ракета не выглядела, как массированная атака, но запуск единственной ракеты по высокой баллистической траектории с акватории Норвежского моря соответствовал одному из предполагаемых сценариев внезапной ядерной атаки против России. Согласно этому сценарию первой будет запущена ракета, несущая специальный ядерный заряд, создающий сверхмощный электромагнитный импульс. Подрыв такого заряда на большой высоте выводил из строя радары, системы связи и другую электронику на обширной территории, что позволяло затем нанести массированный ядерный удар по России, не опасаясь ответного удара.
Поэтому действуя по инструкции персонал СПРН незамедлительно уведомил генеральный штаб России о ракетной угрозе. Там, в свою очередь, сочли угрозу достаточно серьёзной. Все российские ракетные войска стратегического назначения были приведены в полную боевую готовность.
Была активирована автоматизированная система управления стратегическими ракетными войсками «Казбек», управление которой происходит через портативный терминал “Чегет”, более известный, как «ядерный чемоданчик».
Президенту России доложили о возможной ракетной угрозе, после чего Борис Ельцин активировал свой терминал. Это был первый и единственный случай в истории человечества, когда глава одной из ядерных держав активировал свой чемоданчик.
В тот момент от ядерного апокалипсиса мир отделяло всего одно нажатие кнопки.
2 МИНУТЫ
Согласно инструкциям того времени у Президента России было не более 10 минут на принятие решения об ответной атаке. Именно столько времени требовалось ракетам противника для подлета и уничтожения объектов на территории России. В ходе инцидента, помимо ядерного чемоданчика Ельцина, были использованы еще два аналогичных терминала: один из них министром обороны Павлом Грачёвым и начальником Генерального штаба Михаилом Колесниковым.
Между пользователями терминалов была установлена телефонная конференц-связь. Доподлинно неизвестно в каком ключе шло обсуждение сложившейся ситуации. Некоторые считают, что российское руководство понимало, что никакой угрозы нет. Другие же источники заявляют, что военные, в сложившейся ситуации, настаивали на нанесении ракетного удара по США и Норвегии.
Как бы то ни было, к счастью для всех, Борис Ельцин не сделал никаких поспешных решений и примерно на 8-й минуте инцидента ему доложили, что ракета отдаляется от территории России и не представляет никакой угрозы.
8 минут из 10 возможных. В тот день всего 2 минуты отделяли мир от возможной ядерной войны.
Именно жесткие временные рамки делают Норвежский ракетный инцидент особенным. Острые кризисы между двумя сверхдержавами возникали и до этого, но все они развивались постепенно и поэтому у лидеров государств было достаточно времени, чтобы принять взвешенное решение. В то время как в ходе Норвежского инцидента, Борис Ельцин оказался в невероятно сложной ситуации, когда на принятие тяжелейшего решения о действии или бездействии у него было всего несколько минут. Именно поэтому многие считают норвежский инцидент одним из самых опасных за всю историю.
И что интересно ближе всего к ядерной войне мир оказался не в период Холодной Войны, когда напряжение между США и СССР было наиболее высоким, не в ходе Берлинского или Карибского Кризисов, не в ходе множественных прокси войн на Ближнем Востоке или Азии, а в относительно мирное время и в результате нелепого стечения обстоятельств. А это значит, что к сожалению, риск ядерной войны никуда не исчез и все еще остается.
И даже немного страшно представить, как бы развивались события, случись подобный инцидент в наше время, когда слово “адекватность” уже давно неприменимо к некоторым из лидеров государств. Но всё же будем надеяться на лучшее и то чтобы ядерная война оставалась лишь уделом художников мультипликаторов.
Вот такая история.
6 комментариев
4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена