Побежденная колесница: провал «лучшего» танка в мире
Защищенность
Основное внимание конструкторы отдали выживаемости экипажа. В силу поставленной задачи экипаж был размещен чуть назад и чуть ниже классической схемы, а двигатель и трансмиссия были смонтированы под единой забронированной деталью, за которой устанавливалась еще одна бронеплита толщиной в 60-мм. Между двумя плитами расположен топливный бак для питания двигателя. Такое решение по сей день считается спорным, так как при поражении танка во фронтальную проекцию (а такие случаи случались часто) машина сразу выходит из строя и к дальнейшей эксплуатации непригодна. Единственным, кто оказывается в выигрыше от такой компоновки - становится экипаж, поскольку люди получают несколько десятков секунд, чтобы выбраться из подбитой машины через кормовое отделение. Корпус танка представляет из себя единую отливку, которая может противостоять многим типам снарядов, но вот попадание из ПТРК или ПТУР (особенного советского или российского производства) мощная израильская броня уже не выдерживает. Отдельного внимания в израильском танке заслуживает конструкция башни, являющаяся одновременно и отличительной чертой и «ахиллесовой пятой» танка. Большая ее часть окружена двумя слоями стальной брони. Передние бронированные стенки толщиной 76мм имеют небольшой промежуток для размещения боеприпасов к пулеметам. Внешнее размещение боеприпасов таким образом - еще одно спорное решение, которое показало свою несостоятельность в 1982 году, во время боев в Ливане. В силу размеров башня довольно сильно возвышается над корпусом танка и при должной сноровке превращается в отличную цель для реактивной гранаты.
Вооружение
Всерьез задумываться о вооружении в ЦАХАЛ не стали, поскольку надежда на высокую степень защиты взяла верх. Чтобы снизить издержки на создание танка на вооружение приняли американскую пушку М-68 калибром 105-мм. Боекомплект «Меркавы» составляет 62 выстрела, однако, автомата заряжания в нем не предусмотрено ни в одной из модификаций, включая самую новую версию танка с индексом МК-4. Такое решение в условиях современного танкового боя вызывает целый ряд вопросов, от усталости заряжающего до вопроса: «Что делать, если заряжающего вывели из строя?». Получается, что танк, при всей своей броневой защите, фактически будет нейтрализован, если по каким-то причинам заряжающий перестанет выполнять свои задачи. К слову, та же проблема есть и у американского М-1 «Абрамс», в котором автомата заряжания так же не предусмотрено, в отличии от российских танков, в которых автомат заряжения устанавливается очень давно.
«Меркава» помимо главного орудия имеет еще и спаренный пулемет калибра 7,62мм, расположенный слева от ствола. Дополнительно, сверху, на башне могут быть установлены еще два пулемета, но об использовании этих пулеметов в активном бою речь идёт в последнюю очередь, потому что под градом пуль нужно еще уметь воспользоваться ими. Одним из самых нестандартных решений, примененных в танке, является 60-мм миномет, который прежде устанавливали на американские танки М-60, находящиеся на вооружении ЦАХАЛ. Сами израильтяне высоко оценивают его эффективность, однако, американский военный историк Морис Сеймвуд, который долгое время руководил историческим журналом, посвященным бронетехнике, утверждал, что такая конструкция «лишена всякого смысла». Основную часть боекомплекта миномета составляют осветительные и дымовые снаряды, использование которых в бою не поддается объяснению, ведь все те же функции может выполнять и пехота и даже артиллерия.
Проблемы, о которых не говорят
Сами израильтяне о проблемности своего танка говорить не любят. Именно в силу узкой специализации этой машины, «Меркава» никогда не поставлялся на экспорт, а был продуктом лишь для внутреннего использования. Военный эксперт Виктор Мураховский в интервью телеканалу «Звезда» пояснил: «Вообще, «Меркава» не является прорывным танком, и даже сверхтехнологичным. В его создании не было применено революционных решений, прежде всего, в силу того, что сама технология танкостроения вплотную подходит к пределу своего потенциала. Стоит так же помнить, что этот танк - узконаправленная машина для локального театра военных действий. Для длительных маршей на большие расстояния он совершенно не годится, равно как и для перемещения железнодорожным транспортом, автовозами или своим ходом - он слишком тяжелый. Ну и с точки зрения живучести, нельзя однозначно сказать, какой он - потому что никем, кроме Израиля он не применялся», - заявил эксперт.
«Меркава» не устоял
Вторая ливанская кампания Израиля обернулась для бронетехники настоящим кошмаром. Наземные действия ЦАХАЛ с использованием танков «Меркава» стали одним из самых страшных страницы в истории танковых соединений Израиля. Ливанская «Хезболла» сделала основной упор на противотанковые средства и не прогадала. Около тысячи бойцов были разбиты на группы по 5-6 человек с самым разным вооружением. От самых ранних ПТРК «Малютка» до уже российских «Фагот», «Конкурс», «Метис-М», «Корнет-Э» и самым неприятным для израильтян - РПГ 29 «Вампир». Израиль, неоднократно заявлявший, что располагает трофейными РПГ-29, которые прибыли из Сирии, обещал предоставить фотографии этих противотанковых гранат, но так этого не сделал. Военный историк Мартин Шандт, специализирующийся на изучении бронетехники стран НАТО отметил, что «Вампиры» стали оружием, которого боится любая бронированная машина. Кроме российских ПТРК у «Хезболлы» были и американские «ТОУ» и французские «Милан», однако, ими пользовались в самую последнюю очередь из за малой эффективности. Все свои самые большие потери ЦАХАЛ несли именно от противотанкового оружия. Официально ЦАХАЛ признал подбитыми 46 танков и 14 БТР. Зафиксировано 22 случая пробития брони в танках и около десятка - в БТР. Официальные данные скудны, но неофициальные данные говорят о том, что количество подбитых танков занижено примерно на 20-30%. Наряду с «Меркава-МК2» и «Меркава-МК3» в операции участвовали и новейшие «Меркава-МК4», которые несмотря на сверхвысокие защитные свойства так же легко пробивались российскими ПТРК, как их предыдущие модификации этого танка.
Американский стиль
Создав «Меркаву», израильские конструкторы стремились заложить в него максимально возможный уровень защищенности. Однако как и в случае с американскими танками М1 «Абрамс», израильские «Меркава» использовались в наземной операции и практически не встречали серьезного сопротивления. Неизвестно, что случилось бы с "Меркавой", встреться они лицом к лицу с более серьёзной эшелонированной обороной и гораздо большим количеством ПТРК в руках опытного противника. Скорее всего, потерями 50 машин израильтяне не отделались бы. Конструктивная массивность «Меркавы» привела к тому, что центр тяжести постепенно сместился в лоб машины, во-вторых увеличился заброневой объем. Как результат - 70-тонная неповоротливая махина «Мк-4» имеет почти в 1,5 раза меньшую степень защищенности, чем например, российский танк Т-90МС, который весит куда меньше - 48 тонн. К тому же, стрельба из положения «стоя» у «Меркавы» осложняется обильным выхлопом двигателя, который проходит прямо перед приборами СУО (Системы Управления Огнем).
Ноу-хау
Израильские конструкторы, которые так гордятся своими танками, в начале марта 2005 года представили «революционную» систему активной защиты «Трофи». Эта система по заявлениям израильских оружейников является уникальной, и не имеет аналогов в мире. Система «Трофи» основана на сотне датчиков в корпусе танка и системы боеприпасов, которые «выстреливаются» на встречу летящей в танк ракете. Стоит отметить, что никаких официальных данных по этой системе, не говоря уже о демонстрации ее возможностей - от Израиля до сих пор не поступало. Конструкторы системы уверяют, что система надежна и является в данный момент лучшей в мире. В этом израильские оружейники откровенно лукавят. В распоряжении российских военных уже давно есть комплекс активной защиты «Арена», принцип действия которого схож с «Трофи», однако оснащенные «Ареной» танки Т-80 были представлены широкой общественности аж в далеком 1997 году. Комплекс «Арена» был разработан с учетом применения танковых соединений в серьезных городских боях и был призван снизить повреждения танков от реактивных гранат и противотанковых комплексов. Модернизированной версией «Арены» в данный момент оснащаются Т-72Б, Т-90 и Т-90МС, поэтому израильскую систему «Трофи» лучшей в мире считают, судя по всему, только в самом Израиле.
Туманное будущее
Перспектива этого узконаправленного и относительно защищенного танка весьма непонятна. Прежде всего, потому, что сам процесс развития бронетехники во всем мире постепенно подходит к «потолку» своего развития. Израильские инженеры, создавшие «Колесницу» (а именно так переводится название «Меркава»), на смену последней модификации танка Мк-4 готовят совершенно иную бронированную машину, которая будет построена на «использовании новых физических принципов», однако как и в случае с «Меркавой» - ни подробностей, ни информации они не дают. Если взять во внимание тот факт, что израильские танки никому и никогда не продавались и применялись лишь в отношении более слабого противника, можно сделать вывод, что огневая мощь, защитные свойства и общая целесообразность этой машины будет под вопросом, аналогично с ситуацией с уже принятыми на вооружении танками модификаций МК-3 и МК-4. Завершая рассказ о механизированной «Колеснице» ЦАХАЛ вспоминаются слова американского военного историка Чарльза Симмонса, который долгое время изучал историю противостояния Израиля с сопредельными государствами. В одном из интервью он сказал: «Если бы каждый противник у Израиля был бы чуть лучше обучен и вооружен хотя бы равной по численности армией, то вопрос с танковыми наступлениями у Израиля был бы решен раз и навсегда, причем не в пользу Израиля».
Источник:
311 комментариев
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Опера́ция «Римо́н 20» (иврит: רימון 20, англ.: Operation «Rimon 20», Операция «Ветка»[4]) — кодовое название воздушного боя израильских ВВС против советских лётчиков-истребителей, размещённых в Египте, состоявшегося в ходе Войны на истощение 30 июля 1970 года, в результате которого пять советских истребителей МиГ-21 были сбиты израильскими истребителями F-4 Phantom и Mirage III.
Израильским командованием было принято решение провести операцию 30 июля 1970 года. Около полудня пара «Фантомов» атаковала РЛС обнаружения в Сохне на западном берегу Суэцкого канала. Четвёрка «Миражей» на предельной высоте двинулась в глубь египетской территории. Следом, на бреющем полёте вылетела вторая четвёрка «Миражей» и четвёрка «Фантомов» под командованием Авиху Бин-Нуна. Первая четвёрка «Миражей» (демонстративная группа) летела по парам очень близко друг к другу. На экранах советских радаров светились лишь две точки. В эфир выходили только два лётчика, летавших ранее на разведывательных «Миражах», голоса которых были известны местным радистам. Операторы радаров приняли четвёрку истребителей за два разведывательных «Миража». На выносном командном пункте «Бир-Арейда»[1] в это время находился начштаба ВВС Египта генерал Мубарак и советник командующего ВВС Египта, командующий советской авиационной группой генерал-майор авиации Дольников. Мубарак предупредил Дольникова, что израильтяне заманивают советских летчиков в ловушку, но тот считал, что два разведывательных «Миража», не имеющих вооружения, станут легкой добычей. Дольников помнил, что 18 апреля самолеты-разведчики ушли от «МиГов». Он приказал поднять в небо двадцать «МиГов», чтобы отрезать «Миражам» пути к отступлению. С египетского аэродрома в Бени-Суэйф (180 км южнее Каира)[2] поднялись две четверки «МиГов» под командованием капитана Юрченко. Ещё две четвёрки «МиГов» под командованием капитана Каменева взлетели с аэродрома Ком-Аушим (120 км на юго-восток от Каира)[3], пятая четвёрка поднялась с аэродрома в Катамие.
Три группы «МиГов» приближались к звену «Миражей» на встречных курсах. Восьмёрка «МиГов» под командой капитана Юрченко сблизилась с демонстративной группой, но «Миражи» неожиданно развернулись на 180°, а к команде преследователей присоединилась восьмёрка «МиГов» под командованием капитана Каменева. Шестнадцать «МиГов» летели за демонстративным звеном «Миражей», имея огромное преимущество. Когда ударная группа заняла выгодную позицию для нанесения главного удара, Мордехай Ход отдал приказ демонстративной группе нанести по «МиГам» вспомогательный удар. Две пары «Миражей» разошлись в стороны, сбросили подвесные баки с горючим, развернулись и, заняв боевой порядок, начали сближаться с «МиГами».
Советские лётчики вместо двух разведывательных самолётов неожиданно обнаружили четвёрку «Миражей». Правильно сориентировавшийся в обстановке капитан Юрченко доложил на командный пункт: «Вижу четвёрку истребителей». Генерал Дольников отдал приказ на уничтожение «Миражей», но советские лётчики не услышали эту команду — в 14.20 израильтяне включили радиопомехи и забили советскую линию связи. Советские лётчики вдруг обнаружили, что они окружены восемью «Миражами» и блокированы сверху четвёркой «Фантомов». В этот момент четвёрка «Миражей» нанесла ракетный удар.
Генерал Ход ввел в бой ударную группу, шедшую на бреющем полёте. Четвёрка «Миражей» взмыла вверх, открыв огонь из пушек. Переключившись на запасную радиочастоту, советские пилоты начали маневрировать, чтобы уйти от огневого удара. Но вверх взмыла четвёрка «Фантомов», которые произвели ракетную атаку при наборе высоты.
Первый «МиГ» был сбит пушечным огнём «Миража», следующий — ракетой «Спэрроу», пущенной Авиху Бин-Нуном. Ашер Снир сбил «МиГ» ракетой на высоте 10 тысяч метров. Пилот сбитого «МиГа» катапультировался. Но Снир увлёкся погоней и не заметил атакующий его сзади самолёт капитана Владимира Ивлева[18]. Ракета Р-3С повредила «Мираж», Снир вышел из боя и сумел сесть в Рефидим[19]. После потери четвёртого и пятого «МиГов» Дольников отдал команду лётчикам оторваться от израильтян, и советские лётчики стали выходить из боя.
Бой длился 6 минут. В 14.26 Мордехай Ход запретил преследовать «МиГи» и приказал израильским лётчикам вернуться на базу[17][1]:40-41[2][20][3].
Четвёрка (Саранин, Васильев, Мазур, Супрун) взлетела после старта четвёрки Юрченко через три минуты и прибыла к месту боя, где уже никого не было, и виднелись только три дыма от упавших самолётов[20].
Последующие события[править | править вики-текст]
1 августа 1970 года в Каир прилетел командующий ВВС СССР маршал Павел Кутахов. Он назначил расследование обстоятельств вооружённого столкновения с противником. 2 августа Кутахов отдал приказ о прекращении полётов советских лётчиков в зоне Суэцкого канала. Маршал запретил своим пилотам вступать в бой с израильскими истребителями. Руководство СССР уведомило египетскую сторону, что далее не может оказывать помощь египетскому правительству в обеспечении неприкосновенности египетских воздушных рубежей. Насер не мог продолжать вооружённый конфликт с Израилем без полноценной посторонней помощи, и вынужден был согласиться на прекращение огня, вступившее в силу в полночь с 7 на 8 августа 1970 года. Перемирие продержалось (не считая нескольких эксцессов) до октября 1973 года[2].
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
На самом деле через все успешные Израильские военные операции красной нитью проходит военная хитрость. Как и в этом случае. Следовательно нужно очень хорошо помнить о припрятанном у противника козыря в рукаве.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена