Крепостное право - позор России и черное пятно на ее истории
Хочется верить, что перед тем как из-за огромного количества дизлайков статья будет удалена ее прочтет как можно больше людей.
Крепостное право- форма феодальной зависимости крестьян: прикрепление их к земле, подчинение административной и судебной власти феодала. В России в общегосударственном масштабе крепостное право оформлялось Судебником 1497 г., указами о заповедных летах и урочных летах и окончательно-Соборным уложением 1649 г., согласно которому всё несвободное население слилось в крепостное крестьянство. Несколько тысяч людей привилегированного сословия имели почти неограниченную власть над 23 млн. рабов. Эта жестокая неправда рождала множество иных неправд и жестокостей, была причиной темноты и невежества, царивших на Руси. Происходило все большее обезличивание крестьян. Манифест царицы Елизаветы I от 25 ноября 1741 г. исключил их из присяги на верноподданичество. То есть, они не признавались даже членами общества. Одновременно расширялись права дворянства. 21 апреля 1785 г. императрица Екатерина II издала жалованную грамоту «о вольности дворянства», которая давала последнему невиданные ранее привилегии. Итак, у крестьян было отнято все, дворяне же получили полную свободу и полную власть над своими крепостными…
И они пользовались этой властью. Помещики торговали людьми, как скотом. Газетные объявления того времени пестрели такими предложениями: «Продаются сани, две перины, мерин и девка восемнадцати лет, готовая для услуг в горницах»; «Продаются повар, лакей и седельный мастер, диван и музыкальный ящик»…Людей истязали, били и забивали до смерти. Безнаказанность крепостников породила массу примеров зверств отечественных рабовладельцев. Помещик Теплов, чтобы добиться признания от двух крестьян, заподозрённых в воровстве, подвесил их за пальцы, и в таком положении порол! Эстляндский губернатор Дуглас порол людей всегда в своём присутствии, порол до беспамятства, после чего приказывал засыпать израненные спины порохом и собственноручно его поджигал. Аракчеев, наказывая дворовых, собирал хор девушек, которые заглушали крики жертв пением: «Со святыми упокой!» Рязанский помещик Измайлов держал у себя гарем, куда приводили девушек от шестнадцати лет, и предлагал их всем гостям. В случае ослушания, он сёк девушек без пощады и жёг избы их родителей. Помещик Шестаков в наказание жёг подошвы людям, а борзых щенков своей своры давал кормить женщинам грудью. Княгиня Козловская секла девушек по грудям, травила мужиков собаками, и однажды из ревности собственноручно разорвала своей горничной рот до ушей…
Ужасы расцвета крепостничества были неописуемы, и ярким олицетворением их явилась знаменитая Салтычиха (Салтыков Дарья Николаевна). Она собственноручно забила и замучила более ста крепостных. Её изобретательность в деле мучительства превосходила инквизицию, причем к этому присоединилась и личная кровожадность. Так, Салтычиха откусывала у женщин сосцы, во время завтрака втыкала в тело провинившейся девушки длинные шпильки, за малые провинности гладила спину горячим утюгом. Она засекала людей насмерть, на морозе обливала раздетых водою, ошпаривала кипятком, вырывала бороды по волоску. В народе про Салтычиху говорили, что она ест мясо девушек и детей, и звали её «людоедкой».
Слух о зверствах помещицы дошёл до самой императрицы. Екатерина II не смогла отнестись спокойно к такой «лютой злодейке». Были назначены следствие и суд. Указом от 10 декабря 1768г. Салтычиху лишили звания, выставили у позорного столба с надписью «мучительница и душегубица». Она была приговорена к смертной казни, заменённой затем заключением в монастырской тюрьме. Там она прожила ещё 33 года.
Конечно, то тут, то там происходили волнения крестьян, недовольных притеснениями помещиков, но они имели лишь местное значение.
Самарин, известный русский редактор, в заметке о Малороссии называет оно имение, в котором ежедневно секли от 40 до 60 баб, в том числе и беременных. «отчего было много несчастных случаев и распространилась падучая болезнь». А. Н. Плещеев, русский поэт, в письме к своему знакомому Дурову упоминает о помещике Смирнове, который «развёл у себя в деревне гарем и изнасиловал одну девушку на глазах отца и матери».
При Николае I продажа крестьян, несмотря на запрещения, продолжалась в тех же размерах, истязания и издевательства не прекращались, часто переходя буквально в кошмарные формы. Был случай, когда помещик затравил собаками ребёнка на глазах отца; был помещик, который, потехи ради, скатывал с ледяной горы раздетых баб. И вообще трудно было отыскать такое наказание, которому помещики не подвергали бы своих крепостных людей. Но ещё страшнее помещиков для крестьян были управители, приказчики, иногда «из своих же крестьян», иногда из помещиков, иногда из мелких подьячих. Жестокость таких управителей, алчность, цинизм и вовсе не подаются никаким описаниям.
Жалобы крепостных на помещиков со времен Екатерины II были запрещены, и жалобщики подвергались телесному наказанию. Крестьяне находили другие формы протеста: обращались в бегство, главным образом на Кавказ; поджигали помещичьи усадьбы; лично расправлялись с жестокими помещиками; бунтовали целыми уездами. Подавление подобных волнений происходило самым беспощадным образом. Так, в 1847 г. произошло волнение в имении князя Голицына, в котором насчитывалось 1400 душ. Губернатор поехал на подавление, взяв три роты, то есть около 700 солдат. Крестьяне не оказали никакого сопротивления и тотчас смирились. Тогда началась экзекуция «для острастки». Перед экзекуцией одна старуха попросила пощадить его тщедушного сына. Вышел узкоплечий, малорослый, худой и бледный парень. Губернатор строго спросил его:
- Будешь ли теперь беспрекословно повиноваться князю Голицыну?
- Как мир, так и я, - заикаясь, ответил парень.
- А, так-то, - закричал губернатор, - дать ему первому двадцать пять горячих.
Ему «дали», и губернатор вновь повторил свой вопрос.
- Как мир, так и я! – ответил едва слышно парень.
- Ещё двадцать пять!
Затем крестьянину снова «дали» и снова спросили; он ответил то же, и его секли до беспамятства.
То же произошло и со следующими. Когда дошла очередь до «зачинщиков», то первый из них забил себе рот землю, чтобы не кричать. В это время деревенские бабы, чтобы отвлечь внимание, стали кидаться в пруд, но это нисколько не остановило губернатора.
В усмирениях бунтов особенно старательные доходили до нелепостей. Так, сохранилось донесение калужского вице-губернатора Митусова, в котором он пишет: «По прибытии в деревню не нашёл никого из крестьян, пересёк жён их и среднего возраста детей, в страх другим Дабы вызвать зачинщиков, сжёг особо стоящую клеть».
Жандармский полковник из соседней губернии написал об усмирении крестьян удельного ведомства в 1834 г.: «Начали с семидесятилетнего старика, которого забили до смерти и на мёртвого уже надели кандалы, затем били ещё тринадцать человек и только четырнадцатый, после трехсот ударов, объявил, что будет повиноваться…засеченные ожили: отлили водою».
При усмирении крестьян новгородской губернии, в 1826 г., не в меру усердный сенатор Баранов «строгости ради» повелел генерал-майору Шкурину «выжечь до основания деревню Березину», а Шкурин попросил употребить для этого 5-й егерский батальон «ради чести воинской». Такое усердие возмутило даже императора Николая I, и он приказал объявить, «что такой постыдный вызов генерал-майора Шкурина весьма ложно им относимый к чести воинской, отнести скорее к позору».
«Отвратительный недуг» крепостничества раскинулся по всей России и точил её, быстро истощая физические и нравственные силы. Казалось, что могучая страна находилась накануне разложения. И Крымская война во всей ужасной наготе явила бессилие и расстройство страны, как прожектор, высветила всю неприглядность и отсталость крепостнической России по сравнению с просвещённой Европой.
Ещё в 1819 г. А.С.Пушкин писал:
Увижу ль, о друзья! Народ неугнетённый
И рабство, павшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещённой
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
Крестьянская реформа 1861 г. отменила крепостное право в России. Но процесс фактического освобождения крестьян был долог и тернист.
А. Жуковский.
В заключение (от меня Ф Ив) если среди прочитавших есть считающие, что "крепостное право" было благом России, то ответьте мне на вопрос - вы бы хотели быть крепостными? Или вы видите себя только только в роли дворян/мещан/духовенства?
В комментариях напишите свое отношение к крепостничество, если вы не согласны с тем, что это позор России, то, пожалуйста, напишите почему.
А.И. Корзухин. «Сбор недоимок» (Уводят последнюю корову). Картина 1868 г.
«Крепостных меняют на собак» — Иван Ижакевич
Продажа дворовой девушки на картине художника Николая Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» (1866; Москва, Третьяковская галерея)
Н. А. Касаткин. «Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка»
Факсимиле манифеста 19 февраля (3 марта) 1861 года по изданию «Великая реформа», 1911 год
19 комментариев
4 года назад
И потом, само крепостное право рассмотрено Вами достаточно тенденциозно. Законодательство достаточно жёстко регулировало эту область взаимоотношений, вы же преподносите владение крепостными исключительно как предметом. Вспомните, хотя бы, чем кончилос
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Как писал один царь в письме к тогдашнему Навальному: "Жаловать своих холопей мы вольны и казнить их вольны же" (с)
Удалить комментарий?
Удалить Отмена