Геополитика воды
Именно они с радостью прыгали по случаю свержения «диктатора» Муамара Каддафи, похоронив вместе с ним и самый масштабный ирригационный проект за всю историю человечества, «Великая рукотворная река», обрекая Африку на голод.
Неутешительные прогнозы насчет глобального голода появились в результате наблюдений за урожаями кукурузы, которая является одной из главных сельскохозяйственных культур в мире. Ученые выяснили что с повышением среднегодовой температуры сокращается период роста злака и его накопленная масса. Ожидается, что больше всего пострадает Африка, где много лет свирепствуют засухи. Из-за высокой температуры воздуха некоторые виды растений нельзя будет выращивать на этом континенте, больше всего пострадает как раз растущая там кукуруза.
Между тем, грядущего катаклизма можно было бы избежать, если бы не политика глобальной финансовой элиты, развязавшей «арабскую весну».
В 1953 году ливийцы обнаружили на юге страны гигантские подземные резервуары, которые содержали около 35 тысяч кубических километров артезианской воды. Соответствующим объемом можно, например, полностью затопить территорию Германии (357 021 квадратный километр), а глубина подобного водоема составит около 100 метров. Под патронатом Каддафи был разработан проект сложной сети трубопроводов, которые бы доставляли воду из Нубийского водоносного слоя в засушливые районы страны. Для реализации этого грандиозного плана в Ливию из Южной Кореи прибыли специалисты по современным технологиям. В городе Эль-Бурайка запустили завод по производству железобетонных труб диаметром четыре метра. 28 августа 1984 года Муамар Каддафи лично присутствовал при начале строительства трубопровода.
Строительство в Ливии Великой рукотворной реки в 2008 году признано Книгой рекордов Гиннесса самым большим ирригационным проектом в мире. Но здесь важны не масштабы стройки века, а цели. Ведь если ливийская рукотворная река будет достроена, она превратит Африку из пустыни в плодородный континент, такой же, как, например, Евразия или Америка. Сейчас бы эта сеть включала 1300 скважин глубиной 500 метров, четыре тысячи километров проложенных под землей бетонных труб, систему насосных станций, резервуаров-хранилищ, центры контроля и управления.
Ежедневно по трубам и акведукам рукотворной реки текло бы шесть с половиной миллионов кубометров воды, снабжая города Триполи, Бенгази, Сирт, Гарьян и другие, а также зеленеющие посреди бывшей пустыни поля. В дальнейшем ливийцы намеревались орошать 130-150 тысяч гектаров культивируемых земель. Более того, Каддафи планировал включить в эту систему другие африканские страны. Одним из первых, кто собирался присоединиться к этой системе, был ныне свергнутый «диктатор» Египта — Хосни Мубарак. В результате Африка не просто перестала бы быть вечно голодающим континентом, но даже сама начала бы экспортировать ячмень, овес, пшеницу и кукурузу. Завершение проекта планировалось через 20 лет.
Само собой, после переворота в Ливии и дальнейшего свержения Каддафи с помощью исламистов, местных экстремистов, бомбардировок и спецназа, проект ушел в небытие и вряд ли будет возобновлен. Интересно и то, что одной из целей «гуманитарных бомбардировок» НАТО в Ливии стал трубопроводный завод, который уничтожили еще 22 июля, то есть за три месяца до гибели ливийского лидера, когда, в общем-то, его судьба уже была предрешена.
Теперь, даже не вдаваясь в конспирологию на тему кто будет откачивать эту воду в ближайшем будущем, следует отметить, что остановка именно этого проекта, в конце концов, и приведет к новому голоду и массовой миграции.
Проблема нехватки питьевой воды — это беда не только Африки. По статистике, практически пятая часть населения мира живёт в районах, в которых наблюдается острая нехватка питьевой воды. Помимо этого, одна четверть населения живёт в развивающихся странах, которые испытывают нехватку в связи с отсутствием инфраструктуры, необходимой для забора воды из водоносных пластов и рек. Нехватка воды по этим же причинам наблюдается даже в тех районах, в которых выпадают обильные атмосферные осадки и имеются большие запасы пресной воды. Согласно исследованиям, к 2025 году больше половины государств планеты либо ощутят серьёзную нехватку воды, либо почувствуют её недостаток, а к середине XXI века уже трём четвертям населения Земли не будет хватать пресной воды. По подсчётам, примерно в 2030 году 47% населения планеты будут существовать под угрозой водного дефицита. При этом к 2050 г., значительно увеличится население развивающихся стран, в которых уже сегодня воды не хватает.
В список неблагополучных в плане запасов питьевой воды вошли государства Северной и Южной Америки, Африки, Азии и Океании. Ученые выделяют среди них Мексику, Индию, Китай, Австралию, Нигерию и Пакистан как находящиеся в наихудшей ситуации с пресной водой. Есть свои проблемы и на юге ЕС, страдают от ее нехватки и Соединенные Штаты. Среди всех территорий США наиболее страдают от жажды юго-западные штаты: Калифорния, Техас и Флорида.
Уже не раз отмечалось, что в ближайшие десятилетия вода по цене чуть ли не догонит нефть. Но если есть страны, страдающие от нехватки, то есть и те страны, у кого этой воды в достатке. И тут взгляды снова обращаются на нашу страну, где только в одном озере Байкал сосредоточенно 20% всей пресной незамерзшей воды планеты. Первыми здесь подсуетились китайцы. Еще в прошлом году китайская корпорация LeEco намерена наладить экспорт воды из озера Байкал в свою страну. Соответствующие переговоры руководство LeEco провело с губернатором Иркутской области Сергеем Левченко. Юрий Менухов уверен, что рынок Китая благоприятен для продаж питьевой воды.
Огромное население, нехватка природных ресурсов, плохая экологическая ситуация — всё это позитивно влияет на потребление бутилированной воды китайцами. Финансовый аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин рассказал, что потребления бутилированной воды в Китае удвоилось за последние 10 лет и сейчас на четверть превосходит США. По мере роста внутреннего спроса объем рынка может вновь удвоиться в ближайшее десятилетие. Объем рынка составляет около 45 млрд л в год, или 33 л в год на человека, при этом в деньгах составляет примерно $2–4 млрд и здесь прогнозируется значительный рост. Остается лишь надеяться, что экономические выгоды не напорются на жадность наших чиновников, которые из-за лишнего миллиона долларов ухитряться распродать уникальный природный объект, к тому же стратегического для всей страны назначения.
Однако, если китайцы готовы за нашу воду платить, то «страны развитой демократии» предпочитают просто приходить и брать, что и было прекрасно продемонстрировано в Ливии, где анекдот про не волнующие шерифов проблемы негров стал жуткой реальностью. Напомним, бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт как-то сказала: «величайшая несправедливость, когда такими землями, как Сибирь, владеет одна Россия», а теперь, когда рынок питьевой воды превысил 30 миллиардов и увеличится кратно, о наших национальных запасах заговорят еще громче. А как показали последние три года, кто бы там, «у них», не был у власти, на честные условия, когда им станет очень нужно, можно будет рассчитывать только при наличии хорошей армии и четкой позиции.
Источник:
0 комментариев