Слово об автомобилях 2. Камеромобили
Поскольку, по завету Владимира Ильича, «Из всех искусств для нас важнейшим является кино», то в СССР для киноискусства не жалели ничего. В том числе и представительских лимузинов. О них сегодня и поговорим.
Идея «съемки с колес» впервые была реализована в 1925 году на съемках фильма «Бен-Гур» США. И дальше идею подхватили во всем мире. В СССР эта идея, скорее всего, перекочевала вместе с Эйзенштейном и Александровым, которые по распоряжению Луначарского, в период с 1929 по 1932 годы работали в США.
1938 год
А первый советский автомобиль кино-назначения был выполнен на базе ЗИС-101. С него пошла традиционная компоновка камермобилей: пикап для двух операторов и дополнительная съёмная передняя площадка для третьей камеры.
1967 год
Позже появился вариант переделанного ЗИС-110. Госкино УССР, на базе завода "Кинотехпром", в городе Чернигов выпускало операторский автомобиль ОАСД-2. Автомобиль строили использовав уже списанный лимузин.
Еще один вариант на базе ЗИСа, предположительно перестроен в автомастерских Мосфильма.
Модель ОАСД-3 построена на том же Черниговском заводе. Мягкий ход и мощный, в 195 Л.С. двигатель Чайки великолепно подходили для съемок в движении.
Для чего нужен мягкий ход, думаю понятно, а вот про необходимость мощного мотора поясню чуть позже.
У них срезали крышу над вторым рядом сидений (без учета страпонтенов, откидных складных сидений) и заменяли на мягкую кабриолетную. Спереди монтировалась дополнительная специальная площадка под съемочную камеру. Также демонтировались все сидения, кроме дивана первого ряда.
Такие машины делали из новых ГАЗ-13, поступавших напрямую с горьковского автозавода. Две использовались на Мосфильме и еще одна на Одесской киностудии. Хотя, сколько было их всего перестроено точно неизвестно.
В некоторых источниках пишут, что «изготовленный и испытанный в Чернигове, автомобиль так и не стал кинооператорским и по своему назначению никогда не использовался.» Для опровержения этой информации представляю Вам фото со съемок фильма «Приключения Электроника».
Да и в кино они тоже попали. Кадр из фильма «Риск - благородное дело», 1977 год. Версия без передней площадки.
След этого автомобиля остался и модельном направлении.
И еще одна Кино-Чайка. Вообще очень интересный вариант киносъемочной автомашины, а именно цветом. Эти машины не просто так красили в черный (иногда черный-матовый) цвет, ибо он не отражает свет во время работы.
В ней, за правой пассажирской дверью, даже были предусмотрены специальные отсеки для разных операторских принадлежностей.
Упрощенный вариант, камерамобиля, просто с краном на крыше. Но это уже более современный вариант с дистанционно управляемой кинокамерой. Вообще, появление функции такого управления было тоже достижением. С того момента стало необязательно оператора запихивать на кран, впрочем, это уже история киноаппаратуры, вернемся к автомобилям.
А что-же было после ГАЗ-13, какие лимузины перестраивали в киносъемочные машины? После Чайки, в Чернигове начали строить камеромобили на базе ЗИЛ-114. Название этот аппарат получил соответственно АСД.04-114. Есть небольшая нестыковка в источниках. По одним, для постройки был использован новый автомобиль, аналогично ОАСД-3. По другим, использовались списанные автомобили. Учитывая, что данная модель производилась до 1978 года, а маркировка на нем уже «04» (а ГАЗ-13 производили до 1981 года), то верю во вторую версию.
На базе ЗИЛ-114 строили спецтранспорт и непосредственно на Мосфильме, видимо с использованием черниговской документации.
Последний автомобиль, по заказу Мосфильма совместно с инженерами ВНИИ ЦУР (Всесоюзный научно-исследовательским центром проблем удара и разрушения) строили сразу на заводе ЗИЛ. За основу был взят списанный ЗИЛ-4104Р. Так закончилась эпоха представительских машин в кино. Сколько таких машин было точно неизвестно, но велика вероятность, что он был изготовлен в единственном экземпляре.
Если это так, то очень жаль, ибо его судьба печальна. Хотя ему удалось сняться в фильме Ширли-Мырли.
Но вот дальше как-то не задалось. Семь лет назад один из камермобилей продавался в весьма плачевном состоянии. Просили за него полтора миллиона, еще тех рублей.
Продавали его и через два года, уже за миллион двести, в еще более плачевном состоянии. Дальше его судьбу проследить не удалось. Надеялся, что может он всплывет в одном из многочисленных автомузеев, но увы. Надеюсь, что он оказался частной коллекции.
Но боюсь, что этот аппарат остался только в виде модельки масштаба 1:43. (Хотя модель соответствует уже ЗИЛ-41047)
Был еще один экземпляр киносъемочной машины на базе этой-же модели ЗИЛа. Но кто и когда его построил неизвестно.
Как будто я в детстве машинку переделал с помощью железного конструктора. Существует большое фото этого автомобиля с большим прицепом, но там не так хорошо его видно.
Справедливости ради, стоит сказать, что камеры в нашем кино устанавливали не только на престижные «членовозы». Их таскал и стар, и млад, то есть и мал, и велик. Вот пример установки киноаппаратуры и на маленький Москвич,
и на большой КАМАЗ,
и даже на наш любимый «Луноход», ЛиАЗ-677, который, между прочим, имел мягкую пневмоподвеску.
Фото со съемок фильма «Бриллиантовая рука», 1968 год
и фото со съемок современного фильма.
Чуть ранее я обещал объяснить, для чего же была необходима мощность двигателя камеромобиля. И тому есть две причины. Первое: чтобы получить устойчивое изображение, снимаемый в движении объект, например, автомобиль, приходится перемещать вместе с камерой. Естественно эта задача ложится на машину с киноаппаратурой. По факту это выглядит примерно так: к основному автомобилю прицепляют специальную заниженную тележку, на которую ставится автомобиль-актер без колес (делается это для того, чтобы снимаемый автомобиль не отличался по высоте от других машин, самостоятельно проезжающих рядом (иногда колеса не снимают, а просто спускают воздух из покрышек). Второй момент: актер, играющий водителя, не должен отвлекаться на дорогу, у него в кадре совершенно иные задачи.
Стоит отметить, что не всегда снимаемый автомобиль ставится на тележку, иногда он и сам перемещается, или в качестве прицепа. Вообще, на эту тему можно написать отдельный пост.
Еще фото со съемок фильма «О чём говорят мужчины», 2010 год
Так, что когда вы видите, что актеры на экране едут в машине, то знайте, что на самом деле их катают на специальном устройстве.
За сим ВСЕ! Можете пинать.
2 комментария
4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Трех осевая стабилизация камеры+ дистанционное управлением в купе дающее эффект "полета". (в начале 90-х годов не было дронов и обходились по разному, иногда снимали сцены погони с вертолёта) Если коротко.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена