"С Путиным справляется только тот, кто принимает его незаконные правила"
На саммите в Таормине страны большой семерки договорились придерживаться санкций по отношению к России из-за аннексии Крыма и российской агрессия на востоке Украины. Правительство США отказалось ослаблять санкции и даже наоборот, пригрозило сделать их более жесткими, если Кремль не будет выполнять свои обязательства по Минскому соглашению.
Следует отметить, что в течение долгого времени опасались, что президент США Трамп стремился к сделке с Москвой за счет Украины. Увеличение интенсивности расследований отношений Трампа и Кремля позволили позднее Белому Дому избежать впечатления близости Трампа с Путинским режимом.
Отношение к России с точки зрения Украины выступает как один из немногих вопросов, в которых в настоящее время трансатлантические партнеры едины. Но это не может скрыть тот факт, что Запад по-прежнему сильно удален от долгосрочной, последовательной стратегии по отношению к Путинской России.
Россия – партнер?
С одной стороны, появляется сильное сопротивление Москве и растет осознание опасности, которая угрожает институтам западной демократии через российские кибер и информационные военные операции, но тем не менее, Европа очень сильно обеспокоена тем, что эти разноглася могут нанести тяжелый ущерб экономическим отношениям. При этом мнения о российской экономике расходятся, будет ли она дальше драматично ухудшаться или же она скоро улучшится.
И, не смотря на то, что Россия активно принимает участие в войне режима Ассада против части своего собственного населения, западные лидеры не устают призывать к совместной с Кремлем «борьбе с терроризмом» и перевербовать его в незаменимые «стабильные партнеры».
То, что Владимир Путин был принят французским президентом со всеми почестями в Версале вскоре после его прихода к власти, не смотря на то, что Эммануэль Макрон во время предвыборной борьбы стал мишенью российских хакерских атак, свидетельствует об этой двойственности
Глубокая неуверенность
Запад разрывается между осознанием того, что он вырастил в путинском неоимперализме опасного всемирно-политического противника. Надежда остается на то, что этот антизападный курс Москвы, это всего лишь временное заблуждение, которое после подробного ознакомления русских властителей с преимуществами мирного уравнивания интересов смягчится.
В то же время, у парализованной кризисом западной элиты растет восприимчивость к коррумпированности путинской системы власти. Некоторые признают, что с Путиным довольно легко ужиться, если принимать его беззаконные правила.
Но наиболее глубокая причина состояния неуверенности в отношении с российским авторитарным руководством лежит в неуверенности, насколько на самом деле стабильна и долговечна действующая в России система власти. Грубо говоря, касательно этого на Западе различается два противоположных направления мысли: культурные пессимисты и модернистские оптимисты.
Вступление (переход) в новое время
Одни считают, что Путинский авторитаризм уходит корнями глубоко в культурные и ментальные традиции русского общества. Если взять в расчет, что в обозримом будущем Россия могла бы демократизироваться и принять европейские ценности в том смысле, который вкладывает в это Запад, это будет всего лишь выражение идеалистической иллюзии.
Другие исходят из того, что русскую исключительность (особый путь) нельзя долго удерживать в условиях глобальной экономической и коммуникативной сети.
Они полагают, что с возрастающей изоляцией и экономическим упадком России части элит и простое население будут отворачиваться от режима, которые не хотят терять вступление (переход) в новое время.
Эта фундаментальная разница в оценке будущего России находит себя также в спорах русской оппозиции – или в том, что еще осталось от нее при таких репрессивных условиях в России. Во время недавно организованного Министерством иностранных дел Литвы заседания в рамках Форума свободной России в Вильнюсе, можно было наблюдать примерное столкновение среди критикующих Путина русских патриотов.
Если бы Путин это знал
Инициативы гражданского общества указывают на растущий потенциал для конфликта, который накапливается под поверхностью очевидно подавляющей поддержки Путина и нарастает все больше в акциях протеста, широких массовых демонстрациях, а также в забастовках водителей грузовиков.
Но даже если бы в большей части общества возросло недовольство коррупцией, бесхозяйственностью и произволом аппарата власти, скептики считают, что оно не повернулось бы против персоны Путин и воплощенной им националистической эйфории.
Относительно кремлевского владыки они фиксируют настроение, которое напоминает о распространенном в национал-социалистской Германии изречении: „Если бы это знал фюрер“.
Надежда лидеров оппозиции, смочь вызывать изменения, как Путиным уже давно арестованный и, наконец, помилованный бывший нефтяной магнат Михаил Ходорковскй, с помощью терпеливой мобилизации протеста и участия в манипулируемых выборах в России. Они считают это "романтикой". Жестокие репрессии, которые в настоящее время практикует Кремль на захваченном Крыме, являются тестовым прогоном того, что Кремль намерен делать в России.
Стратегия Ходорковского
Из своей эмиграции Ходорковский защищает стратегию „открытой России“ – свободного соединения оппозиционных и граждански-общественных групп в виде „круглого стола“. Он хочет объединить оппозицию под унифицированной программой и единым лидером, аргументируя это тем, что создастся лишь авторитарный принцип, который Путин хочет навязать русскому обществу.
Ходорковский также подвергает критике западные санкции, которые препятствуют широкому обмену между простыми русскими людьми и западными обществами. Вместо этого, санкции должны иметь гораздо более целенаправленный характер, направленный против преступников и людей, извлекающих пользу из системы Путина.
В эту программу Ходорковский вкладывает представление, что авторитарный режим навязан России только сверху и был бы отвергнут большей частью русского населения.
Криминальная энергия властителя Кремля
Опросы, в соответствии с которыми подавляющее большинство россиян было за Путина, не имело прогностического значения в условиях повального страха репрессий. Ходорковский и его соратники ни в коем случае не хотят в целом идентифицировать Россию с махинациями Путина.
Но утверждение о том, что русское самодержавие опирается исключительно на личное стремление к власти и криминальную энергию Кремлевского Господа и его последователей, было хрупким. На форуме «Свободная Россия» мало говорилось об идеологии, с помощью которой, воздействуют на российскую молодежь (которая находится под влиянием режима).
При этом речь не идет о гомогенной государственной идеологии как в советские времена. Все же, посредством чего-то вроде изделия из лоскутов националистических, правых-консервативных и неосоветских теорий Путин сделал мировоззренческий фундамент своего господства, ядро которого - это антизападная обида.
К вопросу о том, насколько глубоко это мышление проникло в головы элиты и более широких слоев населения, не в последнюю очередь прогноз зависит от того, что будет после Путина – и будет ли что-то лучшее.
Ядовитые краски против российской оппозиции
Самым перспективным противником Путина сейчас считается Алексей Навальный. То, что он сам совсем недавно позиционировал себя как ультранационалистический политик, такие оппозиционеры как Ходорковский не считают существенным. Если Навальный сможет принять участие в предстоящих выборах президента, то он будет его поддерживать.
Сегодня Навальный пропагандирует плюралистское общество, но отодвигает на задний план такие важные вопросы внешней политики, как аннексия Крыма. Критики, однако, считают это большой ошибкой, обходить такие невралгические пункты раздора в знак уважения к националистическим настроениям в стране.
Так в злокачественных императорских фантазиях о силе и могуществе они видят реальную основу русской нищеты.
Для запада все это может значить, что он не может сделать свои собственные действия зависимыми от неопределенности внутреннего развития России. Из интересов самосохранения западные демократии должны определить в мировой политике четкие границы Кремля. Только так они должны двигать либеральные идеи: Ваш шанс повлиять на будущее развитие страны ограничены.
Источник:
0 комментариев