Внедорожные пробы
Все привыкли считать первым в мире «паркетным» внедорожником вазовскую «Ниву». Формально так оно и есть. Но если копнуть глубже, роль «революционера» принадлежит «Иж-14».
В 1970-е годы на повестке дня встал вопрос о создании гражданского внедорожника. «Уазик» с его милитаристским менталитетом был не в счет. Страна, в лице председателей колхозов и агрономов, нуждалась в комфортном, а не утилитарном «проходимце».
Разработка полноприводного легкового автомобиля малого класса была начата конструкторами автозавода в Ижевске в начале 70-х гг. Работы велись заводчанами в инициативном порядке. В 1972-м году было собрано два опытных образца. На автомобиль устанавливался 4-местный трёхдверный несущий кузов; задние колёса оснащались торсионной подвеской, передние - подвеской макферсон. Автомобиль оснащался модифицированным двигателем УЗАМ-412, объемом 1,5-литра и мощностью 75 л.с., а также 4-ступенчатой механической коробкой передач. Двигатель автомобиля имел уменьшенную высоту по сравнению с базовой моделью, за счёт изменения конструкции выпускного коллектора и применения горизонтального карбюратора Солекс. В течении 1972-1973-го гг. автомобиль прошёл испытания, в том числе и сравнительные испытания с внедорожником Волжского автозавода ВАЗ-2121 Нива. В дальнейшем финансирование проекта со стороны Ижевского автозавода были прекращено и работы по Иж-14 были свёрнуты
Проба пера состоялась на «Ижмаше». Первенец с несущим кузовом и полным приводом именовался «Иж-5». Кстати, на ВАЗе в это время только приступили к разработке «Нивы». «Иж-5», создание которого удмуртскими автостроителями проходило в кооперации со специалистами НАМИ, предвосхитил появление первого безрамного короткобазного внедорожника «Иж-14», который увидел свет в 1972 году. «Иж-14» с экстерьерной стилистикой В. Савельева отличался более гармоничным, по сравнению с предшественником, дизайном двухобъемного кузова, хотя и этот автомобиль был далек от художественного идеала. Интерьер «Иж-14» тоже ни изысками, ни роскошью не блистал, но в духе времени был минималистичным и функциональным. Длина машины составляла 3600 мм, ширина 1680 мм, высота 1640 мм. Колесная база равнялась 2300 мм. Для максимально возможной унификации с «Москвичом-412» передняя подвеска «Иж-14» была аналогична «москвичевской», только усиленной. (Любопытно, что в проекте значился прогрессивный «Мак-Ферсон».) В задней подвеске, по образу и подобию конвейерной легковушки, использовались рессоры, несмотря на то, что «Иж-5» щеголял компактными торсионами. Оригинальная, но доработанная раздаточная коробка позволяла обходиться одним рычагом, вплоть до включения обоих мостов в сочетании с понижающей передачей. Тормоза для внедорожника использовались гидравлические барабанные с гидровакуумным усилителем.
Как уже упоминалось, опытный образец «Иж-14», созданный коллективом конструкторов под руководством А. Кондрашкина в рамках проекта автомобиля повышенной проходимости для жителей сельской местности, был построен к лету 1972-го. Несмотря на жизнеспособность, «Иж-14» нуждался в системной доводке. И главное — в комплексной подготовке к производству. В этом заключалась основная сложность. Ведь «Ижмаш», в отличие от АвтоВАЗа, был приписан к оборонной промышленности, а не к Минтрансу. И приоритетной для него была военная продукция. Плюс к тому степень унификации внедорожника с «Москвичом-412», в основном из-за необходимости создания полноприводной версии, так и не удалось поднять до уровня разумной рентабельности. Так, например, уфимский 4-цилиндровый рядный 1,5-литровый карбюраторный 75-сильный двигатель, которым оснастили перспективную разработку, оказался недостаточно мощным для «проходимца». Руководство Госплана посчитало производство двух «параллельных» внедорожников — «Нивы» и «Иж-14» — нецелесообразным. Особенно с учетом близких к завершению предсерийных работ по выпуску миниатюрного украинского вездехода «ЛуАЗ-967» на Луцком автозаводе. В конечном счете, после сравнительных испытаний, проходивших на Дмитровском полигоне в 1974 году, госкомиссия предпочла «Ниву», во многом превосходившую продукт творчества «Ижмаша» в скорости, приемистости и управляемости. Это поставило крест на финансировании проекта «Иж-14». И право именоваться пионером «паркетного» автостроения в результате досталось тольяттинской машине.
Источник:
2 комментария
5 лет назад
Может в чём-то он Ниву и превосходит, но вряд-ли это стоит того чтобы ездить на чмо))
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена