НАЧАЙ
Обзорное исследование 19 века.
А главное во что превратился НАЧАЙ в наше время, читатели ответят сами.
Прошу осветить этот вопрос.
НАЧАЙ .
Я просилъ наборщика набрать, a корректора не Исправлять этого слова, стоящаго въ заголовкѣ, на Томъ основаніи, что чувствуется въ немъ такое плотное сліяніе начальнаго предлога съ управляемымъ существительнымъ, каковое сліяніе замѣчается и въ
Самомъ обычаѣ съ народною жизнью. Изъ двухъ Частей рѣчи народилась одна. Это иарицательное имя, означающее всѣмъ извѣстную и для каждаго Обязательную установленную подать, родственно, по внѣшней формѣ и внутреннему смыслу, напри-мѣръ, со словами настолъ (русскій колымъ или
плата, полагаемая настолъ за невѣсту) , наславленье — сборъ въ рукахъд уховенства, вещественный знакъ благодарности за духовное славленье
припосѣщеніи домовъ со крестомъ и св.водою, нахрапъ и нахрапы — взятыя насильемъ взятки и жадно награбленныя состоянія вымогателей, на-ростъ—деньги, даренныя крестыымъ отцомъ, или то же, что общеупотребительный на зубокъ и проч. Всѣ
эти старинныя слова, подобно приданому, подуш-ному ит.п., из давна склоняются повсѣмъ падежамъ обоихъ чиселъ. Говорятъ, напримѣръ, смѣло
и не оглядываясь на свидѣтелей, такимъ образомъ: не жалѣлъ кумъ наростовъ крестникамъ—удареніе на первомъ слогѣ, что бы не смѣшивать съ болѣз неннымъ возвышеніемъ наживыхъ тѣлахъ,—нежалѣлъ этихъ подарковъ: безъ нароста никогда не
подходилъ къ купѣли, разсчитывая наростомъ привлечь любовь крестнаго сына и нащедромъ нарост ѣ достигалъ того же и y кумовьевъ. Натомъ же
основаніи и наше составное слово,у далившееся смысломъ на неизміримое разстояніе отъ воего корня (чай—растеніе, a начай—мелкая взятка, плата сверхъ условія или занебольшой трудъ),начинаетъ въ живой рѣчи подчиняться всѣмъг рамматическимъ
правиламъ. Кое-гдѣ уже дерзаютъ говорить во множественномъ числѣ, примѣрно такъ: пошли поборы, да взятки, да разныя начай; всѣмъ праздникамъ
бываетъ конецъ, a начаямъ конца нѣтъ и въ годъ
приходится раздать начая столько ,что карманъ тре-щитъ. Хотя отъ начаевъ богатъ не будешь, однако иныя семьи давно уже помаленьку живутъэ тими
самым иначаями. Стало быть и намъ нетолько обя-зательно выдать начай, номожно остаться при этомъ безъ карманныхъ денегъ отъ выданнаго сегодня начая и быть по праву всегда недовольнымъ частымъ начаемъ *) . Если, въ самомъ дѣлѣ , кажется
страннымъ склоненіе этого слова въ единствеиномъ
числѣ, то, минуя то бытовое явленіе, что эти поборы часты, многочисленны и мелки, мы все-таки не должны забывать ,что это слово новое, создавшееся почти на нашей памяти. Оно еще необдержалось такъ, чтобы могло гнуться исклоняться по
грамматическимъ правиламъ. Свободные въ обращеніи съ роднымъ языкомъ, какъ вѣтеръ въ полѣ, русскіе люди сь природнымъ, стариннымъ словомъ
давно уже нецеремонятся. Напримѣръ, млеко въ
нынішней формѣ своей проводится на сѣверѣ Россіи по всѣм падежамъ множественнаго числа, вопреки запрета всѣхъ нашихъ грамматикъ, прославившихся прротиворѣчіями, недописанными законами и не додѣланными правилами.
Тамъ твердо увѣрены, что молоки бываютъ разныя, другъ надруга мало
Или совсѣмъ непохожія: прѣсное и квашеное или
кислое, топленое и парное, простокваша и варенецъ, творогъ, сметана ис ыры,—вообще вс ѣ молочны епродукты, имѣющіе одно общее названіе «скоповъ».
Вотъ почему и ѣдетъ смѣло и рѣшительно на архангельскій базаръ подгородиая баба и дерзко и безсовѣстно кричитъ навсю площадь, Предлагая свой товаръ въ разнородныхъ сортахъ И во множественномъ числѣ любому учителю и Ученику гимназіи.
Слово «начай» дѣйствительно новое, лишь въ серединѣ нынѣшняго столѣтія дерзнувшее счастливо посоперничать и съ притворною ласковостью,и съ обманомъ подсмѣнять завѣтную и старинную «наводку, наводочку, навино».
Годъ, когда началось
Повальное московское чаепитіе, съ точностью опредѣлить трудно: говорятъ, что вскорѣ «послѣ француза» получила свое начало трактирная жизнь и дикіе, домосѣдливые купцы начали посѣщать театры, отдавщись обоимъ развлеченіямъ съ неудержимымъ
Увлеченіемъ и охотою. Измѣнились люди до того, что давно уже въ Великороссіи сложилась поговорка, что «нынѣ и пьяница наводку непроситъ,
a все начай». Исключеніе представляютъ два родствениые народа: бѣлоруссы и малоруссы, закоторыми, въ числѣ многихъ древнихъ привычекъ, оста-лась и эта просьба, высказываемая откровенно и напрямикъ «нагорилку». На большихъ дорогахъ,
вблизи племенныхъ границъ эта просьба ямщика, обращаемая къ проѣзжему, смѣло засчитывается в ъ число этнографическихъ признаковъ таковыхъ границъ. Такъ ,напримѣръ, по Псковской губерніи все просятъ«начаекъ». Въ Витебской и Смоленской тотъ же почтовый ямщикъ, почесывая спину и въ затылкѣ, выпрашиваетъ на прощанье «навино». Почтовая «наводка» сдѣлалась даже обязательною, закономъ установленною прибавкою (от ъ 5 до 10коп.) для ѣдущихъ даже по казенной надобности, освобождснныхъ отъ платы шоссейной и за экипажъ (n o 12 коп.).
Право это до того всосалось въ плоть ивъ кровь Ямщиковъ на всемъ пространствѣ русской земли, Что отказъ считается невѣроятнымъ и вызоветъ Непріятныя сцены. Обѣщанная прибавка къ наводкѣ Навѣрное обѣщала ускоренную ѣзду , a приведенная въ исполненіе по пути натурой—тѣшила и веселой пѣсней и острыми прибаутками и приговорами. Никто не освобожденъ былъ на почтовыхъ
Трактахъ отъ этой сверх смѣтной платы ,и она не вписывалась даже въ рѣреестры, которыми снабжали проѣзжихъ въ частныхъ тарантасахъ двор-ники постоялыхъ дворовъ. Одинъ разъ ѣдущіе до
Нижняго въ частномъ тарантасѣ въ количествѣ 15
Человѣкъ выбрали меня старостой, т .е. вручили собранныя совсѣхъ деньги и обязали расплачиваться на каждой станціи по переданному мнѣ реестру . На первой же станціи мнѣ пришлось прибавить своихъ денегъ на двѣ наводки: ямщику и Нарядчику и потомъ небезъ труда, ссоръ и споровъ согласить сосѣдей на добавочную складчину.
На станцію Пѣтушки пріѣхали м ы ночыо. Подошедшій къ тарантасу мужикъ вызывалъ старосту и Объявившись мнѣ очереднымъ ямщикомъ, спрашивалъ разрѣшенія запрягать. Надобности въ нарядчикѣ не оказалось: можно этому жеямщику и отдать накладную прибавку. Я вылѣзъ ;зашелъ въ избу, и присвѣте нагорѣвшей сальной свѣчи, увидѣлъ неподвижно лежавшее тѣло, вытянутое вовсю Длину лавки. Оно храпѣло. Когда полчаса спустя, пришелъ очередной ямщикъ объявить, что готовы лошади, спавшій поднялся во весь свой ростъ и, почесываясь и потягиваясь ,выговорилъ: «нарядчику
Съ твоей милости наводочку слѣдуетъ». Навопросъ: зачто? Онъ промолчалъ. На замѣчаніе, что я самъ Нарядилъ ямщика и что мнѣ съ него еще бы за Эти хлопоты слѣдуетъ и с него очень прошу о томъ, нарядчикъ простодушно и стыдливо улыбнулся, но Натребованіи больше не настаивалъ. Такимъ способомъ одинъ разъ проспалъ онъ, живучи на веселомъ постояломъ дворѣ, сверхсмѣтныя наградныя
деньги, одинъ разъ во все время дальнихъ поѣздокъ моихъ я недалъ кому-то и за что-то наводку.И да проститъ меня читатель, что я разсказалъ от а-комъ, по видимому, ничтожномъ случаѣ, имѣвшемъ, однако, всероссійское значеніе и доставлявшемъ немалыя испытанія въ постоянной заботѣ о мелкихъ
деньгахъ . Заплатишь бывало прогоны впередъ за
три станціи одного и того же содержателя и счаст-ливъ надеждою выспаться: будить не станутъ. He тутъ-тобыло: въ самомъ сладкомъ, здоровомъ и молодомъ снѣ co второй станціи на третью безжалостно настойчиво и требовательно наводка трясетъ
заруку, хватаетъ заплечо, гладитъ поспинѣ, трогаетъ заногу, —и будитъ
. По пословицѣ: «нежаль тебя, да жаль вина». Апетитъ великъ, a заработокъ скуденъ; при ограниченныхъ требованіяхъ въ жизни,
в ъдеревнѣ, или селѣ гривенникъ—тотъ же рубль для иного. Да и вообще насколько скудна деревня и велика деревенская нужда, можно видѣть изъ того
разнообразія указаній, которымъ нескоро и счетъ подвести нельзя. Co всѣхъ ногъ мчатся босоногіе ребятишки отворять проѣзжимъ ворота, выходящія на еревенскія поля, a если ворота изъ деревни на выгоны остаются незапертыми и даже сняты съ пе-ель инѣтъ даже такой работы, тѣже ребята гурьбой стоятъ y дверей и ждутъ подачки, что сбросятъ: пряники, баранки, мѣдныя копѣечки, орѣхи. He догадался запастись всѣмъ этимъ проѣзжій, —смѣлые бранятся, малые во всю глотку ревутъ и все –таки бѣгутъ слѣдомъ въ подпрыжку, такъ что пятки сверкаютъ.
Въ однихъ мѣстахъ, какъ въ той же Новгородчинѣ, прямо, безъ всякихъ биняковъ просятъ на хлѣбушко: —подавайте этимъ, ради Христа самого подавайте; своего хлѣба не хватило имъ далеко до Николы зимняго, a привозный и продажный купить Совсѣмъ не на что. Въ мѣстахъ посытнѣе просягь накалачики — насладкійкусъ, напшеничныя, набаранки; наКавказѣ из аКавказомъ—накишмишъ.
Краснымъ дѣвицамъ даютъ наорѣшки, горничнымъ — напомаду, барышнямъ—либо набулавки, либо наперчатки, солдатамъ—натабачокъ и т.д.
Складываютъ правую руку въ горсточку и вытягиваютъ ее во всю длину навстрѣчу прохожему малыя дѣти, прося нa орѣшки , гдѣ ихъ нѣтъ , и на пряники, гдѣ ихъ пекутъ да не даютъ даромъ. Суютъ руку и взрослые, говоря еще проще: «прибавь на бѣдность». Часто услышишь: «подайте на погорѣ-лое», хотя послѣднее бываетъ двухъс ортовъ: прав-дивое и лживое. A иной «Абросимъ совсѣмъ не проситъ, a дадутъ—неброситъ» :ему, пожалуй, ужъ и не такая великая нужда въ милостыни, да отъ дарового невелятъ отказываться, если уж расходилась милостивая и неоскудѣвающая рука дающаго.
Степенный старикъ съ окладистой бородой, съ подвѣшеннымъ нагруди планомъ храма и совнушительнымъ видомъ выпѣваетъ: «будьте вкладчики Въ церквуБожію, на каменностроенье» (на кабацкое разоренье—подсмѣиваются остряки). Молодой
Парень съ длинной палкой отъ собакъ и съ блюдечкомъ, накрытымъ шелковой тряпицей, для доброхотныхъ даяній проситъ «на благовѣстное колоколо». Подачки или подарковъ просятъ даже на сватьбахъ: «нашильце, намыльде, накривоеверетено». Выраженіе «шильцемъ и мыльцемъ» вошло
Даже въ поговорку о тѣ ъ людяхъ, которые, по бѣдности, пробиваются кое какъ, но невыпускаютъ изъ рукъ ничего подходящаго и ничѣмъ непренебрегаютъ. Малые нищіе молятъ «нахлѣбецъ копѣечку», большіе «для праздника Господня: тѣлу
воздравіе, душѣ воспасенье отъ своихъ трудовъ праведныхъ». Это очень длинно и нараспѣвъ, и въ такихъ мѣстахъ, гдѣ надо надокучать, что бы разжалобить, надо долгопѣть, что бы обратить вниманіе. Въ архангельской тайболѣ, въ самыхъ глухихъ
и совершенно безлюдныхъ мѣстахъ, ветхіе старики-кушники, не способные за увѣчьемъ или старостью къ работѣ и отъ долгого житья въ пустынномъ одиночествѣ даже разучившіеся говорить, мозолистую правую руку, сложенную корытцемъ, протяги-вали мнѣ со словами: «не сойдется ли что съ твоей милости?)) Тутъ уже нѣтъ опредѣленнаго вида нужды, ибо все нужно, ничего нѣтъ , кромѣ общественной курной избы. Этому что ни дашь — все ладно: яичко ли , недоѣденный пирогъ. Здѣсь, по-жалуй, за деньгами не очень гоняются, ничему онѣ непослужатъ, потоіму что и купить негдѣ и нечего въ этой мертвой лѣсной пустынѣ. Остался одинъ, непомнящій добра желудокъ, который и
проситъ хлѣбушка, a въ прочихъ желаньяхъ не на чемъ остановиться, все неизвѣстно, a былое забыто и замерло. Тутъ все ясно, a потому и коротко. Въ населенныхъ мѣстахъ нужда болтлива: она проситъ, распѣвая и длинными стихами и коротенькою складною рѣчыо, всегда уныло и протяжно. Придуманы праздники и с ними установлено, когда и очемъ просить: яичка и сыровъ наПасху, ветчинки и колбаски наРождество, блиновъ намогилахъ и къ этимъ временамъ прилажены длинные стихи, распѣваемые въ Бѣлоруссіи особыми артелями такъ называемыхъ волочебниковъ, въ Великороссіи мальчиками, разными нищими и т.п. Во всякомъ случаѣ здѣзсь нужда мудрена: пошла навсѣ выдумки, хотя на самомъ дѣлѣ истинная нужда скромна и молчалива.
Вь пріемахъ выпрашиванья «начаевъ» замѣчается, Между прочимъ, нѣкоторое движеніе и колебанія и Видимы перемѣны. Одни исчезаютъ, другіе нарождаются съ несомнѣннымъ перевѣсомъ послѣднихъ Надъ первыми. Говорятъ ,московскіе баньщики не
Ходятъ уже съ «масляницей» набольшомъ подносѣ, На которомъ сооружено было нѣчто аляповатое изъ
Цвѣтной и золотистой бумаги и кардона, окладенное из сохшими въ пыль конфектами въ пестрыхъ бумажкахъ, по подобію тѣхъ , которыми чествуютъ Гостей на купеческихъ сватьбахъ (банный обычай Существовалъ ещѣ в 50-хъ годахъ) .
Половые въ
Московскихъ трактирахъ не подаютъ уже посѣтителямъ на рождественскихъ праздникахъ стиховъ, напечатанныхъ на разноцвѣтныхъ бумажкахъ — твореній знаменитаго Ѳедота Кузмичева, швейцара дворянскаго собранія, который на вопросъ В.Г.Бѣ-линскаго въ рецензіи «Отечественныхъ Записокъ» о томъ, откуда онъ набираетъ для своихъ стихотвореній такую несуразную галиматыо, отвѣчалъ печатно: «Изъ подъ черепа, милостивый государь, изъ-подъ черепа». Обычай этотъ пробовалъ было примѣнять въ Петербургѣ извѣстный швейцаръ клуба Художниковъ Ефимъ Дроздовъ, но не удачно, т.е.
Съ денежнымъ успѣхом но безъ подражателей. Въ Петербургѣ «начаекъ «дѣлается невыносимымъ испытаніемъ, безпокойною мукою, въ родѣ каторжныхъ
работъ, отравляюіцихъ доброе или веселое праздничное настроеніе на оба праздника: Новый годъ и Пасху. Особенно это без выходно тяжело для людей, живущихъ ограниченными средствами, но обязанныхъ вести знакомства и заручившихся связями,
когда, можно сказать, съ ногъ сбиваютъ эти просители наводокъ и начаевъ, въ видѣ швейцаровъ, дворниковъ трехъсортовъ:старшаго, всѣхъ вмѣстѣ
и того, который состоитъ при квартирѣ, водопроводчиков, полотеровъ, трубочистовъ. Кто читаетъ и переписывается, того посѣщаютъ почтальоны, телеграфисты, разносчики газетъ, посыльные, курьеры того или другого вѣдомства, сторожа гимназіии прочее сонмище, ему же нѣсть числа и мѣры, и имъ же имя легіонъ. Весь этотъ сонмъ просителей
собираетъ ту сверхсмѣтную ,но обязательную подать, которая, кромѣ великаго множества прочихъ окладныхъ сборовъ, полагается за незавидное право житья въ дорогомъ и нездоровомъ городѣ.
Так как всё таки выглядит НАЧАЙ в наше время???
Прошу поделиться!
15 комментариев
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Я просил наборщика набрать, a корректора не Исправлять этого слова, стоящаго в заголовке, на Том основании, что чувствуется в нем такое плотное слияние начальнаго предлога с управляемым существительным, каковое слияние замечается и в
Самом обычае с народною жизнью. Из двух Частей речи народилась одна. Это иарицательное имя, означающее всем известную и для каждаго Обязательную установленную подать, родственно, по внешней форме и внутреннему смыслу, напри-мер, со словами настол (русский колым или
плата, полагаемая настол за невесту) , наславленье — сбор в рукахд уховенства, вещественный знак благодарности за духовное славленье
припосещении домов со крестом и св.водою, нахрап и нахрапы — взятыя насильем взятки и жадно награбленныя состояния вымогателей, на-рост—деньги, даренныя крестыым отцом, или то же, что общеупотребительный на зубок и проч. Все
эти старинныя слова, подобно приданому, подуш-ному ит.п., из давна склоняются повсем падежам обоих чисел. Говорят, например, смело
и не оглядываясь на свидетелей, таким образом: не жалел кум наростов крестникам—ударение на первом слоге, что бы не смешивать с болез ненным возвышением наживых телах,—нежалел этих подарков: без нароста никогда не
подходил к купели, разсчитывая наростом привлечь любовь крестнаго сына и нащедром нарост е достигал того же и y кумовьев. Натом же
основании и наше составное слово,у далившееся смыслом на неизмиримое разстояние от воего корня (чай—растение, a начай—мелкая взятка, плата сверх условия или занебольшой труд),начинает в живой речи подчиняться всемг рамматическим
правилам. Кое-где уже дерзают говорить во множественном числе, примерно так: пошли поборы, да взятки, да разныя начай; всем праздникам
бывает конец, a начаям конца нет и в год
приходится раздать начая столько ,что карман тре-щит. Хотя от начаев богат не будешь, однако иныя семьи давно уже помаленьку живутэ тими
самым иначаями. Стало быть и нам нетолько обя-зательно выдать начай, номожно остаться при этом без карманных денег от выданнаго сегодня начая и быть по праву всегда недовольным частым начаем *) . Если, в самом деле , кажется
странным склонение этого слова в единствеином
числе, то, минуя то бытовое явление, что эти поборы часты, многочисленны и мелки, мы все-таки не должны забывать ,что это слово новое, создавшееся почти на нашей памяти. Оно еще необдержалось так, чтобы могло гнуться исклоняться по
грамматическим правилам. Свободные в обращении с родным языком, как ветер в поле, русские люди сь природным, старинным словом
давно уже нецеремонятся. Например, млеко в
нынишней форме своей проводится на севере России по всем падежам множественнаго числа, вопреки запрета всех наших грамматик, прославившихся прротиворечиями, недописанными законами и не доделанными правилами.
Там твердо уверены, что молоки бывают разныя, друг надруга мало
Или совсем непохожия: пресное и квашеное или
кислое, топленое и парное, простокваша и варенец, творог, сметана ис ыры,—вообще вс е молочны епродукты, имеющие одно общее название «скопов».
Вот почему и едет смело и решительно на архангельский базар подгородиая баба и дерзко и безсовестно кричит навсю площадь, Предлагая свой товар в разнородных сортах И во множественном числе любому учителю и Ученику гимназии.
Слово «начай» действительно новое, лишь в середине нынешняго столетия дерзнувшее счастливо посоперничать и с притворною ласковостью,и с обманом подсменять заветную и старинную «наводку, наводочку, навино».
Год, когда началось
Повальное московское чаепитие, с точностью определить трудно: говорят, что вскоре «после француза» получила свое начало трактирная жизнь и дикие, домоседливые купцы начали посещать театры, отдавщись обоим развлечениям с неудержимым
Увлечением и охотою. Изменились люди до того, что давно уже в Великороссии сложилась поговорка, что «ныне и пьяница наводку непросит,
a все начай». Исключение представляют два родствениые народа: белоруссы и малоруссы, закоторыми, в числе многих древних привычек, оста-лась и эта просьба, высказываемая откровенно и напрямик «нагорилку». На больших дорогах,
вблизи племенных границ эта просьба ямщика, обращаемая к проезжему, смело засчитывается в число этнографических признаков таковых границ. Так ,например, по Псковской губернии все просят«начаек». В Витебской и Смоленской тот же почтовый ямщик, почесывая спину и в затылке, выпрашивает на прощанье «навино». Почтовая «наводка» сделалась даже обязательною, законом установленною прибавкою (от 5 до 10коп.) для едущих даже по казенной надобности, освобождснных от платы шоссейной и за экипаж (n o 12 коп.).
Право это до того всосалось в плоть ив кровь Ямщиков на всем пространстве русской земли, Что отказ считается невероятным и вызовет Неприятныя сцены. Обещанная прибавка к наводке Наверное обещала ускоренную езду , a приведенная в исполнение по пути натурой—тешила и веселой песней и острыми прибаутками и приговорами. Никто не освобожден был на почтовых
Трактах от этой сверх сметной платы ,и она не вписывалась даже в ререестры, которыми снабжали проезжих в частных тарантасах двор-ники постоялых дворов. Один раз едущие до
Нижняго в частном тарантасе в количестве 15
Человек выбрали меня старостой, т .е. вручили собранныя совсех деньги и обязали расплачиваться на каждой станции по переданному мне реестру . На первой же станции мне пришлось прибавить своих денег на две наводки: ямщику и Нарядчику и потом небез труда, ссор и споров согласить соседей на добавочную складчину.
На станцию Петушки приехали м ы ночыо. Подошедший к тарантасу мужик вызывал старосту и Обявившись мне очередным ямщиком, спрашивал разрешения запрягать. Надобности в нарядчике не оказалось: можно этому жеямщику и отдать накладную прибавку. Я вылез ;зашел в избу, и присвете нагоревшей сальной свечи, увидел неподвижно лежавшее тело, вытянутое вовсю Длину лавки. Оно храпело. Когда полчаса спустя, пришел очередной ямщик обявить, что готовы лошади, спавший поднялся во весь свой рост и, почесываясь и потягиваясь ,выговорил: «нарядчику
С твоей милости наводочку следует». Навопрос: зачто? Он промолчал. На замечание, что я сам Нарядил ямщика и что мне с него еще бы за Эти хлопоты следует и с него очень прошу о том, нарядчик простодушно и стыдливо улыбнулся, но На требовании больше не настаивал. Таким способом один раз проспал он, живучи на веселом постоялом дворе, сверхсметныя наградныя
деньги, один раз во все время дальних поездок моих я недал кому-то и за что-то наводку.И да простит меня читатель, что я разсказал от а-ком, по видимому, ничтожном случае, имевшем, однако, всероссийское значение и доставлявшем немалыя испытания в постоянной заботе о мелких
деньгах . Заплатишь бывало прогоны вперед за
три станции одного и того же содержателя и счаст-лив надеждою выспаться: будить не станут. He тут-тобыло: в самом сладком, здоровом и молодом сне co второй станции на третью безжалостно настойчиво и требовательно наводка трясет
заруку, хватает заплечо, гладит поспине, трогает заногу, —и будит. По пословице: «нежаль тебя, да жаль вина». Апетит велик, a заработок скуден; при ограниченных требованиях в жизни,
в деревне, или селе гривенник—тот же рубль для иного. Да и вообще насколько скудна деревня и велика деревенская нужда, можно видеть из того
разнообразия указаний, которым нескоро и счет подвести нельзя. Co всех ног мчатся босоногие ребятишки отворять проезжим ворота, выходящия на еревенския поля, a если ворота из деревни на выгоны остаются незапертыми и даже сняты с пе-ель инет даже такой работы, теже ребята гурьбой стоят y дверей и ждут подачки, что сбросят: пряники, баранки, медныя копеечки, орехи. He догадался запастись всем этим проезжий, —смелые бранятся, малые во всю глотку ревут и все –таки бегут следом в подпрыжку, так что пятки сверкают.
В одних местах, как в той же Новгородчине, прямо, без всяких биняков просят на хлебушко: —подавайте этим, ради Христа самого подавайте; своего хлеба не хватило им далеко до Николы зимняго, a привозный и продажный купить Совсем не на что. В местах посытнее просягь накалачики — насладкийкус, напшеничныя, набаранки; на Кавказе и за Кавказом—накишмиш.
Красным девицам дают наорешки, горничным — напомаду, барышням—либо набулавки, либо наперчатки, солдатам—натабачок и т.д.
Складывают правую руку в горсточку и вытягивают ее во всю длину навстречу прохожему малыя дети, прося нa орешки , где их нет , и на пряники, где их пекут да не дают даром. Суют руку и взрослые, говоря еще проще: «прибавь на бедность». Часто услышишь: «подайте на погорелое», хотя последнее бывает двух сортов: правдивое и лживое. A иной «Абросим совсем не просит, a дадут—небросит» :ему, пожалуй, уж и не такая великая нужда в милостыни, да от дарового невелят отказываться, если уж расходилась милостивая и неоскудевающая рука дающаго.
Степенный старик с окладистой бородой, с подвешенным нагруди планом храма и совнушительным видом выпевает: «будьте вкладчики В церквуБожию, на каменностроенье» (на кабацкое разоренье—подсмеиваются остряки). Молодой
Парень с длинной палкой от собак и с блюдечком, накрытым шелковой тряпицей, для доброхотных даяний просит «на благовестное колоколо». Подачки или подарков просят даже на сватьбах: «нашильце, намыльде, накривоеверетено». Выражение «шильцем и мыльцем» вошло
Даже в поговорку о те людях, которые, по бедности, пробиваются кое как, но невыпускают из рук ничего подходящаго и ничем непренебрегают. Малые нищие молят «нахлебец копеечку», большие «для праздника Господня: телу
воздравие, душе воспасенье от своих трудов праведных». Это очень длинно и нараспев, и в таких местах, где надо надокучать, что бы разжалобить, надо долгопеть, что бы обратить внимание. В архангельской тайболе, в самых глухих
и совершенно безлюдных местах, ветхие старики-кушники, не способные за увечьем или старостью к работе и от долгого житья в пустынном одиночестве даже разучившиеся говорить, мозолистую правую руку, сложенную корытцем, протяги-вали мне со словами: «не сойдется ли что с твоей милости?)) Тут уже нет определеннаго вида нужды, ибо все нужно, ничего нет , кроме общественной курной избы. Этому что ни дашь — все ладно: яичко ли , недоеденный пирог. Здесь, по-жалуй, за деньгами не очень гоняются, ничему оне непослужат, потоиму что и купить негде и нечего в этой мертвой лесной пустыне. Остался один, непомнящий добра желудок, который и
просит хлебушка, a в прочих желаньях не на чем остановиться, все неизвестно, a былое забыто и замерло. Тут все ясно, a потому и коротко. В населенных местах нужда болтлива: она просит, распевая и длинными стихами и коротенькою складною речыо, всегда уныло и протяжно. Придуманы праздники и с ними установлено, когда и очем просить: яичка и сыров наПасху, ветчинки и колбаски наРождество, блинов намогилах и к этим временам прилажены длинные стихи, распеваемые в Белоруссии особыми артелями так называемых волочебников, в Великороссии мальчиками, разными нищими и т.п. Во всяком случае здезсь нужда мудрена: пошла навсе выдумки, хотя на самом деле истинная нужда скромна и молчалива.
Вь приемах выпрашиванья «начаев» замечается, Между прочим, некоторое движение и колебания и Видимы перемены. Одни исчезают, другие нарождаются с несомненным перевесом последних Над первыми. Говорят , московские баньщики не
Ходят уже с «масляницей» набольшом подносе, На котором сооружено было нечто аляповатое из
Цветной и золотистой бумаги и кардона, окладенное из сохшими в пыль конфектами в пестрых бумажках, по подобию тех , которыми чествуют Гостей на купеческих сватьбах (банный обычай Существовал еще в 50-х годах) .Половые в
Московских трактирах не подают уже посетителям на рождественских праздниках стихов, напечатанных на разноцветных бумажках — творений знаменитаго Ѳедота Кузмичева, швейцара дворянскаго собрания, который на вопрос В.Г.Бе-линскаго в рецензии «Отечественных Записок» о том, откуда он набирает для своих стихотворений такую несуразную галиматыо, отвечал печатно: «Из под черепа, милостивый государь, из-под черепа». Обычай этот пробовал было применять в Петербурге известный швейцар клуба Художников Ефим Дроздов, но не удачно, т.е.
С денежным успехом но без подражателей. В Петербурге «начаек «делается невыносимым испытанием, безпокойною мукою, в роде каторжных
работ, отравляюицих доброе или веселое праздничное настроение на оба праздника: Новый год и Пасху. Особенно это без выходно тяжело для людей, живущих ограниченными средствами, но обязанных вести знакомства и заручившихся связями,
когда, можно сказать, с ног сбивают эти просители наводок и начаев, в виде швейцаров, дворников трехсортов:старшаго, всех вместе
и того, который состоит при квартире, водопроводчиков, полотеров, трубочистов. Кто читает и переписывается, того посещают почтальоны, телеграфисты, разносчики газет, посыльные, курьеры того или другого ведомства, сторожа гимназиии прочее сонмище, ему же несть числа и меры, и им же имя легион. Весь этот сонм просителей
собирает ту сверхсметную ,но обязательную подать, которая, кроме великаго множества прочих окладных сборов, полагается за незавидное право житья в дорогом и нездоровом городе.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Нормальный русский - всё таки не старославянский.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Такое изложение - тупость!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
знание иностранных языков лишним не бывает, но и знать их совершенно не обязательно. Это равносильно я бы выложил пост на японском, и сказал тебе - вот ты дурень, не знаешь японский, и ленивый что не можешь выучить что бы прочитать. Вот примерно так это звучит.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена