"Толпа выламывает дверь, а виноват врач"
Например, многократно, зачастую в разы, возросла нагрузка. Связано это не только с валом бумаг и введённым недавно электронным документооборотом: с 2006 года постоянно повышается количество пациентов в расчёте на один педиатрический участок. Сначала, «на волне» нацпроекта «Здоровье», их количество увеличили с 600 до 800 человек, и с тех пор рост продолжается. Сегодня во многих поликлиниках не редкость и тысяча, 1,2 тысячи, и даже 1,7 тысяч прикреплённых к участку детей. Результат очевиден – спрос на медицинскую помощь превышает «предложение», так как врачей мало и они физически не могут справиться с растущим потоком пациентов и усложняющимся документооборотом. Поэтому работать становится всё трудней и трудней. Нельзя не упомянуть и новые требования к «качеству обслуживания», которые появляются постоянно. Если раньше обычный осмотр требовал совсем небольшой записи, то сейчас приходят страховые компании и проверяют каждое слово, каждую буковку, а за малейшие неточности штрафуют. Приходится делать подробные записи и дублировать их в электронные карты, которые, к сожалению, не облегчают, а только усложняют работу.
Не могут не отреагировать на такую ситуацию и родители наших пациентов. Например, многие мамы вообще перестали обращаться к педиатрам в поликлиниках, потому что из-за огромного количества детей на участках сидеть в очередях приходится по 2 – 3 часа. И это при том, что врач всего три часа максимум приём и ведёт: ещё три часа он находится на вызовах (среди которых огромное количество необоснованных), а остальное время тратит на оформление документации. Если бы время между вызовами и приемом распределялось грамотно, а необоснованные вызовы своевременно отфильтровывались, врач мог бы приеме уделить внимание большему количеству пациентов. Но этого, к сожалению не происходит. Педиатров на дом вызывают всё чаще – кому же захочется сидеть в очередях и заражать детей? К тому же некоторые участки у нас расположены далеко и родители просто не хотят никуда ехать – конечно, гораздо удобней, когда врач придёт домой.
В описанной ситуации вполне логично, что год от года жалоб на педиатров становится всё больше. Население яростно требует полноценных социальных гарантий, которые «были раньше». Но увы: со всеми нововведениями доступность медицинской помощи уменьшилась в разы. Вот, например, сейчас у Минздрава проявился очередной любимый проект под названием «Бережливая поликлиника». Теоретически его суть – комплексные меры по повышению эффективности работы. Но эти меры не работают!
Возьмём, скажем, запись через Интернет. Лично я это новшество приветствую, потому что людям и правда удобнее так записываться. Но те, у кого записаться не получилось, всё равно приходят в поликлинику. Результат — каждый день у кабинета идёт драка между теми, кто урвал заветный талон, и теми, кто не смог. Та же история с попыткой ликвидировать очереди на сдачу анализов. Для этого мы должны записывать детей на лабораторные исследования через тот же Интернет на конкретное время. Но в итоге наша работа оказывается парализованной. Запись стандартно забита на месяц вперёд, свободных «номерков» нет и направить пациента на анализ мы не можем. Точно такая же история ъ с рентгеном и УЗИ, где очереди растягиваются на полгода. Те, кому нужно сделать исследование срочно, вынуждены обращаться в частные клиники. Вот на всё это родители и жалуются: на очереди, на невозможность записаться через Интернет, в том числе к узким специалистам, на отсутствие талонов на нужные обследования.
Отдельный пункт жалоб – трудности с госпитализацией в стационар. Там зачастую нет мест,
и людям попросту отказывают. Например, зимой, в разгар эпидемий, ребёнка с обструкцией могут «развернуть» домой с выпиской, гласящей, что на данный момент доступа к стационарному лечению нет. Это значит, что такой «стационарный» по сути пациент (которого по-хорошему надо бы наблюдать ежедневно) оказывается подопечным участкового педиатра. А педиатр и без того «на грани» из-за бешеной нагрузки. Зимой количество пациентов увеличивается, поэтому обработать все вызовы и принять всех пришедших практически невозможно. Да и тех, кого принимают, зачастую физически невозможно грамотно осмотреть. При норме в 12 минут на пациента приходится тратить от силы пять, иначе не успеешь ничего. За один зимний день на приём приходит не меньше 30 человек, из-за чего приходится «пересиживать» минимум час-полтора. Та же история с вызовами: при норме не более шести в день бывает и 20, и 30, и даже 40. Соответственно, риск некачественного оказания медицинской помощи возрастает в разы. А на прием, как и раньше, идут все подряд, и никакого распределения потоков нет. В рамках программы «Бережливая поликлиника» сделали стрелочки, повесили табло, а что изменилось? Ровным счётом ничего. Под дверью по-прежнему голосит толпа, в которой кричат, дерутся, а иногда и выламывают двери.
Я могу понять людей, которые жалуются на такие вещи. Они часами стоят в очереди, попадают к педиатру, а там направлений на анализы нет, обследования недоступны. Конечно, они пишут жалобы и идут в платные клиники. Любопытно, что в страховые компании, которые якобы должны «защищать» пациентов, обращаются единицы. По словам пациентов, страховщики на их жалобы тоже не реагируют. Реакция идет тогда, когда родители пишут в прокуратуру или в Минздрав. В этом случает администрации медучреждения обязательно поступает звонок или письменное обращение, на основании которого детей «жалобщика» обследуют внепланово.
Разумеется, бывают и необоснованные жалобы. Одним не нравится почерк, другим – то, как врач разговаривает, третьих не устраивает, что «врач не играет с моим ребенком», «не улыбается на приеме», «не любит моего ребенка». А у руководства всегда виноват педиатр. Врача вызывают на разговор, могут объявить выговор, лишить премии. В том числе и за то, что нет обследований, потому что не выделяют необходимого количества талонов. Выговор за это получает участковый врач, медсестра, старшая медсестра, хотя они в сложившейся ситуации не виноваты. Просто администрации надо кого-то наказать, чтобы отчитаться о принятых мерах.
Беда в том, что смелость и желание идти против начальства находится далеко не у всех медработников. Скажешь что-то против — тебя начнут гнобить, унижать всевозможными способами, обвинять во всех грехах. И без того претензий полным-полно. Например, у нас бывают собрания, где объявляют, сколько мы выдали направлений на анализы сверх плана, и пугают, что за каждый лишний анализ нас будут штрафовать и платить за них мы будем из своего кармана. Администрация даже составляет «черные списки» врачей, которые больше других назначает обследований, выписывает больничных листов, и во всеуслышание объявляет их фамилии на таких собраниях. Хорошо, что сейчас хоть увольнением открыто не угрожают, хотя раньше были такие случаи. Людям в лицо говорили: «Тебе в затылок дышит толпа, многие хотят на твое место». Да и те же стимулирующие выплаты больше у тех, кто не ссорится с администрацией: ведь начисление зарплаты полностью отдали в руки руководства. Проще проглотить ком обиды и работать дальше.
Кстати, про толпу, которая «дышит в затылок» решившему уйти врачу – очередное художественное преувеличение. Да, в прошлом году мы набрали молодых специалистов. В связи с отменой интернатуры к нам пришли молоденькие девочки, и недостаток кадров мы закрыли. Но наши «новобранцы» прошли боевое крещение зимней нагрузкой, и я не уверена, что после него они с большим энтузиазмом продолжат работать дальше. Думаю, года через три как минимум половина из них уйдёт в свободное плавание. Тем более что зарплаты у них весьма небольшие. Те суммы, о которых говорят Росстат и Минздрав, действительности не соответствуют: участковый врач получает 28-30 тыс. рублей, а не заявленные 57 тысяч. Перед выборами в декабре-январе зарплата была повыше (около 40-45 тыс. рублей), но потом пополз слух, что выборы прошли, денег нет и высоких зарплат больше не ждите.
Есть ли рецепт спасения участковой педиатрии? Наверное, многие врачи согласятся со мной в том, что в первую очередь нужно ликвидировать систему ОМС. Это ненужная воровская прослойка между врачом и пациентом. Если бы деньги шли непосредственно в больницы, возможно, было бы больше тех же анализов и обследований. Также нужно расширять штат врачей, уменьшить количество детей на участках и число необоснованных вызовов врача на дом ( возможно, стоило бы оставить их оставить вызовы только для детей до 3 лет). Прекрасной мерой было бы увеличение времени амбулаторного приёма: тогда не было бы таких длинных очередей, у врача появится возможность всех спокойно осмотреть. И, разумеется, необходимо увеличивать финансирование медицины.
Эллина Останина, участковый педиатр, г. Ижевск.
http://medrussia.org/15947-tolpa-vilamivaet-dver-a-vi..
Источник:
0 комментариев