Без зимних шин и антифриза, но с одеялом и «кочергой»: как в СССР ездили зимой
Ездить на личном автомобиле зимой даже еще и в 1970‑е — начале 1980‑х, не говоря о предыдущих десятилетиях, если и не подвиг, то поступок — неординарный. Подавляющее большинство владельцев расставались с машинами до весны. Слишком уж много проблем создавала зимняя эксплуатация.
Типичный зимний городской пейзаж. Большинство старых машин не выезжали из дворов до весны.
Конечно, постепенно, особенно с распространением «Жигулей», которые к морозам приспособлены оказались лучше, нежели исконно отечественные автомобили, число смельчаков постоянно росло. В «Жигулях» ездить можно было без шубы и перчаток. Да и по другим параметрам тольяттинские автомобили были адаптированы к морозам лучше иных советских машин. Но желание максимально беречь с трудом доставшийся автомобиль, который часто ведь переходил в семье от поколения к поколению, побуждало отказаться от зимней езды. Ведь кузова, особенно на все гуще с каждым годом просоленных столичных улицах, действительно, нещадно разъедала коррозия.
Но и иные особенности зимней эксплуатации побуждали большинство частников пользоваться с осени до весны общественным транспортом. И их можно понять…
А как зимой ездили на «Руссо-Балте»? Ралли Monte Carlo, 1911 г.
Если сейчас при выборе зимних шин мы решаем вопрос: шипованные или «липучки», то в те времена шины бывали «лысые» и «еще нормальные». Последние — те, на которых еще был протектор, хотя часто уже не особенно глубокий. «Лысые», понятно те, на которых протектора практически не осталось. И те, и другие числили в те годы всесезонными.
О существовании зимних, тем более шипованных шин многие просто и не знали. Такая роскошь встречалась разве, что на некоторых начальственных «Волгах», в основном, видимо, из спецслужб. Только в самом конце 1980‑х в Союзе наладили выпуск отечественных зимних шин по имени «Снежинка». Но их еще надо было достать. Не говоря о том, что позволить себе купить второй комплект шин могли далеко не многие.
Поэтому на летних, они же — всесезонные шинах и ездили всю зиму. Зато такая езда вырабатывала очень полезные водительские навыки (иногда, правда, относительно дорогой или даже очень дорогой ценой), приучала быть осторожным и руководствоваться здравым смыслом. К счастью, движение в те годы и по скоростям, и по интенсивности было куда спокойней нынешнего. Что тоже обеспечивало относительно безопасную езду. Но в любом случае, те, кто отважились ездить в любую погоду, вызывали в среде автолюбителей уважение.
Яркие зимние рекламные фото советских машин отражали действительность лишь очень приблизительно. Обратите внимание на шины.
Нынче перед зимой помимо шин, мы иногда вспоминаем и об аккумуляторе. Если он прослужил уже лет пять, его лучше заменить. Но в те далекие уже времена аккумуляторы, как и все остальное, были дефицитом. Поэтому их берегли и практически каждый владелец автомобиля, отваживающийся на зимнюю эксплуатацию, имел в гараже или дома зарядное устройство. А желательно еще и дистиллированную воду, ареометр для замера плотности электролита и нагрузочную вилку для измерения напряжения. Кстати, поначалу зарядные устройство у частников были самодельные, потом у некоторых — покупные.
На ночь аккумулятор часто носили домой не только, чтобы подзарядить, но и чтобы утром поставить его под капот теплым, а значит — более жизнеспособным. Но ведь аккумулятор лишь первого — необходимое, но не достаточное для пуска двигателя условие.
Самые смелые советские автолюбители ездили зимой даже на очень почтенных по возрасту машинах. Фото середины 1970‑х.
Конечно, «Жигули», а потом и «Москвичи», оснащенные так называемыми «жигулевскими» карбюраторами ДААЗ, завести было куда проще, чем более старые автомобили. Но в морозы минус 25 и ниже это все равно, часто становилось проблемой. А ведь такие температуры бывали даже в средней полосе.
Когда-то утро автолюбителя начиналось с залива в систему охлаждения горячей воды. В этом, кстати, было некое преимущество, ведь двигатель становился хоть немного, но теплее. В 1970‑х все чаще стали применять антифриз, который в позднем СССР назывался «Тосол». Он позволял не возиться с водой и сливными краниками. Но системы охлаждения старых автомобилей из-за неидеальных уплотнений постоянно норовили выпустить ценную жидкость на улицу. А ведь «Тосол» тоже был постоянным дефицитом.
Утеплители на решетки радиатора — типичная в СССР зимняя опция.
Далеко не все, а скорее очень немногие перед морозами заливали масло меньшей вязкости. Обычно лили то, что удалось достать. Поэтому в сильные моторы даже в средней полосе, не говоря о северных районах, пуск холодного двигателя был делом очень непростым. Даже если свечи зажигания были исправными, а карбюратор и зажигание отрегулированы грамотно.
Чтобы немного разогнать застывшее масло иногда несколько раз проворачивали двигатель заводной рукояткой, она же в фольклоре — «кривой стартер» или просто «кочерга» . Но уже вскоре после появления «Жигулей» эта опция пропала из комплекта инструментов. Помогал и стакан бензина, залитый в масло, чтобы сделать его немного пожиже.
Уверенному пуску способствовало и прокаливание — нагревание свечей. В гараже — паяльной лампой, дома — на газовой плите. Главное быстро завернуть свечи на место. А если нагрев происходил в квартире, то для этого стремительно добежать до машины.
Владельцы гаражей перед пуском двигателя, порой, ставили под него электрокалорифер. Самые смелые автолюбители использовали даже паяльные лампы. Но многие справедливо считали такой способ прогрева мотора небезопасным.
«Жигули» сильно облегчили жизнь автолюбителей, предпочитающих ездить круглый год.
Итак, двигатель заработал и даже прогрелся. В салон тоже пошло хоть какое-то тепло. Но зимние проблемы на этом не заканчивались. В коротких городских поездах и аккумулятор не успевал зарядиться, как следует. Да, и двигатель не всегда нормально прогревался. Даже с утеплителями, которые рачительные владельцы на зиму пристраивали на решетки радиаторов.
Если мороз был особенно сильным, днем автолюбители старались выбежать с работы, чтобы лишний раз прогреть двигатель. Даже если в системе охлаждения антифриз, а не вода. А вечером перед возвращением домой некоторые специально удлиняли поездку для подзарядки аккумулятора. Скажем, проезжали пару кругов по Садовому кольцу. И такое было!
Хорошо бы еще и выйти к машине поздно вечером и вновь прогреть двигатель. А можно еще и укутать его на ночь старой телогрейкой или ватным одеялом. Немного помогало.
Зато самые смелые и не ленивые автолюбители накапливали зимой самый разный опыт, а заодно пользовались заслуженным уважением тех, кто ставили свои автомобили «на прикол» до весны, а потому в фольклоре получили прозвище «подснежники».
Источник:
16 комментариев
Год назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена