Метаморфозы русского мата
19 марта 2013-го Государственная дума Российской Федерации приняла закон, запрещающий употребление ненормативной лексики в СМИ. Целью данного документа явилось желание защитить население страны от аморальной информационной среды. Похабные тексты или речь, изобилующую трехэтажными выражениями, может быть, слушать и прикольно, но утомительно и неприятно – создается ощущение, что ты съел что-то испорченное или на тебя вылили ведро помоев. Постоянное употребление мата свидетельствует о низкой культуре говорящего. «Крепкое» словцо существовало с летописных времен, и до сих пор оно неискоренимо. В годовщину принятия закона предлагаю поговорить о ненормативной лексике в русском языке.
Самое первое упоминание ненормативной лексики зафиксировано в берестяных грамотах начала XII века из Новгорода, представляющих собой дразнилку о похотливых людях. В ней упоминаются матерные названия мужских и женских половых органов и процесса, который происходит при их сближении.
Второй образец представляет собой сканированный вариант поговорки, содержащий древние нецензурные выражения, буквальный перед которой: «Не выеживайся, будь как все».
Эти нецензурные выражения именовались как лая матерная. Крепкое словцо, характеризующее женщину легкого поведения, появилось тоже в XII веке, причем в те далекие времена оно считалось нормативным и было запрещено к употреблению лишь императрицей Анной Иоанновной.
До сих пор в разговорной среде эти четыре слова и их производные являются самыми эффективными выражениями эмоций говорящего. Существует множество баек о происхождении того, что некультурные люди пишут на заборах. Например, русский историк Карамзин придумал такой анекдот:
Ехал как-то Николай в экипаже с царевичем Александром и его наставником поэтом Василием Жуковским. Невинный малец увидел на заборе известное слово из трех букв и спросил Василия Андреевича, что оно означает. Государь с интересом посмотрел на Жуковского, ожидая, как мастер слова выйдет из положения.
– Ваше императорское высочество, – ответил Жуковский, – это повелительное наклонение от глагола «ховать».
Второй анекдот появился во времена эпохи СССР, и связан он с известным адресом, на который всех посылают. Представлен он в виде недоумевающего иностранца, рассказывающего домашним, что в России деньги куют:
Жена спрашивает мужа: «Где зарплата?»
А тот отвечает: «Иди накуй!»
В Википедии можно прочитать авторитетное мнение ученых-лингвистов о происхождении часто употребляемых матерных слов.
Вставить крепкое словцо любили многие литераторы, в том числе и А.С. Пушкин. В изданиях, где встречаются подобные строки, есть только первая буква, остальная часть слова обозначена многоточием, дефисами или звездочками. Грешил употреблением и похабник И. Барков, и «последний поэт деревни» С. Есенин, и трибун В. Маяковский. А некоторые современные поэты позволяют себе из этих слов делать рисунок стихотворения. Ввиду неприличного оформления не могу привести наглядный пример.
Русский мат прочно вошел в топонимику природных объектов. Так существуют подмосковная речушка Вобля, Тулебля – новгородская речушка и железнодорожная станция на ветке «Дно–Старая Русса» и река Убля, протекающая по территории Курской и Белгородской областей.
Впервые в прямом эфире «крепкое» словцо прозвучало во всей красе, когда министр угольной промышленности СССР Щадов послал по известному адресу бастовавших шахтеров.
До сих пор эти 4 слова и их производные являются нецензурными выражениями, если проверка Роскомнадзора обнаружит их в СМИ, то издание, радио- или телепередача могут лишиться лицензии.
В Кодексе об административных правонарушениях есть статья, рассматривающая употребление ненормативной лексики как мелкое хулиганство.
Авторский пост
19 комментариев
11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена